Проблема формирования у младших дошкольников положительного отношения к выполнению культурно-гигиенических навыков в практике работы дошкольных организаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (241) январь 2019 г.

Дата публикации: 16.01.2019

Статья просмотрена: 371 раз

Библиографическое описание:

Шахманова, A. Ш. Проблема формирования у младших дошкольников положительного отношения к выполнению культурно-гигиенических навыков в практике работы дошкольных организаций / A. Ш. Шахманова, А. С. Гаспарян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 384-386. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55725/ (дата обращения: 16.11.2024).



Дошкольное детство — важнейший этап становления личности, время освоения культурных способов существования в мире. Одним из значимых направлений этой работы на данном возрастном этапе является приобщение детей к выполнению культурно-гигиенических навыков. Актуальность данной задачи подчеркивается и в ФГОС ДО, где сказано, что ребенок должен «овладевать основными культурными способами деятельности» и подчеркнута задача формирования у детей «ценностей здорового образа жизни», овладения ими «элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)» [1].

Данные проведенных исследований свидетельствуют о том, что работа по формированию культурно-гигиенических навыков должна строиться в логике возрастного развития дошкольников и быть направлена на формирование представлений о культурно-гигиенических навыках, эмоционально-положительного отношения к их выполнению и практических навыков проявления этого отношения в деятельности и конкретных поступках.

В связи c вышеизложенным, нами был проведен эмпирический анализ сформированности культурно-гигиенических навыков младших дошкольников, а также деятельности дошкольных образовательных учреждений по данному вопросу. Нами были определены следующие основные задачи:

– проанализировать уровень сформированности у младших дошкольников культурно-гигиенических навыков;

– проанализировать характер отношения младших дошкольников к выполнению культурно-гигиенических навыков;

– проанализировать ориентированность образовательного процесса дошкольной организации на формирование у младших дошкольников положительного отношения к выполнению культурно-гигиенических навыков.

Для решения поставленных задач мы использовали комплекс диагностических методик, таких как:

– анализ сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина) [5];

– диагностика осознанности ребенком правил, регулирующих бытовую деятельность (Г. А. Урунтаева) [6];

– диагностика сформированности культурно-гигиенических навыков (В. Ю. Белькович) [2];

– опрос родителей; исследование навыков одевания и пользования салфеткой. (К. А. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева) [4];

– изучение сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева) [3];

– анкетирование педагогов и родителей; анализ педагогической документации.

По результатам проведенного диагностического исследования были определены уровни сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий), а также характер отношения к их выполнению у дошкольников и особенности организации образовательного процесса в ДОУ по исследуемому вопросу.

В исследовании приняли участие 50 детей младшего дошкольного возраста и 50 родителей. Помимо этого, в исследовании приняли участие 8 педагогов исследуемого ДОУ.

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что из 50 обследованных детей у 17 дошкольников был выявлен высокий уровень сформированности культурно-гигиенических навыков; у 26 детей — средний уровень; у 7 детей — низкий.

При оценке сформированности культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников их родителями, была выявлена тенденция к завышению результатов деятельности детей. Так, из 50 обследованных родителей, 43 отметили, что у их детей наблюдается высокий уровень сформированности исследуемых навыков, 7 — указали на средний уровень сформированности, а низкий уровень не отметил никто из исследуемых родителей.

Анализируя характер отношения к выполнению культурно-гигиенических навыков, мы определили, что у 28 детей сформировано положительное отношение к выполнению культурно-гигиенических навыков, в свою очередь — у 22 дошкольников положительного отношения выявлено не было.

По результатам анкетирования сотрудников ДОУ было выявлено, что все педагоги систематически планируют и реализуют работу по формированию у детей культурно-гигиенических навыков. Однако, реализуя данную работу, педагоги, чаще всего используют очень ограниченный перечень педагогических средств (объяснение, упражнение). Недостаточно используются возможности детской литературы, опыт народной педагогики, разные формы детской деятельности (игры, драматизации, игровые занятия и др.).

Подводя общий вывод, мы можем констатировать факт о том, что не у всех детей младшего дошкольного возраста сформированы все необходимые культурно-гигиенические навыки для данного возраста, почти половина детей, на момент совершения замеров, имела негативное отношение к выполнению культурно-гигиенических навыков и выполняла их только по принуждению.

Анкетирование педагогов позволило установить, что педагоги дошкольной образовательной организации планируют и реализуют определенную работу по развитию культурно-гигиенических навыков младших дошкольников и формированию положительного отношения к ним. Однако, на практике они используют очень ограниченный спектр средств и методов в данной работе, практически не используется воспитательный потенциал опыта народной педагогики.

Полученные результаты обуславливают необходимость поиска эффективных методов и средств формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников, а также положительного отношения к их выполнению, так как заложенные в данной возрастной группе основы являются базисом для дальнейшего развития навыков самообслуживания и культурного поведения.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Система ГАРАНТ
  2. Белькович В. Ю. Журнал педагогической диагностики развития ребенка. Младшая группа. — М.: Русское слово. 2018. — С.10–11.
  3. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) (соответствует ФГОС) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд., спр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. — 368 с.
  4. Печора К. А., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольном учреждении. — М.: ВЛАДОС, 2010. — 172 с.
  5. Урунтаева Г. А.. Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой, — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291 с.
  6. Урунтаева Г. А. Практикум по психологии дошкольного возраста. М.: Академия, 2012. — С.32.
Основные термины (генерируются автоматически): навык, младший дошкольный возраст, положительное отношение, ребенок, выполнение, дошкольник, характер отношения, высокий уровень, народная педагогика, образовательный процесс.


Похожие статьи

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Возможности дошкольного образовательного учреждения по повышению компетентности родителей в вопросе воспитания культуры безопасности у старших дошкольников через педагогическое взаимодействие

Особенности формирования потребности к занятиям физической культурой старших дошкольников в семейном воспитании

Влияние детско-родительских отношений на уровень сформированности нравственных представлений у детей дошкольного возраста

Формирование у старшеклассников ценностного отношения к родительству в учебно-воспитательном процессе школы

Роль контрольно-диагностической деятельности в обеспечении качественного управления дошкольной образовательной организацией

Особенности формирования и развития познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды

Социально-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и его роль в развитии личности

Воспитательно-образовательный процесс по формированию духовно-нравственных ценностей в дошкольных образовательных учреждениях

Роль педагога дополнительного образования в повышении качества учебно-воспитательного процесса при работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных группах

Похожие статьи

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Возможности дошкольного образовательного учреждения по повышению компетентности родителей в вопросе воспитания культуры безопасности у старших дошкольников через педагогическое взаимодействие

Особенности формирования потребности к занятиям физической культурой старших дошкольников в семейном воспитании

Влияние детско-родительских отношений на уровень сформированности нравственных представлений у детей дошкольного возраста

Формирование у старшеклассников ценностного отношения к родительству в учебно-воспитательном процессе школы

Роль контрольно-диагностической деятельности в обеспечении качественного управления дошкольной образовательной организацией

Особенности формирования и развития познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды

Социально-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и его роль в развитии личности

Воспитательно-образовательный процесс по формированию духовно-нравственных ценностей в дошкольных образовательных учреждениях

Роль педагога дополнительного образования в повышении качества учебно-воспитательного процесса при работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных группах

Задать вопрос