В статье проанализирован способ образования юридических лиц, независимо от государственных органов Республики Таджикистан, наука гражданское право выделяет способы образования юридических лиц. Рассмотрены стадии и порядок, а также учредительные документы юридических лиц.
Ключевые слова: юридическое лицо, Таджикистан, уставной капитал, регистрирующий орган, лицо, способ образования
Проблемы образования юридических лиц в Республики Таджикистан и индивидуальных предпринимателей на данный момент плохо освещены в научной литературе и на страницах периодических изданий.
В Гражданском Кодексе Республики Таджикистан (РТ), упорядочены организационно-правовой формы коммерческой деятельности. Все коммерческие структуры страны работают на основании Гражданского Кодекса. Целью работы является исследование нормативно-правовые документы, регулирующие порядок и способ образования юридических лиц.
В данной статье использовались методы исследования: изучение нормативно-правовой базы, аналитический, обобщения.
Согласно Гражданскому кодексу Республики Таджикистан статьи 50, коммерческими юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основанной цели своей деятельности [1]. Государственный орган, акционерное общество, банк или дехканское фермерское хозяйство с уставным капиталом от этого, будет зависеть какой способ нужно использовать при создании юридического лица.
В науке гражданского права, по мнению И. В. Елисеев в зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридического лица наука гражданского права выделяются три способа образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный, нормативно-явочный [6, с.117].
Н. В. Козлова считает способы создания юридических лиц различаются в зависимости от роли государства в процессе возникновения нового субъекта права она различает: концессионную (разрешительную) и явочную (регистрационную) системы создания юридических лиц, а также явочный, регистрационный разрешительный и распорядительный порядки их создания [5].
В целом в законодательстве Республики Таджикистан формируется общепринятые мнения о способах образования:
1. Распорядительный способ — организация создаётся на основе распоряжения учредителя; государственного органа (Правительства и его органов на местах), которые выступают собственниками имущества. Государственный орган издаёт правовой акт, в котором излагает своё волеизъявление о создании унитарного государственного предприятия (постановление, распоряжение), которое является основанием для его учреждения;
Учредительными документами являются этот распорядительный документ и Устав ст125, п.3 [1] предприятия;
2. Разрешительный способ— на создание организации получено разрешение соответствующего компетентного органа; способзаконодательство Республики Таджикистан не разрешает отказа в регистрации ст. 51, п.1 [1] по причинам нецелесообразности, однако для создания некоторых коммерческих организаций устанавливает разрешительный порядок создания.
Согласно ст.11 п.1 ч.7 Закона Республики Таджикистан «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для регистрации средств массовой информации необходимо заключение соответствующего органа, которым является Комитет по телевидению и радиовещанию при Правительстве Республики Таджикистан [3]. Такое заключение должно быть представлено именно на стадии регистрации таких организаций, в противном случае, регистрирующий орган откажется их регистрировать.
При создании холдингов, для регистрации необходимо представить в регистрирующий орган заключение государственного антимонопольного органа в случаях, предусмотренных частью первой статьи 15 Закона Республики Таджикистан «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» [2].
3. Явочно-нормативныйпорядок — для создания юридического лица не требуется согласия третьих лиц, включая государственные органы. Регистрирующий орган при регистрации только проводит проверку учредительных документов на соответствие закону и соблюдения порядка создания. После проверки документов проводится регистрация юридического лица.
В таком порядке создаётся основная масса юридических лиц, которые являются основной формой ведения бизнеса.
Стадии образования юридического лица происходит в следующем порядке:
‒ инициатива создания юридического лица;
‒ подготовка учредительных документов;
‒ предварительное согласование наименования создаваемого юридического лица с регистрирующим органом;
‒ государственная регистрация;
‒ формирование уставного (складочного) капитала.
Инициатива о создании юридического лица должна исходить от его учредителей — будущих членов организации. При проявлении инициативы лица (физические или юридические) иногда составляют предварительный протокол о намерениях, в котором оговаривают план по созданию коммерческой организации. Для государственных организаций инициативой является издание юридического акта о создании унитарного предприятия.
Подготовка учредительных документов. Согласно ст. 53 ГК РТ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора [1]. На основании учредительного договора составляется устав организации. В уставе уже чётко определяется организационно-правовая форма и учредители юридического лица, его наименование, местонахождение, цели и виды деятельности, размер уставного капитала, размер доли каждого его участника, порядок управления организацией. Устав является основным документом, в котором указан порядок и размеры внесения уставного капитала каждым участником. Способы и сроки созыва и проведения общего собрания участников (если их несколько), какие вопросы решаются исключительно на общем собрании, а какие могут рассматриваться другими органами управления, порядок и способы голосования участников собрания, возможность проведения заочного голосования по поставленным на собрании вопросам, кворум и количество голосов, необходимых для принятия решения по категории вопросов. В нем также определено, какие органы управления и исполнительные органы существуют в организации, кем и каким способом они создаются. Также важным вопросом, который регулируется уставом, является порядок передачи доли участника организации другим лицам. Одним из важнейших вопросов, отражённых в уставе является компетенция исполнительного органа. Здесь определено, какой вопрос вправе решать и принимать по нему решение исполнительный орган, то есть, установлены границы его компетенции. Как правило, многие не уделяют должного внимания этому документу и многие вопросы, которые входят в компетенцию органов управления, решают исполнительные органы.
Если юридическое лицо учреждено одним лицом, его учредительным документом является только устав.
Согласование наименования создаваемого юридического лица с регистрирующим органом, для того чтобы исключить дублирование наименования другого лица.
Согласно ст.18 Закона Республики Таджикистан «О государственном языке Республики Таджикистан» присвоение наименований органам государственной власти, министерствам и ведомствам, а также другим организациям, независимо от организационно-правовых форм, осуществляется на государственном языке [4].
Если наименование организации не соответствует этим требованиям, государственный регистрирующий орган отказывает [3] в регистрации юридического лица.
Государственная регистрация юридического лица происходит путём внесения этого лица в единый государственный реестр юридических лиц, что подтверждается выдачей свидетельства о регистрации и выпиской из единого государственного реестра [3].
Согласно законодательству Республики Таджикистан, при регистрации лица не нужно представлять документ, подтверждающий формирование уставного капитала [3]. Законодатель даёт срок один год, в течение которого организация обязана сформировать уставный капитал. В случае если документы об оплате уставного капитала не будут представлены, регистрирующий орган обязывает уменьшить размер уставного капитала либо обращается в суд с иском о ликвидации организации.
Таким образом, в работе раскрыты основы гражданского права Таджикского законодательства. Проанализировав порядок образования юридических лиц необходимо отметить, что в зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет следующие способы образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и нормативно-явочный. Правовые знания становятся необходимостью для развития в Республики Таджикистан, для того чтобы грамотно формулировать и защищать свои законные интересы представителям бизнеса.
Литература:
- Гражданский кодекс Республики Таджикистан (часть первая) от 30 июня 1999 года (ред. от 2 января 2018 года, № 1474). «Адлия» — централизованный банк правовой информации Республики Таджикистан http://www.adlia.tj/
- Закон Республики Таджикистан «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в редакции Закона РТ от 6.10.2008г.№ 430,от 28.12.2012г.№ 913, от 18.03.2015г. № 1195)«Адлия» — централизованный банк правовой информации Республики Таджикистан http://www.adlia.tj/
- Закон Республики Таджикистан «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в редакции Закона РТ от 29.12.2010г.№ 669 от 28.12.2012Г.№ 912, от 23.11.2015г. № 1251, от 14.05.2016г.№ 1319) «Адлия» — централизованный банк правовой информации Республики Таджикистан http://www.adlia.tj/
- Закон Республики Таджикистан «О государственном языке» от 5 октября 2009 года № 553. «Адлия» — централизованный банк правовой информации Республики Таджикистан http://www.adlia.tj/
- Козлова Наталия Владимировна. Правосубъектность юридического лица по российскому гражданскому праву [Электронный ресурс]: Дис.... д-ра юрид. наук: 12.00.03.-М.: РГБ, 2005. 2005
- Гражданское право. Учебник / Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. Ч. 1. М.: ТЕИС, 1996. С. 117–119