Одной из актуальных проблем современной системы образования является развитие творческого потенциала каждой личности. Творчество предполагает способность человека преобразовывать знания об окружающем мире и посредством этого преобразования «добавить» новые, необходимые знания об окружающей действительности.
Ребенок — дошкольник как никто другой настроен на процесс познания, он хочет понять окружающий мир. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение диктует необходимость создания условий для того, чтобы общее развитие ребенка изначально происходило в процессе элементарной исследовательской деятельность?
Исследовательская деятельность — это совместная работа взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в ходе учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре, труде. Эта деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей в процессе разрешения познавательных задач. В результате происходит не только открытие детьми новых знаний об окружающем мире, но и способов познания.
В детском саду элементарная поисковая деятельность идет по следующим направлениям: работа кружка «Почемучки», проведение отдельных занятий по развитию познавательных способностей, подготовка детских исследовательских проектов и их защита, работа в тетрадях «Маленький исследователь».
Цель работы кружка «Почемучки» — теоретически обосновать и экспериментально проверить условия развития социального интеллекта в процессе коллективной и групповой проектно — исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Научить умению гармонично взаимодействовать с самим собой, с людьми, развивать представления о взаимоотношениях между людьми, способах поведения, создать атмосферу доверия и психологического комфорта в детском коллективе.
Задачи:
- Развитие социальных способностей:
– позитивное самовосприятие или положительный «Я» — образ;
– к восприятию другого человека (внимание, интерес к нему, умение видеть и слышать, чувствовать, понимать его);
- Развитие социальных навыков:
– установление контактов и действие в ситуации коммуникации (умение вступать в контакт, объединяться, спрашивать, объяснять, дискутировать);
– умение предъявлять требования и разрешать конфликты и проблемы.
Особенности программы: ребенок получает ЗУН в игре. Задачи программы реализуются так же и через другие формы групповой работы (групповые дела, ритуалы, «минутки общения», эксперименты, проекты)
Групповая форма обучения — 25 детей
Длительность- 25 минут.
Режим проведения — 1 раз в неделю.
В нашем детском саду уже десять лет работает экспериментальная площадка. Экспериментальной работой в нашей группе мы занимаемся пятый год. Возраст детей от пяти до семи лет. В группе для детей создана детская научная мини-лаборатория и центр «Познания». Материал, находящийся в лаборатории, распределяется по разделам: основное оборудование: приборы — помощники: увеличительные стекла, компас, магниты, песочные часы и д. р. Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы. Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена. Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки, пластмассы и др. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная. Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители. Медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и д.р). Технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и д. р.). Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи. Дополнительное оборудование: специальная одежда (халаты, фартуки); контейнеры для сыпучих и мелких предметов; карточки-схемы проведения эксперимента.
Большую помощь в этом нам оказывают родители. Для этого в начале учебного года мы провели тематическое родительское собрание. Собрание получилось интересным и полезным для нас и родителей. В ходе собрания мы разъяснили родителям (законным представителям) сущность исследовательской деятельности, ее значимость для интеллектуального развития детей.
Нами был разработан план работы кружка «Почемучки» на весь год:
Тема, вид. |
Задачи |
Дата проведения |
Тема: «Мой мир. Кто я, какой я» |
||
Образовательная ситуация по развитию речи «Внутренние органы человека» Ситуация «Кто я такой?» Детско-взрослый проект «Тайна моего имени». Словесная игра «Пирамида здоровья» Образовательная ситуация «Страна здоровья» Рисование «Здоровый образ жизни» Образовательное предложение «Наша дружная семья» Игровая деятельность. «Моя мечта» Детско — взрослый проект «Необычная особенность нашей семьи» Образовательное предложение «Природа нашего города» Детско — взрослый проект «Достопримечательности города Арзамаса» Образовательная деятельность «Мой город Арзамас» Игровая ситуация «Путешествие по городу» |
Способствовать закреплению знаний детей о частях тела и внутренних органах. Способствовать формированию умения самостоятельно делать выводы, умозаключения, используя практическое экспериментирование. Способствовать формированию у детей представлений о себе, как о человеке, о его отличительных особенностях. Познакомиться с историей происхождения имен. Уточнить знания о себе, как о человеке, как о неповторимой личность. Выяснить тайну своего имени. Продолжать учить детей различать полезные и вредные продукты, объясняя свой выбор словами. Упражнять детей в порядковом счете, сравнении множеств предметов. Закрепить основные цвета, развивать мелкую моторику. Формировать представления детей дошкольного возраста о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни. Развивать умение выделять компоненты здоровья человека и устанавливать их взаимосвязь. Продолжать формировать умение пользоваться ножницами, воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца, развивать воображение детей, расширять кругозор, обогащать словарь детей. Продолжать уточнять, расширять знания и представления детей го семье, как о людях, которые живут вместе. Активизировать словарный запас детей прилагательными, характеризующими семью и обозначающими настроение человека. Способствовать повышению самооценки детей. Развивать позитивное самовосприятие. Способствовать удовлетворению потребности в истинном самоуважении. Развивать умение открыто говорить о своих желаниях, интересах. Способствовать формированию у детей представлений о семье; о нравственном отношении к семенным традициям. Расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях. Уточнить с детьми информацию о родном городе. Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города, способствовать выражению в рисунке природы Арзамаса. Развивать бережное отношение к городу (знакомство с достопримечательностями, культуре, природе). Вызвать интерес к русским традициям, обычаям, промыслам. Способствовать закреплению название родного города, знание домашнего адреса, знания детей о родном городе — Арзамас, об основных достопримечательностях родного города, учить узнавать их на фотографиях. Способствовать расширен6ию знаний детей о родном городе, улицах, достопримечательностях города, способствовать развитию памяти, вниманию, вызвать любовь к родному городу. |
Сентябрь — октябрь Сентябрь — октябрь Сентябрь — октябрь Ноябрь -декабрь Ноябрь-декабрь Ноябрь –декабрь Январь-февраль Январь –февраль Январь –февраль Март — апрель Март — апрель Март-апрель Март -апрель |
Были проведены опыты с песком и глиной, магнитом, водой, снегом, воздухом, тканью, стеклом, звуком, светом. Было проведено много разных опытов с растениями, дети познакомились с эффектом космоса. Все моменты работы кружка фиксируются в педагогическом дневнике наблюдений педагога-исследователя.
Разнообразные по тематике опыты вызывают у детей потребность в знаниях, чувство радости от самостоятельных маленьких открытий, от познания нового. У дошкольников появился усиленный интерес к исследовательской деятельности, потому что люди, научившиеся наблюдениями и опытами, стараются сами находить ответы на все возникающие вопросы, оказываются на более высоком умственном и нравственном уровне. Ребенку интереснее и легче познавать мир, находясь в положении исследования. Как гласит пословица: «Лучше дин раз увидеть, чем сто раз услышать», поэтому мы будем и дальше продолжать заниматься исследовательской деятельностью вместе с детьми в рамках кружках «Почемучки».
Литература:
- Элементарная исследовательская деятельность в экологической работе с детьми старшего дошкольного возраста: методические рекомендации для доу. — Н.Новгород, 2002г.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. — 2 –е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ. 2004г.