Здоровье дошкольников — это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.
Приоритетным направлением МАДОУ «Снежинка» является сохранение и укрепление психофизического здоровья дошкольников с целью формирования полноценной личности ребенка.
Работая в должности музыкального руководителя, в процессе организованной образовательной музыкально-оздоровительной деятельности я использую следующие здоровьесберегающие технологии:
– дыхательная гимнастика благотворно влияет на развитие легких, способствуя развитию певческих способностей.
– артикуляционная гимнастика улучшает координацию движений органов артикуляции.
– игровой массаж повышает и укрепляет защитные свойства всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез, укрепляет мышцы скелета.
– пальчиковые игры развивают речь ребенка, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.
– речевые игры развивают музыкальный и речевой слух, выразительность речи, двигательную активность.
– музыкотерапия, способствует коррекции психофизического состояния детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Все технологии здоровьесбережения используются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого дошкольника. Вся работа строится совместно с медиком и педагогами ДОУ: педагогом-психологом, учителем-логопедом, инструктором по физической культуре, воспитателями, под наблюдением старшего воспитателя и участкового педиатра.
С целью укрепления и сохранения здоровья воспитанников, был разработан перспективный план введения в организованную образовательную деятельность здоровьесберегающих технологий в каждой возрастной группе. Обязательно, на каждом музыкальном занятии проводилась та, или иная здоровьесберегающая технология. Чтобы не пропал интерес к этому кропотливому виду деятельности, он проводился в игровой форме. Разнообразие упражнений делало процесс обучения интересным и увлекательным. Используя пантомимику, давалась возможность детям угадать упражнение. В результате появлялся стимул выполнять упражнение технически точно, старательно. Я старалась привить детям умение адекватно оценивать чье-то выполнение упражнений, исправлять ошибки товарищей. Вносился элемент соревнования, чья команда вспомнит больше упражнений. Дети активно, с большим желание откликались на предложение выполнить ту, или иную здоровьесберегающую технологию, что способствовало достижению определенных результатов. Овладение детьми вышеназванных технологий проводилось под непосредственным руководством педагогов. Затем, по собственной инициативе в свободной деятельности дети стали использовать накопленный багаж знаний и умений по сохранению и укреплению своего здоровья.
Подробнее остановимся на пальчиковой гимнастике. В головном мозге речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. По мнению М.М. Кольцовой, «движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией… Сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи... Естественно, что этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно, там, где имеется отставание, задержка развития моторной речи детей» [4, с.105].
Имея большой опыт работы с детьми дошкольного возраста, мы, педагоги ДОУ, полностью согласны с закономерностью, которую выявили ученые на основе обследования детей: «Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы» [1,].
Обнаружив отставания в развитии сформированности речи и мелкой моторики рук, не закрывайте на это глаза. Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.
Что же дает пальчиковая гимнастика ребенку?
– Развивает и укрепляет мелкую моторику рук.
– Способствует развитию речи.
– Повышает работоспособность коры головного мозга.
– Развивает внимание, память, воображение, координацию движений и речи.
Таким образом, результатами музыкально-оздоровительной работы являются:
– — снижение уровня заболеваемости;
– — повышение уровня речевого развития;
– — повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей;
– — стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.
Педагоги ДОО, а также родители дошкольников в работе с детьми могут использовать примерные комплексы пальчиковой гимнастики для детей старшего дошкольного возраста М.Ю. Картушиной.
Пальчиковая гимнастика для детей старшей группы
- ЗДРАВСТВУЙТЕ
Здравствуй, солнце золотое! Стучат мизинцами
Здравствуй, небо голубое! безымянными
Здравствуй, вольный ветерок! средними
Здравствуй, маленький дубок! указательными
Мы живем в одном краю — большими
Всех я вас приветствую! ладошки в «замок» поднять над головой
- МЕЖ ЕЛОВЫХ ЛАП
Меж еловых мягких лап поочередно выставляют руки вперед, раздвинув пальцы
Дождик — кап, кап, ка. пальцем по ладошке
Где сучок давно засох ладони развернуты друг к другу, пальцы
соединены, поднимают — опускают руки.
Всюду мох, мох, мох. сжимают пальцы в кулаки
Где листок к листку прилип, трут ладони друг о друга
Вырос гриб, гриб, гриб. постепенно поднимают руки, ладонями вниз
Кто нашел его, друзья? протягивают ладони вперед
Я, я, я, я! хлопают по груди.
- МАЛИНА
Раз — малинка, два — малинка, кулаки сжаты, разжимают сначала
указательный, затем средний палец
Ела ягоды Маринка, Соединив пальцы одной руки,
прикасаютсято к ладошке — то ко рту
Не осталось ни малинки. Покачивают указательным пальцем
Кто по ягоды пойдет, хлопают 4 раза
Тот корзиночку возьмет! Прижимают ладони друг к другу и на
последнее слово протягивают ладони вперед.
- МОРОЗ
Улицей гуляет дедушка Мороз хлопки по коленям
Иней рассыпает по ветвям берез. щелкают пальчиками
Ходит, бородою белою трясет, встряхивают кистями рук
Топает ногою, только треск идет. притопывают ногой
- ХОЛОДА
Да-да-да — вот настали холода. хлопки в ладоши
Ды-ды-ды — дым идет из трубы. сжимают и разжимают кулаки
Ду-ду-ду — я на лыжах иду. скользят ладонями друг о друга
Ди-ди-ди — ты меня в снегу найди. пробегают пальчиками по бедрам
Пальчиковая гимнастика для детей подготовительной группы
- ПОД ГОРОЮ ВЫРОС ГРИБ
Под горою вырос гриб соединяют руки полукругом над головой
Гриб увидел дед Архип ладонь к глазам
День пилил, ладони друг к другу, пилят
Два рубил, сложенныеладони опускают от плеча
Гриб на землю не свалил. ладони к щекам, качают головой
Крикнул старый бабку. Правую ладонь к груди — в сторону/ 2 раза
Бабка гриб в охапку соединяют руки перед собой, раскачивают
Насолила, пальцы в щепоть, солят
Наварила, круговые движения пальцем по ладошке
В гости звать тебя просила манят руками
Все! Резко поднимают обе руки.
- ПЕВЦЫ
Ица-ица-ица — прилетела к нам синица Ритмично встряхивают кистями рук
Цу-цу-цу — всем дала по яйцу. Стучат кулаками друг о друга
Цы-цы-цы — в гнезде пищат птенцы. Сжимают и разжимают пальцы
Вец-вец-вец — хорошо поёт певец. Хлопают в ладоши
- НА ЛЫЖАХ
Выпал снег, первый снег, плавные взмахи кистями
Всюду шум, всюду смех. Хлопают ритмический рисунок
Я встаю на лыжню, скользящие движения ладоней
Всех сейчас обгоню.
- КАК ПЕТУХ В ПЕЧИ
Как петух в печи пироги печет, лепят пироги
Кошка на окошке рубашку шьет, шьют иголкой
Поросенок в ступе горох толчет, кулачками друг о друга
Конь у крыльца в три копыта бьет, кулачками по коленкам
В три копыта бьет, хозяйка зовет: топают ногами
«И-го-го!» натягивают вожжи
- НАПЕРСТОК
Вышивает, шьет иголка, шьет по левой ладошке,
Пальцу больно, пальцу колко. задевает указательный палец,
А наперсток в тот же миг зажимают указательный палец левой
К девочке на пальчик прыг! руки в правый кулачок,
Говорит иголке: «Шей, шьет по левой ладошке
А колоться ты не смей!» грозят пальцем
Пальчиковые игры, упражнения и разминки необходимо проводить систематически, в любых условиях. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желания и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Стимулируйте их старания поощрениями и похвалой. Заботьтесь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, а накопленный багаж знаний по сохранению и укреплению своего здоровья он смог применять самостоятельно. Чтобы забота о здоровье стала его образом жизни.
Литература:
- Антакова-Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД), М., 1974
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. — М.: «Сов. Россия», 1973. 122 с.
- http://www.allbest.ru/