В работе доказывается рациональность и эффективность использования технологии квест-игры с целью развития самостоятельности у старших дошкольников, и даются рекомендации педагогам, которые помогут успешно реализовывать и внедрить эту технологию в образовательный процесс ДО.
Ключевые слова: квест-игра, технология, принципы, инициатива и самостоятельность.
В процессе воспитания большинство родителей, чтобы ускорить процессы сбора на прогулку или в поликлинику, из-за сомнений в возможностях ребенка и по разным другим причинам стремятся сделать все за него. Таким образом, родители вредят своему малышу, так как лишают его проявления самостоятельности, подрывают веру в собственные силы, приучают к тому, что другие сделают все за него.
В определении понятия «детская самостоятельность», которое давали Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Г. А. Цукерман, можно условно выделить три составляющие:
– во-первых, способность сделать что-то без помощи взрослого;
– во-вторых, инициативность,
– в-третьих — готовность обратиться к взрослому с вопросом.
Таким образом система дошкольного образования претерпевает серьезные изменения. В связи с введением ФГОСДО и требованиям, предъявляемым к педагогам дошкольного образования, которые касаются реализации принципов ФГОСДО, становится актуальным использование новейших педагогических технологий, которые, прежде всего будут направлены на интересы и потребности воспитанника, сменяют традиционный подход в воспитании и в образовании личностно-ориентированным; с одной стороны необходимо перестраивать традиционные методы и средства воспитания с учётом требований ФГОС ДО, с другой стороны адаптировать новые с учётом индивидуальных потребностей воспитанников в рамках личностно-ориентированного подхода.
В числе основных принципов ФГОС ДО на сегодняшний день ведущее место занимают «формирование самостоятельности и активности», «поддержка детской инициативы», именно их многие современные педагоги-новаторы, такие как А. Шахманова и Т. С. Шорыгина основополагающими, и опираются на них в разработках современных технологий. Именно формирование самостоятельности, по мнению большинства ученых, способствует развитию желания, а именно инициативы и стремления к познанию, открытию новых знаний, а это ведь не для кого ни секрет, будет способствовать успешному обучению ребёнка в школе. Желание учиться, самостоятельно открывать новые знания и решение проблемных ситуаций — на сегодняшний день являются официально диагностируемыми критериями готовности к школе на основании диагностики выпускников ДО предложенной Е. А. Стребелевой. [8, c. 10].
Смирнова Е. О. определяет термин «самостоятельность как многогранное свойство личности, которое будет проявляться в развитой инициативности, умении воспринимать критику по отношению к себе, в адекватной самооценке, а главное в способности отвечать за свои действия и поступки. [7,c12].
Согласно принципам ФГОСДО уровень развития самостоятельности зависит от выполнения определённых условий, которые напрямую зависят от принципов, с помощью которых осуществляется педагогический процесс:
– образовательный процесс организуется на основе индивидуальных потребностей конкретного ребёнка, который сам выбирает основу своего образования и становится полноправным участником образовательного процесса;
– в ходе осуществления образовательного процесса осуществляется сотрудничество педагога и детей во всех областях этого процесса;
– педагог создаёт условия для свободного выбора детьми различных видов игровой, познавательной, коммуникативной деятельности;
– в ходе образовательной деятельности для каждого ребёнка создаются условия для самостоятельного принятия решений и самовыражения.
В последние годы набирают огромную популярность игровые квесты. Основная идея квеста идеально вписывается в сценарий дошкольного образования, потому как способствует успешной реализации основных принципов ФГОСДО, а именно квест развивает детскую инициативу, способствует развитию самостоятельности и повышению активности. Во время проведения и организации квест игры можно с успехом решить практически все образовательные задачи, а также знакомить детей и закреплять их знания о профессиях
Прародителями квест — игр были, безусловно, создатели компьютерных игр. Один из создателей квеста, Берни Джонс (2011г. США), определяет квест, как деятельность, которая направлена на поиск предметов, а зачастую поиск приключений.
В ходе квест-игры дошкольники самостоятельно применяют свои знания на практике, учатся слушать друг друга, самостоятельно принимать решения, приобретают умения и навыки, которые впоследствии пригодятся им в жизни. Например, при прохождении профориентационного квеста, дошкольники в игровой форме не только закрепляют знания о профессиях, но и учатся уважать и ценить труд людей, самостоятельно знакомятся с определенными профориентационными установками, которые закладывают фундамент будущей жизни.
На всех этапах квест-игры дети могут обратиться к педагогу за помощью, но при этом должны принимать самостоятельные решения. Для того чтобы организовать и провести квест-игру, которая действительно будет способствовать развитию детской самостоятельности и инициативы, следует обратить внимание на следующие рекомендации:
- Предварительная работа. Любой образовательный квест требует предварительной работы. Расскажите детям о теме квеста заранее, проиграйте в дидактические игры по изученным тема, закрепите её образ в изотворчестве или аппликации.
Квест целесообразнее проводить с целью проверки и закрепления знаний. Дети проявят больше инициативы, если уверены в своих знаниях.
- Сюрпризный момент. Ничто так не мотивирует больше чем яркий и запоминающийся образ в начале квеста: для того чтобы рассказать легенду квеста или объяснить правила используйте яркие костюмы или современные ИКТ технологии. Сегодня не составляет труда озвучить героя квеста на компьютере, создать видеопослание или интересную заставку. Такие методы помогут педагогу идти в ногу со временем и найдут эмоциональный отклик у воспитанников.
- Разнообразные задания. Входе подготовки заданий для квеста постарайтесь охватить как можно больше видов детской деятельности, предусмотрите динамическую или физкультурную станцию, возможно на одной из станций квеста, как элемент задания, с целью снятия утомления. Чем разнообразнее задания, тем больше условий для каждого ребёнка проявить свою самостоятельность и инициативу.
- Учёт возрастных особенностей детей. Содержание заданий, продолжительность квеста, его идея-всё должно соответствовать возрасту детей, быть доступным и понятным им.
- Кольцевые квесты предпочтительнее линейным. По своей структуре квесты могут быть кольцевые — когда разные команды стартуют с разных точек и приходят к финишу вместе и линейные — действие игры разворачивается последовательно. Кольцевые квесты, конечно, более сложны по подготовке, но с точки зрения развития самостоятельности и активности предпочтительнее.
- Свобода выбора решения. В ходе решения игровых задач старайтесь дать возможность максимально самостоятельно детям найти отгадку, делайте подсказку лишь в самом крайнем случае.
- Награждение обязательно. Когда квест подошел к логическому завершению обязательно хвалите детей, отмечайте их положительные качества, которые проявились в ходе выполнения заданий квеста. Целесообразно использовать для поощрения жетоны или медальки, заранее подготовленные педагогом.
- Рефлексия. Стимулируйте речевую деятельность детей, просите их рассказать о впечатлениях после прохождения квеста, о том, что больше всего запомнилось или вызвало затруднения. Рефлексия помогает научиться выражать и свободно излагать свои мысли.
Таким образом, использование квест-игры помогает педагогу не только решать целый комплекс образовательных и воспитательных задач, но и развивать самостоятельность детей, способствовать раскрытию индивидуальности ребёнка и развитию его инициативности.
Литература:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ от 29.12.2012
- Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»
- Осяк С. А., Султанбекова С. С., Захарова Т. В., Яковлева Е. Н., Лобанова О. Б., Плеханова Е. М., Образовательный квест — современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–2.;
- Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Николаева Н. В., Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся [Электронный ресурс] / — (http://rcio.- pnzgu. ru/vio/07/cd_site /Articles/art_l_l 2. htm).
- Осяк С. А. Образовательный квест — современная интерактивная технология [Текст] // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–2.
- Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж, 1998. — 256с
- Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста. М.:Просвещение,2006.-276с