Состояние и особенности развития трубопроводного транспорта России на современном этапе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (241) январь 2019 г.

Дата публикации: 17.01.2019

Статья просмотрена: 28836 раз

Библиографическое описание:

Гамзаев, Б. А. Состояние и особенности развития трубопроводного транспорта России на современном этапе / Б. А. Гамзаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 155-159. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55717/ (дата обращения: 18.12.2024).



Актуальность настоящей статьи обусловлена тем обстоятельством, что одну из стратегически важных ролей в экономике Российской Федерации играет нефтегазодобывающая отрасль и, как следствие, трубопроводный транспорт. Так, Россия уверенно удерживает лидирующие позиции по экспорту газа и нефти в мире, демонстрирует рекордные показатели добычи сырья. За последние шесть лет объем ежегодных инвестиций в нефтегазовый сектор вырос более чем в два раза. Реализуются крупные проекты строительства трубопрводов, созданы хорошие возможности для расширения производственных мощностей.

Современный трубопровод для транспорта углеводородов по сложности и насыщенности техническими решениями уже сегодня приближается к космическим кораблям, исследующим околоземное пространство. Развитие трубопроводного транспорта — важная составляющая энергетической и экономической безопасности России. Поэтому современный трубопроводный транспорт немыслим без совершенствования и рационального использования возможностей существующей системы трубопроводов.

Ключевые слова: газопроводы, нефтепроводы, транспорт углеводородов, транспортная система России, трубопроводный транспорт.

Трубопроводным называется такой вид транспорта, когда для транспортировки твердых, жидких или газообразных материалов используются трубопроводы. Трубопроводы, наряду с такими известными видами транспорта, как автомобильный, железнодорожный, являются основным и наиболее часто применяемым средством для транспортировки углеводородов (преимущественно нефти и газа, а также нефтепродуктов) на длительные расстояния. Они являются единственным видом транспорта, перемещающим транспортируемый продукт, оставаясь при этом в стационарном положении [3, с. 12].

Транспорт жидких и газообразных полезных ископаемых по трубам обладает рядом преимуществ. К основным таким преимуществам относится экономическая выгода и универсальность трубопроводов. Во время такой транспортировки полностью исключается утечка товара и его порча. В современных трубопроводах полностью все процессы автоматизированы и механизированы. Это обеспечивает значительное снижение себестоимости транспортировки углеводородов. Для большего снижения себестоимости применяются трубы особо крупного диаметра, усовершенствование компрессорных станций, охлаждение продуктов при транспортировке [4, с. 109].

Особенно большое значение транспорт по трубам играет при транспортировке нефти и природного газа. Формирование больших магистральных нефте- и газопроводов обеспечивает неограниченный и бесперебойный поток в необходимом количестве потребителю. Кроме этого, большим плюсом является то, что передача по трубопроводам может осуществляться круглосуточно и круглогодично. Транспортировка не зависит от погодных и климатических явлений.

В последние годы требования к трубопроводному транспорту существенно возросли. Срок службы трубы большого диаметра, сделанной 50 лет назад, обычно рассчитывался на 30 лет безаварийной эксплуатации, современные заводы обеспечивают безаварийную работу на 50 лет, а в ближайшей перспективе — и на 70 лет. Основное требование к трубопроводам — повышение рабочего давления [6].

Среди большого количества преимуществ трубопроводного транспорта можно назвать один из его недостатков, это невозможность изменить направление движения груза, так как трубопроводы строятся капитально.

Следует обратить внимание, что трубопроводный транспорт играет важную роль в экономике России. Однако полное отсутствие или незначительное развитие трубопроводов в Восточно-Сибирском и Дальневосточном районах происходит медленными темпами, что является препятствием для разработки новых залежей нефти и газа. Поэтому строительство и развитие трубопроводного транспорта является приоритетом развития трубопроводной промышленности.

Итак, трубопроводный транспорт активно влияет на формирование и развитие топливно-энергетического комплекса страны и отдельных регионов и обеспечивает:

– перекачку добытых и переработанных ресурсов;

– выполняет роль распределительной системы;

– транспортирует ресурсы в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Развитие трубопроводного транспорта в России началось в конце 50-х гг. ХХ столетия. Сегодня данный вид транспорта по общему объёму грузооборота занимает первое место, оттеснив железнодорожный транспорт и другие виды транспорта. Россия занимает второе место в мире после США по протяжённости трубопроводов, которая составляет 233 тыс. км, в том числе газопроводов — 168 тыс. км, нефтепроводов — 49 тыс. км, нефтепродуктопроводов — 16 тыс. км. Всего в настоящее время инфраструктура трубопроводного транспорта России (с учетом строящихся) включает в себя 94 объекта (75 — нефтепроводы, 19 — газопроводы) [7].

При обосновании размещения трубопроводного транспорта учитываются особенности и факторы, оказывающие влияние на его районирование. К основным из них относятся: размещение и развитие нефтегазовой и перерабатывающей промышленности, грузопотоков нефти, газа и нефтепродуктов, природные условия районов прохождения трассы трубопроводов, формы общественной организации производства, уровень технического прогресса на трубопроводном транспорте.

Таблица 1

Показатели деятельности по нефтепроводам России [5, с. 9]

Показатели

1990

1995г.

2000

2005г.

2010г.

2016г.

2017г.

Эксплуатационная длина тыс. км

68

64

63

65

65

74

71

Объём перекачки млн. т

558

309

318

482

524

578

579

Грузооборот млрд. т*км

1240

668

745

1156

1123

1268

1308

Таблица 2

Показатели деятельности по газопроводам России [5, с. 9]

Показатели

1990г.

1995г.

2000г.

2005г.

2010г.

2016г.

2017г.

Эксплуатационная длина тыс. км

144

148

152

160

168

178

179

Объём перекачки млн. т

543

474

511

565

537

493

509

Грузооборот млрд. м3*км

1335

1231

1171

1317

1259

1176

1181

Перевозка груза трубопроводным транспортом обладает рядом преимуществ. Например, объём перекачки продукта неограничен, а качество и количество груза остаётся в полной сохранности благодаря герметизации труб и станций. Кроме того, данный вид транспорта практически не зависит от климатических условий, обладает высоким уровнем автоматизацией операций и имеет достаточно низкую себестоимость. Сегодня многие предприятия России являются владельцами крупнейших в мире системами магистральных трубопроводов. Например, дочернее предприятие российской компании ОАО «АК «Транснефть» — ОАО «Магистральные нефтепроводы «Дружба» обслуживает нефтепровод «Дружба», который берёт своё начало с берегов Волги под Самарой и пролегает через девять областей и тридцать два района России.

Далее в целях анализа эффективности трубопроводного транспорта приведём его сравнительную характеристику с другими видами транспорта. Проанализированы следующие показатели: эксплуатационная длина, густота сети, себестоимость перевозки, удельные капитальные вложения и производительность труда. Результаты анализа представлены ниже в таблице 3.

Таблица 3

Сравнительная характеристика трубопроводного транспорта сиными видами транспорта России [1, с. 188]

Вид транспорта

Эксплуатационная длина, тыс. км

Густота сети, км на 1000 кв. км

Себестоимость перевозки, долл.1/10 т*км

Удельные капитальные вложения, долл./10 т*км

Производительность труда, тыс. т*км/1 раб.

Трубопроводный

68

3,8

8,4

365,9

18000

Автомобильный

950

47

546,1

450,4

145

Железнодорожный

85,5

5,1

37,7

517,9

1366

Морской

-

-

18

337,8

9500

Внутренний водный

101

5,3

28,2

213,9

1500

Авиационный

600

35,4

1,7

5,6

980

Также была произведена оценка и ранжирование приведённых выше показателей. В итоге расставлены приоритеты по каждому виду транспорта в зависимости от показателей. Таблица приоритетов представлена ниже (таблица 4).

Таблица 4

Таблица приоритетов трубопроводного транспорта ииных видов транспорта России по показателям [1, с. 190]

Вид транспорта

Эксплуатационная длина, тыс. км

Густота сети, км на 1000 кв. км

Себестоимость перевозки, долл./10 т*км

Удельные капитальные вложения, долл./10 т*км

Производительность труда, тыс. т*км/1 раб.

Трубопроводный

5

5

1

3

1

Автомобильный

1

1

6

5

6

Железнодорожный

2

4

5

6

4

Морской

-

-

2

4

2

Внутренний водный

4

3

3

1

3

Авиационный

3

2

4

2

5

Чем ниже значение приоритета, тем предпочтительнее вид транспорта в зависимости от того или иного показателя. Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что два вида транспорта — автомобильный и трубопроводный заняли наибольшее количество первых мест в списке приоритетов.

Так, трубопроводный транспорт занимает первое место в списке приоритетов по себестоимости перевозки и производительности труда. Главная задача предприятия — доставить груз быстро и качественно, используя при этом минимальные затраты. Поэтому именно трубопроводный транспорт удовлетворяет этим условиям. Рассчитав соотношения данных по определённым параметрам, можно отметить, что себестоимость перевозки груза трубопроводным транспортом ниже, чем перевозка морским видом транспорта более чем в 2 раза, железнодорожным — более чем в 4 раза, а автомобильным — в 64 раза [1, с. 191].

Рассмотрим причины низкой себестоимости перевозки груза трубопроводным транспортом:

Во-первых, объём транспортных работ менее длительный, а соответственно и менее затратный, чем при любом другом виде транспорта, так как расположение трубопроводов намного отличается от направлений железнодорожной сети и автомобильных дорог. Именно это позволяет прокладывать трубопроводы по кратчайшему расстоянию между пунктами отправления и назначения.

Во-вторых, трубопроводный транспорт может функционировать в любых климатических условиях в течение круглого года, что даёт возможность транспортировать груз с постоянно заданным объёмом.

В-третьих, на трубопроводном транспорте минимальны потери при транспортировке, меньше расходуется топлива и электроэнергии, а, следовательно, постоянные затраты ниже, чем при эксплуатации другого вида транспорта [2, с. 170].

Таблица 5

Затраты на перевозку 10 т/км груза трубопроводным транспортом ииными видами транспорта России [1, с. 191]

Вид транспорта

Постоянные затраты, долл.

Переменные затраты на 1т. груза, долл.

Суммарные затраты

Приоритет

Трубопроводный

400

150

550

1

Автомобильный

300

900

1200

5

Железнодорожный

337

350

687

3

Морской

550

220

770

4

Внутренний водный

440

210

650

2

Авиационный

150

2700

2850

6

Следует отметить, что в себестоимости перевозки груза учитываются и затраты. В связи с этим были проанализированы переменные и постоянные затраты при перевозке одной тонны груза различными видами транспорта. Данные представлены в таблице 5.

Стоит отметить, что в состав постоянных затрат входят расходы на эксплуатацию транспорта, оплату труда персонала, простой транспортного средства, содержание материально-технической базы. К переменным затратам относят затраты на топливо и электроэнергию, техническое обслуживание и ремонт, амортизацию оборудования. Проведя анализ данных, подтверждается, что использование трубопроводного транспорта обладает самыми низкими суммарными затратами на перевозку груза.

К примеру, все потери нефти и нефтепродуктов при транспортировке их другими видами транспорта в среднем за пять лет составляют около 35÷50 млн. т., что соответствует стоимости 300÷400 млн. руб. На эти средства можно было бы построить около 10 тыс. км трубопроводов диаметром до 500 мм и перекачать по ним до 60 млн. т. нефтепродуктов [6].

Таким образом, трубопроводный транспорт углеводородов является ключевым видом логистической связи района добычи с районами их переработки и потребления. Российская Федерация обладает самой протяженной сетью магистральных трубопроводов, для поддержания работы которых расходуется большое количество электроэнергии.

Большая часть проектов нефтегазовой отрасли непосредственно связана с развитием новообразованных центров добычи углеводородов и строительством новых систем транспорта и хранения газа, нефти и нефтепродуктов. Безопасная эксплуатация нефтегазового комплекса в северных регионах Российской Федерации, где пролегают многолетнемерзлые грунты, во многом осуществляется за счет продуктивной работы систем мониторинга. Системы мониторинга трубопроводного транспорта обладают различными функциями. Различные природные факторы формируют геокриологические условия, грунты могут пребывать в различных состояниях, это значит заключать в себе различные физико-механические характеристики и деформационные свойства. Вследствие этого опорные конструкции (сваи), могу изменять своё положение относительно проектного положения, что впоследствии может привести к аварийным ситуациям.

С открытием и добычей углеводородов из месторождений, расположенных на Крайнем Севере и в Восточной Сибири, а также добыча полезных ископаемых с шельфа и морских месторождений, все больше увеличивается отдаленность мест выработки от мест переработки и потребления, тем самым оказывая влияние на стоимость транспортировки. В складывающейся ситуации трубопроводная транспортная система приобретает все большую значимость в топливно-энергетическом комплексе России, позволяя снизить затраты на доставку, способствуя получению большей прибыли.

Как итог, анализ современного состояния и особенностей развития магистрального трубопроводного транспорта России позволяет сделать следующий вывод: трубопроводный транспорт имеет хорошие перспективы развития. При этом развитие данного инфраструктурного комплекса не является самоцелью, оно служит основой для:

– во-первых, развития конкурентных преимуществ России;

– во-вторых, стимулирования через межотраслевые связи и механизм мультипликатора экономического роста;

– в-третьих, способствует росту валютных поступлений и политического влияния РФ в мире.

Перспективные проекты в сфере трубопроводного транспорта требуют государственной поддержки, прежде всего, в организации финансирования проектов, особенно экспортных направлений, а также для заключения многосторонних соглашений со странами, через которые осуществляется транзит российских углеводородов.

Перевозка груза трубопроводным транспортом обладает рядом преимуществ. Например, объём перекачки продукта неограничен, а качество и количество груза остаётся в полной сохранности благодаря герметизации труб и станций. Кроме того, данный вид транспорта практически не зависит от климатических условий, обладает высоким уровнем автоматизацией операций и имеет достаточно низкую себестоимость. Сегодня многие предприятия России являются владельцами крупнейших в мире системами магистральных трубопроводов.

Также у существующего трубопроводного транспорта, как и у любого другого, имеются свои недостатки. К ним можно отнести сложность прокладки трассы в определённых районах, узкая специализация, использование трубопроводов только в одном направлении. Кроме того, к недостаткам можно отнести ограниченный объём транспортировки из-за пропускной способности. Но, несмотря на перечисленные недостатки, преимуществ у трубопроводного транспорта значительно больше. В расчёте на одну тонну транспортировки груза на сегодняшний день именно этот вид транспорта является самым приоритетным для компаний при перевозке грузов.

Литература:

  1. Браева Т. С. Логистические аспекты транспортировки грузов трубопроводным видом транспорта / Т. С. Браева, Н. Ю. Просвиркин // Математические модели современных экономических процессов, методы анализа и синтеза экономических механизмов. Актуальные проблемы и перспективы менеджмента организаций в России: сб. ст. XI Всерос. науч.-практ. конф. Вып. 11 / Ин-т проблем упр. им. В. А. Трапезникова Рос. акад. наук.; Самар. нац. исслед. ун-т им. С. П. Королева, под ред. Д. А. Новикова — Самара: Изд-во СамНЦ РАН, 2017. — С. 187–192.
  2. Доклад о реализации транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. Отчетный период: 2017 год. — М., 2018. — 250 с.
  3. Еренков О. Ю Трубопроводный транспорт в химической технологии; учеб, пособие. — Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2016. — 101 с.
  4. Казаков Б. А. География и экономика видов деятельности. Основы промышленных производств. — Пермь: Perm Univ. Press, 2017. — 247 с.
  5. Обзор отрасли грузоперевозок в России за 2018 год. — М., 2018. — 36 с.
  6. Технологии добычи нефти и газа. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://neftdoc.wix.com/neftdoc#!untitled/c1lni (дата обращения 10.01.2019).
  7. Электроэнергетика: нефть и газ Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://energybase.ru (дата обращения 12.01.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): трубопроводный транспорт, вид транспорта, эксплуатационная длина, затрата, производительность труда, Россия, себестоимость перевозки, густота сети, перевозка груза, Российская Федерация.


Ключевые слова

газопроводы, нефтепроводы, транспорт углеводородов, транспортная система России, трубопроводный транспорт

Похожие статьи

Влияние цифровизации на повышение конкурентоспособности нефтегазового комплекса России

В статье представлены результаты изучения влияния цифровизации на повышение конкурентоспособности нефтегазового комплекса России и Республики Казахстан. Цифровая революция охватила всю мировую экономику. В настоящее время идёт переход на дополнение и...

Обзор основных статистических показателей и тенденций российского рынка легковых автомобилей

Автомобильная отрасль — одна из самых быстроразвивающихся сфер на сегодняшний момент. Изменения, произошедшие за последние годы в сфере автомобилестроения, НТП, вывод производственных мощностей в развивающиеся страны мира, объединение производителей ...

Анализ и совершенствование механизма государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

Государственная политика по развитию «зеленой» энергетики в развитых странах через поддержку малого и среднего предпринимательства осуществляется уже на протяжении более 30 лет, что связанно с рядом энергетических и экологических кризисов в мире. В ч...

Энергия прилива

В статье исследованы современные проблемы в сфере энергосбережения. Проанализированы направления энергосбережения, которые осуществляются путём внедрения новых технологий и оборудования, позволяющих сокращать потери энергоресурсов, в частности, испол...

Управление природными ресурсами муниципальных образований в Российской Федерации

Эффективное управление возобновляемыми природными ресурсами остается актуальной и пока еще нерешенной проблемой. Сегодня управление природными ресурсами рассматривается как одна из приоритетных задач государственной стратегии природопользования как н...

Экономия бюджета сельской семьи посредством оптимального выбора газовых котлов

По географическому охвату и по доле, приходящейся на душу населения, Республика Саха (Якутия) занимает лидирующие позиции в дальневосточном регионе по уровню газификации и использованию природного газа в народном хозяйстве. Во многом это стало возмож...

Направления развития предпринимательства в строительной сфере Дальнего Востока: актуальные проблемы и перспективы развития

Строительный комплекс является одним из ключевых направлений экономики России, который удерживает стабильные позиции на рынке достаточно продолжительное время. Доля отрасли строительства в ВВП страны в разные периоды составляла от 4 до 8 %. Это также...

Актуальные проблемы правового регулирования в сфере энергетики в Российской Федерации

Развитие энергетики является неотъемлемой частью развития других отраслей и всей национальной экономики любого государства. В рамках стратегий социально-экономического развития Дальнего Востока, Восточной Сибири, российской Арктической зоны, Крыма и...

Инновационное развитие машиностроения в Российской Федерации

В настоящее время промышленность Российской Федерации переживает четвертую революцию. На данном этапе важно внедрять в промышленность инновационные технологии, технику, и информационные технологии. При этом каждый этап машиностроительного производств...

Сравнительный анализ применения двигателя Стирлинга и дизельного генератора для системы электротеплоснабжения объектов в Арктических районах России

Развитие Арктической зоны Российской Федерации в наше время является одним из первостепенных вопросов. Согласно стратегии государственной программы основным направлением объявляется разработка и внедрение новых научных технологий. Климатические услов...

Похожие статьи

Влияние цифровизации на повышение конкурентоспособности нефтегазового комплекса России

В статье представлены результаты изучения влияния цифровизации на повышение конкурентоспособности нефтегазового комплекса России и Республики Казахстан. Цифровая революция охватила всю мировую экономику. В настоящее время идёт переход на дополнение и...

Обзор основных статистических показателей и тенденций российского рынка легковых автомобилей

Автомобильная отрасль — одна из самых быстроразвивающихся сфер на сегодняшний момент. Изменения, произошедшие за последние годы в сфере автомобилестроения, НТП, вывод производственных мощностей в развивающиеся страны мира, объединение производителей ...

Анализ и совершенствование механизма государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

Государственная политика по развитию «зеленой» энергетики в развитых странах через поддержку малого и среднего предпринимательства осуществляется уже на протяжении более 30 лет, что связанно с рядом энергетических и экологических кризисов в мире. В ч...

Энергия прилива

В статье исследованы современные проблемы в сфере энергосбережения. Проанализированы направления энергосбережения, которые осуществляются путём внедрения новых технологий и оборудования, позволяющих сокращать потери энергоресурсов, в частности, испол...

Управление природными ресурсами муниципальных образований в Российской Федерации

Эффективное управление возобновляемыми природными ресурсами остается актуальной и пока еще нерешенной проблемой. Сегодня управление природными ресурсами рассматривается как одна из приоритетных задач государственной стратегии природопользования как н...

Экономия бюджета сельской семьи посредством оптимального выбора газовых котлов

По географическому охвату и по доле, приходящейся на душу населения, Республика Саха (Якутия) занимает лидирующие позиции в дальневосточном регионе по уровню газификации и использованию природного газа в народном хозяйстве. Во многом это стало возмож...

Направления развития предпринимательства в строительной сфере Дальнего Востока: актуальные проблемы и перспективы развития

Строительный комплекс является одним из ключевых направлений экономики России, который удерживает стабильные позиции на рынке достаточно продолжительное время. Доля отрасли строительства в ВВП страны в разные периоды составляла от 4 до 8 %. Это также...

Актуальные проблемы правового регулирования в сфере энергетики в Российской Федерации

Развитие энергетики является неотъемлемой частью развития других отраслей и всей национальной экономики любого государства. В рамках стратегий социально-экономического развития Дальнего Востока, Восточной Сибири, российской Арктической зоны, Крыма и...

Инновационное развитие машиностроения в Российской Федерации

В настоящее время промышленность Российской Федерации переживает четвертую революцию. На данном этапе важно внедрять в промышленность инновационные технологии, технику, и информационные технологии. При этом каждый этап машиностроительного производств...

Сравнительный анализ применения двигателя Стирлинга и дизельного генератора для системы электротеплоснабжения объектов в Арктических районах России

Развитие Арктической зоны Российской Федерации в наше время является одним из первостепенных вопросов. Согласно стратегии государственной программы основным направлением объявляется разработка и внедрение новых научных технологий. Климатические услов...

Задать вопрос