Актуальность данной темы определяется отсутствием в законодательстве Российской Федерации закрепленного на законодательном уровне термина «корпоративный конфликт», хотя данный феномен сегодня имеет место в корпоративных правоотношениях. В связи с этим целесообразно проанализировать также и особенности механизма разрешения корпоративных конфликтов.
Ключевые слова: корпоративный конфликт, корпоративный спор, корпоративные правоотношения, разногласие.
Согласно своей сущности корпоративный конфликт становится допустимым только лишь в рамках корпорации. В итоге, корпоративный конфликт представляет собой один из видов корпоративных правоотношений, который реализуется при участии корпоративных организаций либо с управлением ими (ст. 2 ГК РФ [1]).
На сегодняшний день в законодательстве отсутствует легальное закрепление определения термина «корпоративный конфликт». По мнению некоторых исследователь его следовало бы закрепить в Кодексе корпоративного поведения [3], который действовал в течении 12 лет [6, c. 146].
Вместе с тем, после издания на официальном уровне письма Банка России от 10 апреля 2014 года № 06–52/2463 [2] сегодня внесена рекомендация о введении в действие Кодекса корпоративного управления (далее по тексту — Кодекс), в котором также отсутствует рассматриваемое положение. При этом следует учитывать то обстоятельство, что данный кодекс по своей сути — это нормативный правовой акт. Он выступает только в качестве свода наиболее разных рекомендаций, а также правил корпоративного управления в акционерных обществах.
Следует полагать, что всякого рода корпоративный спор можно рассматривать в качестве корпоративного конфликта. Данное обстоятельство следует размаривать одновременно в качестве социального, правового, а также относящегося к корпоративной гражданско-правовой сфере столкновения (иными словами — противоречия, разногласия). Однако, следует учесть, что не каждый корпоративный конфликт можно признать в качестве корпоративного спора, так как для последнего характерным является обращение участника (участников) в строго установленные компетентные органы с целью последующей защиты своего права.
В целом, как видим, сегодня назрела острая необходимость в том, чтобы разработать и внести в законодательство такое понятие, как «корпоративный конфликт». В частности, данный термин можно закрепить в положениях ГК РФ [7, c. 31]. Данное обстоятельство, по нашему мнению, носит на сегодняшний день закономерный характер в свете внесения законодательных изменений в ГК РФ, которые имели место в 2014 г. Кроме того, следует учитывать, что указанные изменения касались юридических лиц, а также введения нормативного регулирования такого понятия, как «корпорация».
Посредством анализа материалов судебной практики, в частности Постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2014 г. по делу № А65–7945/2014 [4], а также постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 14 ноября.2014 г. № Ф06–17097/2013 [5], следует сделать вывод, что установление факта наличия корпоративного спора либо корпоративного конфликта в соответствующем юридическом лице рассматривается судом в качестве смягчающегося обстоятельства, которое влияет на исход дела при осуществлении разрешения вопроса о необходимости привлечения данного юридического лица к административной ответственности (в частности, за несвоевременную уплату налогов и сборов, так как наличие факта корпоративного конфликта препятствует сегодня эффективному управлению конкретной организацией).
Данное исследование позволяет сделать вывод о том, то вместе с теоретической необходимостью в законодательном определении содержания такого термина, как «корпоративный конфликт», сегодня назрела необходимость также в легальном закреплении рассмотренного понятия.
Таким образом, по результатам проведенного исследования возможно предложить следующее определение термина «корпоративный конфликт», которое может найти свое закрепление в положениях главы 4 ГК РФ: «Корпоративный конфликт — это такое разногласие (противоречие, столкновение, противоборство), возникающее между участниками корпорации или между корпорацией и ее участниками, посягающее на корпоративные и иные отношения в деятельности корпорации, а также разногласия, возникающие между корпорацией или ее участниками с иными лицами (лицами, входящими в состав органов управления корпорации, держателем реестра акционеров, внешним инвестором, депозитарием и пр.), направленные на правоотношения внутри корпорации, характеризующиеся противоположными, взаимоисключающими целями и интересами сторон такого разногласия, направленные на осуществление контроля за поведением другой стороны либо изменение своего статуса или юридического состояния».
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. ст. 3301.
- Письмо Банка России от 10 апреля 2014 г. N 06–52/2463 «О Кодексе корпоративного управления» URL: http://base.garant.ru/70640276/.
- Кодекс корпоративного поведения URL: http://www.nand.ru/upload/tmp/Kodex_KU.doc.
- Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2014 г. по делу № А65–7945/2014 URL: https://kad.arbitr.ru/.
- Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14 ноября.2014 г. № Ф06–17097/2013 URL: https://kad.arbitr.ru/.
- Данельян А. А. Особенности разрешения корпоративных конфликтов // Евразийский юридический журнал. — 2015. — № 7 (50). — С. 144–148.
- Грабовец А. С. Корпоративные конфликты в России: определение, виды, основания появления и способы разрешения // Труд и социальные отношения. — 2016. — № 12. — С. 20–34.