Исследовательский кружок как эффективная форма развития творческой деятельности у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (241) январь 2019 г.

Дата публикации: 19.01.2019

Статья просмотрена: 224 раза

Библиографическое описание:

Галкина, Е. М. Исследовательский кружок как эффективная форма развития творческой деятельности у детей дошкольного возраста / Е. М. Галкина, Н. Ю. Шмелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 353-355. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55671/ (дата обращения: 05.12.2024).



Одной из актуальных проблем современной системы образования является развитие творческого потенциала каждой личности. Творчество предполагает способность человека преобразовывать знания об окружающем мире и посредством этого преобразования «добавить» новые, необходимые знания об окружающей действительности.

Ребенок — дошкольник как никто другой настроен на процесс познания, он хочет понять окружающий мир. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение диктует необходимость создания условий для того, чтобы общее развитие ребенка изначально происходило в процессе элементарной исследовательской деятельность?

Исследовательская деятельность — это совместная работа взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в ходе учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре, труде. Эта деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей в процессе разрешения познавательных задач. В результате происходит не только открытие детьми новых знаний об окружающем мире, но и способов познания.

В детском саду элементарная поисковая деятельность идет по следующим направлениям: работа кружка «Почемучки», проведение отдельных занятий по развитию познавательных способностей, подготовка детских исследовательских проектов и их защита, работа в тетрадях «Маленький исследователь».

Цель работы кружка «Почемучки» — теоретически обосновать и экспериментально проверить условия развития социального интеллекта в процессе коллективной и групповой проектно — исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Научить умению гармонично взаимодействовать с самим собой, с людьми, развивать представления о взаимоотношениях между людьми, способах поведения, создать атмосферу доверия и психологического комфорта в детском коллективе.

Задачи:

  1. Развитие социальных способностей:

– позитивное самовосприятие или положительный «Я» — образ;

– к восприятию другого человека (внимание, интерес к нему, умение видеть и слышать, чувствовать, понимать его);

  1. Развитие социальных навыков:

– установление контактов и действие в ситуации коммуникации (умение вступать в контакт, объединяться, спрашивать, объяснять, дискутировать);

– умение предъявлять требования и разрешать конфликты и проблемы.

Особенности программы: ребенок получает ЗУН в игре. Задачи программы реализуются так же и через другие формы групповой работы (групповые дела, ритуалы, «минутки общения», эксперименты, проекты)

Групповая форма обучения — 25 детей

Длительность- 25 минут.

Режим проведения — 1 раз в неделю.

В нашем детском саду уже десять лет работает экспериментальная площадка. Экспериментальной работой в нашей группе мы занимаемся пятый год. Возраст детей от пяти до семи лет. В группе для детей создана детская научная мини-лаборатория и центр «Познания». Материал, находящийся в лаборатории, распределяется по разделам: основное оборудование: приборы — помощники: увеличительные стекла, компас, магниты, песочные часы и д. р. Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы. Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена. Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки, пластмассы и др. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная. Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители. Медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и д.р). Технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и д. р.). Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи. Дополнительное оборудование: специальная одежда (халаты, фартуки); контейнеры для сыпучих и мелких предметов; карточки-схемы проведения эксперимента.

Большую помощь в этом нам оказывают родители. Для этого в начале учебного года мы провели тематическое родительское собрание. Собрание получилось интересным и полезным для нас и родителей. В ходе собрания мы разъяснили родителям (законным представителям) сущность исследовательской деятельности, ее значимость для интеллектуального развития детей.

Нами был разработан план работы кружка «Почемучки» на весь год:

Тема, вид.

Задачи

Дата проведения

Тема: «Мой мир. Кто я, какой я»

Образовательная ситуация по развитию речи «Внутренние органы человека»

Ситуация «Кто я такой?»

Детско-взрослый проект «Тайна моего имени».

Словесная игра «Пирамида здоровья»

Образовательная ситуация «Страна здоровья»

Рисование «Здоровый образ жизни»

Образовательное предложение «Наша дружная семья»

Игровая деятельность.

«Моя мечта»

Детско — взрослый проект «Необычная особенность нашей семьи»

Образовательное предложение «Природа нашего города»

Детско — взрослый проект «Достопримечательности города Арзамаса»

Образовательная деятельность «Мой город Арзамас»

Игровая ситуация «Путешествие по городу»

Способствовать закреплению знаний детей о частях тела и внутренних органах. Способствовать формированию умения самостоятельно делать выводы, умозаключения, используя практическое экспериментирование.

Способствовать формированию у детей представлений о себе, как о человеке, о его отличительных особенностях. Познакомиться с историей происхождения имен.

Уточнить знания о себе, как о человеке, как о неповторимой личность. Выяснить тайну своего имени.

Продолжать учить детей различать полезные и вредные продукты, объясняя свой выбор словами. Упражнять детей в порядковом счете, сравнении множеств предметов. Закрепить основные цвета, развивать мелкую моторику.

Формировать представления детей дошкольного возраста о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни. Развивать умение выделять компоненты здоровья человека и устанавливать их взаимосвязь.

Продолжать формировать умение пользоваться ножницами, воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца, развивать воображение детей, расширять кругозор, обогащать словарь детей.

Продолжать уточнять, расширять знания и представления детей го семье, как о людях, которые живут вместе. Активизировать словарный запас детей прилагательными, характеризующими семью и обозначающими настроение человека.

Способствовать повышению самооценки детей. Развивать позитивное самовосприятие. Способствовать удовлетворению потребности в истинном самоуважении. Развивать умение открыто говорить о своих желаниях, интересах.

Способствовать формированию у детей представлений о семье; о нравственном отношении к семенным традициям. Расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

Уточнить с детьми информацию о родном городе. Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города, способствовать выражению в рисунке природы Арзамаса.

Развивать бережное отношение к городу (знакомство с достопримечательностями, культуре, природе). Вызвать интерес к русским традициям, обычаям, промыслам.

Способствовать закреплению название родного города, знание домашнего адреса, знания детей о родном городе — Арзамас, об основных достопримечательностях родного города, учить узнавать их на фотографиях.

Способствовать расширен6ию знаний детей о родном городе, улицах, достопримечательностях города, способствовать развитию памяти, вниманию, вызвать любовь к родному городу.

Сентябрь

— октябрь

Сентябрь

— октябрь

Сентябрь

— октябрь

Ноябрь -декабрь

Ноябрь-декабрь

Ноябрь –декабрь

Январь-февраль

Январь –февраль

Январь –февраль

Март — апрель

Март — апрель

Март-апрель

Март -апрель

Были проведены опыты с песком и глиной, магнитом, водой, снегом, воздухом, тканью, стеклом, звуком, светом. Было проведено много разных опытов с растениями, дети познакомились с эффектом космоса. Все моменты работы кружка фиксируются в педагогическом дневнике наблюдений педагога-исследователя.

Разнообразные по тематике опыты вызывают у детей потребность в знаниях, чувство радости от самостоятельных маленьких открытий, от познания нового. У дошкольников появился усиленный интерес к исследовательской деятельности, потому что люди, научившиеся наблюдениями и опытами, стараются сами находить ответы на все возникающие вопросы, оказываются на более высоком умственном и нравственном уровне. Ребенку интереснее и легче познавать мир, находясь в положении исследования. Как гласит пословица: «Лучше дин раз увидеть, чем сто раз услышать», поэтому мы будем и дальше продолжать заниматься исследовательской деятельностью вместе с детьми в рамках кружках «Почемучки».

Литература:

  1. Элементарная исследовательская деятельность в экологической работе с детьми старшего дошкольного возраста: методические рекомендации для доу. — Н.Новгород, 2002г.
  2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. — 2 –е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ. 2004г.
Основные термины (генерируются автоматически): родной город, исследовательская деятельность, ребенок, окружающий мир, Арзамас, детский сад, знание детей, образовательная ситуация, образовательное предложение, позитивное самовосприятие.


Похожие статьи

Исследовательская деятельность школьников как основа формирования познавательной активности

Проектная деятельность как средство развития исследовательских способностей старших дошкольников

Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Исследовательская деятельность в начальной школе на уроках технологии как средство развития творческих способностей

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка

Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Мультстудия как способ формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста

Родительская мастерская как современная форма включения родительского сообщества в совместную профориентационную деятельность с детьми и педагогами школы

Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Исследовательская деятельность школьников как основа формирования познавательной активности

Проектная деятельность как средство развития исследовательских способностей старших дошкольников

Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Исследовательская деятельность в начальной школе на уроках технологии как средство развития творческих способностей

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка

Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Мультстудия как способ формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста

Родительская мастерская как современная форма включения родительского сообщества в совместную профориентационную деятельность с детьми и педагогами школы

Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос