Экологические аспекты трубопроводного транспорта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (241) январь 2019 г.

Дата публикации: 18.01.2019

Статья просмотрена: 2002 раза

Библиографическое описание:

Портнова, А. О. Экологические аспекты трубопроводного транспорта / А. О. Портнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 124-126. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55733/ (дата обращения: 16.11.2024).



Развитие трубопроводного транспорта активно началось с конца XX века. Первым, кто предложил использовать трубопровод для перекачки нефти и нефтепродуктов, был Дмитрий Иванович Менделеев в 1863 году. Кроме того, он также пояснил принципы работы и строительства трубопровода, что обеспечит долговечную основу развития нефтяной промышленности.

Согласно Градостроительному кодексу РФ к линейным объектам относят линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения [1].

Федеральный закон «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» под линейными объектами топливно-энергетического комплекса относит систему линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), предназначенных для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов [2].

Понятие «линейный объект» закреплено и в других нормативных документах, анализ которых показал, что единого определения линейного объекта, на сегодняшний день не существует, в каждом нормативном документе представлено перечисление линейных объектов в различных вариациях, без формулирования фактического определения, которое отличало бы от других объектов сооружения.

Линейным объектам в отличие от других объектов характерны некоторые конструктивные особенности, присущие инженерно-техническим сооружениям. Основная особенность — большая протяженность из-за чего ЛО может попадать на территорию различных муниципальных образований, находится на разных категориях земель, на разных правах пользования (собственность, аренда и т. д.).

Трубопроводный транспорт является наиболее динамично развивающимся видом транспорта, активно развивается строительство новых и увеличение пропускной способности действующих магистральных трубопроводов. По данным Росстата в период с 1992 по 2015 год следует, что протяженность всех магистральных трубопроводов увеличивается с каждым годом, включая газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы. По состоянию на конец 2015г. в России протяженность трубопроводов составила 251 тыс. км. Деятельность предприятий трубопроводного транспорта России постоянно связана с использованием и охраной земель.

Понятие «магистральный трубопровод» закреплено в своде правил «Магистральные трубопроводы» под которым понимается единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя здания, сооружения, его линейную часть, в том числе объекты, используемые для обеспечения транспортирования, хранения и (или) перевалки на автомобильный, железнодорожный и водный виды транспорта жидких или газообразных углеводородов, измерения жидких (нефть, нефтепродукты, сжиженные углеводородные газы, газовый конденсат, широкая фракция легких углеводородов, их смеси) или газообразных (газ) углеводородов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации [3]. Весь производственно-технологический комплекс является, опасным производственным объектом.

Проектирование и строительство магистральных трубопроводов должно соответствовать высоким требованиям надежности и безопасности и осуществляться на максимально возможном удалении от поселений, промышленных и гражданских объектов. В целях защиты жизни, здоровья граждан, их имущества и государственного и муниципального имущества при проектировании и строительстве линейных объектов, в том числе подземных сооружений руководствуются требованиями Федерального закона «Технический регламент о техники пожарной безопасности» [4]. Помимо соблюдения пожарной безопасности возникает необходимость в инженерной защите, связанная с опасными геологическими процессами (оползни, обвалы, подтопление и затопление территорий и др.) проектирование которой выполняется на основании Свода Правил «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов» [5]. Важным этапом строительства, реконструкции трубопроводов является процесс рекультивации земельных участков, которые были задействованы на разных этапах работ. Требования по рекультивации земельных участков устанавливает стандарт ГОСТ «Охрана природы (ССОП). Земли. Общие требования к рекультивации земель» [6].

Из-за большой протяженности трубопроводы могут пересекать большое количество земельных участков, испытывать воздействие высоких и низких температур, жестких климатических условий и сезонных колебаний уровня воды, а также переменных механических нагрузок. В связи с этим необходимо проводить анализ риска аварий, оценку возможного экологического ущерба, для предотвращения потенциальной опасности окружающей природной среды и обеспечения высокой безопасности объектов трубопроводного транспорта.

По данным отчета группы компаний «Газпром» в течение 2017 года компаниями группы было нарушено 42,16 тыс. га земель, что на 56 % больше, чем в предыдущем периоде. ПАО «Газпром» нарушено 27,15 тыс. га, Группой Газпром нефть — 14,35 тыс. га, прочими компаниями Группы — 0,66 тыс. га. В течение года в результате порывов трубопроводов на объектах Группы Газпром нефть было загрязнено 87,33 га земель [7].

Рост аварийности на магистральных трубопроводах связан и с тем, что эксплуатация большей части трубопроводной сети происходит с конца прошлого столетия. Газпром уделяет значительно внимание решению вопросов охраны и восстановления нарушенных земель, выполняются работы по технической и биологической рекультивации, направленные на восстановление продуктивности и хозяйственной ценности нарушенных земель, сохранение ландшафтов. В Газпроме реализуются комплексные мероприятия по повышению надежности трубопроводных систем, что положительно влияет на сохранение компонентов природной среды.

На сегодняшний день снижение негативного воздействия на окружающую природную среду является актуальным вопросом. Отсутствуют объективные данные по количеству загрязнённых территорий России, что влечет за собой сокрытие случаев аварийной ситуации на магистральных трубопроводах компаниями. Официальные статистические данные намного занижены.

Для обеспечения безаварийной и безопасной работы трубопроводного транспорта необходим постоянный и тщательный мониторинг за состоянием трубопроводной сети. Одной из проблем тщательного мониторинга является большая протяженность трубопроводной сети, в связи с этим некоторые части трубопровода имеют трудную доступность. Также следует проводить контроль за своевременным и надлежащим выполнением восстановления нарушенных земель и контроль за добросовестностью компаний, проводивших данные работы.

Литература:

  1. Российская федерация. Законы. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федер. Закон от 29.12.2004г. № 190 — ФЗ: принят Гос. думой 22 декабря 2004г.: одобр. Советом Федерации 24 декабря 2004г.- Москва: Проспект, 2018. — 256 с.
  2. Российская федерация. Законы. О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса: Федер. закон от 21.07.2011 г. № 256-ФЗ: принят Гос. думой 6 июля 2011г..: одобр. Советом Федерации 13 июля 2011г..//Собрание законодательства РФ. -2011. -№ 30. — Ст.4604
  3. Свод правил СП 36.13330.2012 «СНиП 2.05.06–85*. Магистральные трубопроводы». Актуализированная редакция СНиП 2.05.06–85* (утв. приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25 декабря 2012 г. N 108/ГС)
  4. Российская федерация. Законы. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: Федер. закон от 22.07.2008г. № 123-ФЗ: принят Гос. думой 4 июля 2008г.: одобр. Советом Федерации 11 июля 2008г.//Собрание законодательства РФ. -2008. -№ 30. — Ст.3579
  5. Свод правил: СП 116.13330.2012 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 22–02–2003. — М.: Минрегион России, 2012. — 53 с.
  6. ГОСТ 17.5.3.04–83 Охрана природы (ССОП). Земли. Общие требования к рекультивации земель. — введ. 1984–07–01. — М.: Издательство стандартов, 1993. — 7 с.
  7. Экологический отчет ПАО «Газпром» за 2017 год //. URL: http://www.gazprom.ru/f/posts/85/227737/gazprom-environmental-report-2017-rus.pdf (дата обращения: 09.01.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): трубопроводный транспорт, топливно-энергетический комплекс, трубопроводная сеть, га земель, окружающая природная среда, пожарная безопасность, сооружение, трубопровод, тщательный мониторинг.


Задать вопрос