Оценка внешнеэкономического потенциала Удмуртской Республики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (241) январь 2019 г.

Дата публикации: 22.01.2019

Статья просмотрена: 1294 раза

Библиографическое описание:

Слугина, А. С. Оценка внешнеэкономического потенциала Удмуртской Республики / А. С. Слугина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 206-210. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55695/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: Удмуртская Республика, внешнеторговый оборот, внешнеэкономический потенциал, внешнеэкономическая деятельность, внешняя торговля, экспортная квота.

В современном мировом хозяйстве внешнеэкономические связи являются важным фактором формирования экономического потенциала страны. Эффективное использование регионом внешнеэкономического потенциала привносит в отечественную экономику элементы здоровой конкуренции, новые технологии, опыт рыночного хозяйствования, обеспечивая прирост национального богатства за счет товарообмена по выгодным ценам и привлечения зарубежного капитала. В этой связи исследование внешнеэкономического потенциала регионов приобретает особую актуальность. Так, на зарубежных рынках Россия реализует основную часть продукции базовых отраслей промышленности (60–70 % жидкого топлива, металла, химических удобрений, свыше трети природного газа и лесоматериалов), а за счет импорта обеспечивает 40 % потребительского спроса на товары внутреннего рынка. Децентрализация управления внешнеэкономическими связями и упразднение государственной монополии в сфере внешнеэкономической деятельности создали условия субъектам Российской Федерации для самостоятельного управления развитием внешнеэкономической деятельности региона и использования ее при формировании экономического потенциала. Поступления от внешнеэкономической деятельности формируют основную часть доходов федерального бюджета.

Внешнеэкономический потенциал региона формируется из совокупности целого ряда составляющих. Данные составляющие можно поделить на две группы.

К первой группе отнесем составляющие, являющиеся достаточно постоянными в долгосрочной перспективе. К данной группе, по нашему мнению, относятся:

– экономико-географическое положение региона, в том числе по отношению к рынкам сбыта (его приграничное или удаленное от границ положение);

– размер и особенности природно-ресурсного потенциала;

– степень развития транспортной инфраструктуры;

– сложившаяся структура экономики региона;

– наличие квалифицированных кадров и положение с рабочей силой в целом;

– особенности проведения реформ в регионе и динамика рыночных преобразований;

– тенденции к формированию финансовой системы и обновлению производственных мощностей;

– общая социально-экономическая ситуация в регионе, социальная политика;

– система государственного регулирования и государственной поддержки инвестиционных процессов в регионе;

– исторические традиции и устоявшиеся традиции внешнеэкономических контактов с зарубежными странами.

Ко второй группе отнесем составляющие, которые оперативно подвергаются изменениям со стороны мировой конъюнктуры, внешней экономической политики страны и на конец внутренней экономической политики региона [1].

Составной частью внешнеэкономического потенциала региона является экспортно-импортный потенциал. На его состояние, помимо отмеченных факторов, влияют, с одной стороны, наличие на территории региона эффективно функционирующих производств, способных выпускать необходимую на внешнем рынке продукцию, с другой стороны — уровень платежеспособности населения, способного предъявлять спрос на импортируемую продукцию.

Для определения внешнеэкономического потенциала Удмуртской Республики следует использовать подход, в рамках которого потенциал будет определен не только совокупностью сбалансированных ресурсов, необходимых для организации и осуществления внешнеэкономической деятельности, но и наличием системы управления, обеспечивающей функционирование внешнеэкономической составляющей и достаточный уровень развития потенциала.

Составляющая внешнеэкономического потенциала

Показатели для оценки

Организационно-управленческий и кадровый потенциал

1. Экспортная квота

2. Импортная квота

3. Внешнеторговая квота

4. Коэффициент покрытия импорта экспортом

Ресурсный потенциал

1. Водные ресурсы

2. Минерально-сырьевые ресурсы

3. Земельные ресурсы

4. Внешнеторговый оборот на душу населения

5. Объем производимой промышленной продукции на душу населения

6. Коэффициент воспроизводства населения

7. Доля экспорта на душу населения

8. Доля импорта на душу населения

Инновационный потенциал

  1. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчетном году
  2. Темп роста затрат на технологические инновации организаций

Производственно-технологический потенциал

Объем ВРП на душу населения

Маркетинговый потенциал

1. Коэффициент международной конкурентоспособности

2. Коэффициент эластичности внешнеторгового оборота

3. Коэффициент эластичности спроса

Инвестиционный потенциал

Доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте

В настоящее время нет универсального показателя и тем более общепринятой методики оценки внешнеэкономического потенциала региона, поэтому основываясь на существующих разработках оценки внешнеэкономического потенциала, попытаемся обобщить показатели, отражающие возможности Удмуртской Республики на международном рынке.

Удмуртская Республика выгодно расположена в промышленно развитом перспективном районе страны. Удмуртия является стратегическим регионом Урала.

Города республики — это центры выросшей на уральском металле разнообразной металлообработки и машиностроения. Удмуртская Республика является одним из нефтедобывающих районов Волго-Уральских нефтегазоносных территорий. Кроме того, климат на территории республики благоприятен для выращивания сельскохозяйственных культур, а также в республике развита химическая промышленность. Через регион проходят главные железнодорожные магистрали это Казань — Екатеринбург и Киров — Пермь. Преимуществом Удмуртии является судоходство по реке Кама.

Минерально-ресурсный потенциал Республики характеризуется наличием на ее территории нефти, а также минеральных нерудных материалов — торфа, известняков, глины, песка и т. д. Минерально-сырьевая база общераспространенных полезных ископаемых республики представлена в основном глинистыми породами для производства кирпича и керамзитового гравия, песками строительными и для силикатных изделий, песчано-гравийными материалами для всех видов строительства, бетонов и асфальтобетонов, карбонатными породами для известняковой муки и щебня, торфами для сельского хозяйства и топлива. Имеются также единичные промышленные месторождения местного значения формовочных и стекольных песков, флюсовых известняков и глин — для производства минеральной ваты, карбонатных пород — для производства низкосортной магнезиальной строительной извести, сапропеля. Также природные условия республики благоприятствуют лесной растительности, что свидетельствует о хорошем потенциале развития деревообрабатывающего производства.

Удмуртия располагает уникальными возможностями для развития санаторно-курортного вида рекреации, так как на ее территории имеются разнообразные по свойствам и значительные по запасам минеральные воды и лечебные торфы. При этом в ряде районов они сопутствуют друг другу, что создает идеальные условия для организации грязевого и бальнеологического лечения в одном месте. Удмуртская Республика характеризуется богатыми природными ресурсами, что может послужить огромным потенциалом для дальнейшего развития промышленности региона, в том числе и развития внешнеэкономической деятельности.

В настоящее время в Удмуртской Республики активно ведется работа по поддержке инновационного развития. За последние несколько лет в регионе создан законодательный организационный каркас инновационной системы. Функционируют структуры, ответственные за развитие данной сферы.

С момента распада СССР и повышением уровня самостоятельности субъектов Федерации, осуществление внешнеэкономической деятельности потребовало от руководства регионов целенаправленного развития и эффективного использовании внешнеэкономического потенциала. Удмуртская Республика в условиях современной открытой рыночной экономики находится в сфере глобальной конкуренции. На сегодняшний день можно сказать, что происходит исчерпание традиционных источников роста, снижение глобального спроса на традиционные сырьевые товары. Более того, формирование мирового рынка качественной продукции, служит благоприятным фактором для разработок, производства и вывода инновационной продукции.

На наш взгляд, для его количественного выражения целесообразно применить систему статистических показателей, состоящую из абсолютных и относительных величин.

К абсолютным относятся: валовой региональный продукт; экспорт; импорт; внешнеторговый оборот и сальдо внешней торговли.

Таблица 1

Динамика абсолютных показателей внешней торговли за 2013–2017гг.

Наименование показателя

Экспорт, млрд.руб.

Импорт, млрд. руб.

Внешторговый оборот, млрд.руб.

Сальдо внешней торговли, млрд. руб.

ВРП, млн.руб.

2013 год

37, 1

18,3

55,4

18,8

405,1

2014 год

47,0

24,9

71,9

22,1

450,5

2015 год

37,9

26,5

64,4

11,4

517,9

2016 год

34,3

18,2

52,5

16,1

540,1

2017 год

19,1

16,9

36,0

2,2

581,4

Для отражения общей характеристики внешнеэкономического потенциала Удмуртской Республики оценим расчетные показатели согласно таблице 2.

Таблица 2

Динамика относительных показателей оценки внешнеэкономического потенциала Удмуртской Республики за 2013–2017 гг.

Наименование показателя

2013

2014

2015

2016

2017

Экспортная квота

9,9 %

11,2 %

8,0 %

7,0 %

3,5 %

Импортная квота

5,9 %

7,1 %

5,9 %

3,3 %

2,9 %

Внешнеторговая квота

7,9 %

8,1 %

7,0 %

4,8 %

3,2 %

Коэффициент покрытия импорта экспортом

168,7 %

156,7 %

136,0 %

209,4 %

123,9 %

Внешнеторговый оборот на душу населения, долл. / чел.

1 324,7

1 417,0

784,3

509,6

421,2

Объем производимой промышленной продукции на душу населения, руб.

266 992,3

296 948,8

341 391,7

356 042,7

367 040,2

Коэффициент воспроизводства населения

1,14

1,13

1,13

1,10

0,98

Доля экспорта на душу населения,долл. / чел.

830,58

863,5

450,9

332,2

232,7

Доля импорта на душу населения,долл. / чел.

492,4

551

330,9

177,3

187,9

Удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчетном году

10,3

10,5

10,2

7,6

6,7

Темп роста затрат на технологические инновации организаций

125 %

169 %

72 %

92 %

118 %

Объем ВРП на душу населения, тыс.руб.

266 992,3

296 948,8

341 391,7

356 042,7

383 256,4

Коэффициент международной конкурентоспособности

25,5 %

25,1 %

15,2 %

38,1 %

10,6 %

Коэффициент эластичности внешнеторгового оборота

124,3 %

96,1 %

48,1 %

62,3 %

76,8 %

Коэффициент эластичности экспорта

121,3 %

93,4 %

45,4 %

70,6 %

65,1 %

Доля инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в валовом региональном продукте

0,204

0,226

0,158

0,158

0,137

Для анализа эффективности использования внешнеэкономического потенциала Удмуртской Республики оценим экспортную, импортную и внешнеторговую квоты, коэффициенты покрытия импорта экспортом, международной конкурентоспособности (равновесия внешнеторговых связей), эластичности внешнеторгового оборота.

Экспортная квота показывает, какая доля произведенного в регионе продукта поставляется на экспорт. По итогам 2017 года данный показатель по Удмуртской Республике составляет 3,5 %. В анализируемом периоде, то есть за последние пять лет экспортная квота снижается в среднем на 6,3 пп. По данным научных статей и работ в области оценки внешнеэкономического потенциала можно найти значения данного показателя. В случае Удмуртской Республики экспортная квота ниже 10 %, что говорит об относительной закрытости экономики, то есть участие Удмуртии в международном разделении труда очень мало и соответственно страдает конкурентоспособность нашей продукции.

Импортная квота — какова доля импорта в валовом региональном продукте. С 2013 года по 2017 в Удмуртской Республики импортная квота снижается, с 5,9 % до 2,9 % соответственно. Небольшая доля импорта в ВРП также может говорить о закрытости экономики Удмуртии, но в данном контексте это не является отрицательной характеристикой, так как наша республика, судя по показателю, не сильно зависит от импорта. Это значит, что в наименьшей степени республике необходимо заимствовать товары на мировом рынке, за исключением высокотехнологичных разработок. Внешнеторговая квота отражает отношение внешнеторгового оборота к удвоенному ВРП. Все три показателя свидетельствуют о степени включенности региона в систему международных экономических отношений.

Коэффициент покрытия импорта экспортом демонстрирует, во сколько раз экспорт региона превосходит его импорт. В Удмуртской Республике значение данного коэффициента больше 100 %, это говорит о положительном торговом балансе. По итогам 2017 года данный показатель составляет 123,9 %, с 2013 года он снизился на 44 пп, что свидетельствует о негативных тенденциях во внешней торговле Удмуртской Республики.

Коэффициент международной конкурентоспособности или равновесия внешнеторговых связей представляет степень экспортно-ориентированности региона. Данный показатель за период с 2013 года по 2017 год в Удмуртской Республике стабильно снижается с 25 % до 10,6 % соответственно. Можно сделать вывод, что доля «чистого экспорта» уменьшается, а вместе с тем показывает на рост зависимости региона от импорта.

Далее рассмотрим показатели эластичности внешнеторгового оборота к ВРП, коэффициент эластичности экспорта к ВРП, а также изменение абсолютных значений внешнеторгового оборота и экспорта на душу населении. С точки зрения интерпретации коэффициентов эластичности внешнеторгового оборота и экспорта к ВРП необходимо, чтобы значения были выше 1. В первую очередь это также свидетельствует об открытости экономики. Вместе с тем, коэффициент эластичности экспорта следует рассматривать в совокупности с изменением значения экспорта и внешнеторгового оборота на душу населения. Если этот показатель достиг величины, с которой внешнеэкономические связи начинают стимулировать экономический рост и воздействовать на структуру производства, то даже при коэффициенте эластичности, незначительно больше 1, открытость экономики увеличивается сравнительно быстро. Если же исходный уровень внешнеторгового оборота еще не достиг этого уровня, то развитие внешнеэкономических связей страны идет медленно, что затрудняет извлечение выгод, которые дает открытая экономика. За период с 2013 года по 2017 год динамика коэффициентов эластичности экспорта и внешнеторгового оборота свидетельствует о наличие структурных проблем во внешней торговле Удмуртской Республики. Более того, доля экспорта на душу населения за последние пять лет снизилась на 70 %.

Показатели, характеризующие инвестиционный и инновационный потенциал Удмуртской Республики, снижаются на протяжении последних пяти лет, что свидетельствует об ослаблении позиций региона и недостаточном уровне экономики для создания условий развития внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, анализируя основные абсолютные и относительные показатели, а также качественные характеристики внешнеэкономического потенциала Удмуртской Республики требует ускоренных и компетентных решений органов власти, бизнес-кругов и научных сообществ республики по развитию внешнеэкономического комплекса.

Кроме того, следует особое внимание уделить показателям инвестиционного и инновационного потенциала, так как данные направления дают толчок для развития во всех сферах.

Литература:

  1. А. А. Анненкова, Е. К. Самсонова, О. А. Федорова. Оценка внешнеэкономического потенциала регионального хозяйства: теоретико-методические подходы // Внешнеэкономическая деятельность. — 2008. — № 17(74). — С. 42–46.
  2. В. И. Суржиков. Методический подход к оценке внешнеэкономического потенциала муниципальных образований Приморского края // АНИ: экономика и управление. — 2016. — Т. 5. № 4(17) — С. 365–368.
  3. В. И. Суржиков. К вопросу о структуре внешнеэкономического потенциала муниципального образования // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2017. Т. 6. № 3(20) — С. 337–341.
  4. Красильникова Е. Л. Оценка использования внешнеэкономического потенциала регионов // Молодой ученый. — 2012. — № 7. — С. 87–90. — URL https://moluch.ru/archive/42/5122/ (дата обращения: 28.12.2018).
  5. Итоги развития внешнеэкономической деятельности Удмуртской Республики за 2017 год // Министерство экономики Удмуртской Республики. URL: (дата обращения: 15.01.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): Удмуртская Республика, внешнеторговый оборот, внешнеэкономический потенциал, внешнеэкономическая деятельность, внешняя торговля, экспортная квота, показатель, внешнеторговая квота, импортная квота, международная конкурентоспособность.


Ключевые слова

внешнеторговый оборот, внешняя торговля, внешнеэкономическая деятельность, Удмуртская республика, внешнеэкономический потенциал, экспортная квота

Похожие статьи

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации

Параметры внешнеэкономической деятельности г. Уфы

В статье проанализированы ключевые параметры внешнеэкономической деятельности городского округа г. Уфа. Исследовано положение города в части установления международных связей и межмуниципального сотрудничества.

Принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Узбекистане

В cтатье рассмотрены основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Узбекистане, освещены основные инструменты государственного влияния на внешние экономические связи.

Особенности внешнеторговой деятельности в России

В статье рассматриваются особенности внешней политики России и ее сущность внешнеторговой деятельности государства. Так же анализируются причины замедления темпов роста внешней торговли России.

Факторы, влияющие на развитие внешней торговли в Таджикистане

В статье рассмотрены основные факторы, которые оказывают влияние на развитие внешнеторговой деятельности Республики Таджикистан.

Внешнеэкономические экспортные связи Туркменистана

Роль таможенных органов в правоохранительной деятельности

Компетенция субъектов Российской Федерации в области внешнеэкономической деятельности

В статье автор оценивает, насколько самостоятельны регионы в области внешнеэкономической деятельности.

Оценка внешнеэкономической безопасности Российской Федерации

В статье даётся оценка состояния внешнеэкономической безопасности на основании определения угроз и изучения ключевых индикаторов.

Анализ и перспективы развития туристической индустрии в Российской Федерации

Похожие статьи

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации

Параметры внешнеэкономической деятельности г. Уфы

В статье проанализированы ключевые параметры внешнеэкономической деятельности городского округа г. Уфа. Исследовано положение города в части установления международных связей и межмуниципального сотрудничества.

Принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Узбекистане

В cтатье рассмотрены основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Узбекистане, освещены основные инструменты государственного влияния на внешние экономические связи.

Особенности внешнеторговой деятельности в России

В статье рассматриваются особенности внешней политики России и ее сущность внешнеторговой деятельности государства. Так же анализируются причины замедления темпов роста внешней торговли России.

Факторы, влияющие на развитие внешней торговли в Таджикистане

В статье рассмотрены основные факторы, которые оказывают влияние на развитие внешнеторговой деятельности Республики Таджикистан.

Внешнеэкономические экспортные связи Туркменистана

Роль таможенных органов в правоохранительной деятельности

Компетенция субъектов Российской Федерации в области внешнеэкономической деятельности

В статье автор оценивает, насколько самостоятельны регионы в области внешнеэкономической деятельности.

Оценка внешнеэкономической безопасности Российской Федерации

В статье даётся оценка состояния внешнеэкономической безопасности на основании определения угроз и изучения ключевых индикаторов.

Анализ и перспективы развития туристической индустрии в Российской Федерации

Задать вопрос