Эффективной может считаться такая государственная служба, которая является продуктивной, результативной. Под оценкой эффективности государственной службой понимается соотношение ее полезного результата и объема использованных или затраченных для этого ресурсов. Оценка эффективности государственной службы может проводиться специалистами кадровой службы, другими гражданскими служащими, руководителями государственного органа, независимыми аналитиками, а также потребителями государственных услуг. Основной проблемой становится то, что в наше время не существует единых критериев и методов оценки методов эффективности государственной службы. Отчасти это зависит от многообразия разновидностей государственной службы, отчасти — от различных подходов оценки, которая во многом зависит от индивидуальной структуры и сущности государственной службы. Но в нашей стране даже существующие критерии и методы оценки во многом сводятся к аттестации на основаниях формальных показателей. Огромнейшую проблему создает большой массив нормативных актов, регулирующие государственную службу. Таким образом, в данной статье будет проведен анализ проблемы правового обеспечения эффективности государственной службы.
Ключевые слова: эффективность, правовое обеспечение, государственная служба, государственный служащий, проблема, оценка эффективности.
Such a public service, which is productive and efficient, can be considered Effective. The evaluation of the effectiveness of the public service is understood as the ratio of its useful result to the amount of resources used or spent for this purpose. Evaluation of the effectiveness of the public service can be carried out by specialists of the personnel service, other civil servants, heads of the state body, independent analysts, as well as consumers of public services. The main problem is that in our time there are no common criteria and methods for assessing the effectiveness of public service. This depends in part on the diversity of the public service, in part on different approaches to evaluation, which depends largely on the individual structure and nature of the public service. But in our country, even the existing criteria and methods of evaluation are largely reduced to certification on the basis of formal indicators. A huge problem is created by a large array of regulations governing the public service. Thus, this article will analyze the problem of legal support of the efficiency of public service.
Keywords: efficiency, legal support, public service, civil servant, problem, efficiency assessment.
В настоящее время в системе государственной службы Российской Федерации существует множество проблем, в частности, проблема эффективности государственной службы.
Недостаток квалифицированных кадров, ограниченность в финансировании данной проблемы, низкая работоспособность государственных служащих, неэффективная система оплаты труда, отсутствие понимания у государственных служащих своих должностных обязанностей, их прав и компетенций, а также недостаток в обеспечении служащих необходимыми организационно — техническими условиями ведет к тому, что результат их деятельности не достаточно эффективен и полезен. Для повышения эффективности государственной службы необходимо, чтобы эффективно действовал каждый конкретный служащий, работа которого будет четко законодательно регламентирована.
По своей сути трудовая деятельность государственного служащего направлена на реализацию общенациональных интересов, на всемерное укрепление и развитие всех сторон общественного и государственного строя.
Эффективность деятельности любого государственного служащего зависит от множества факторов, но одним из главных, очевидно, является организация их труда, нацеленность на продуктивные действия, которые впоследствии принесут пользу государству.
Повышение эффективности труда государственных служащих имеет особую актуальность еще и потому, что напрямую влияет на удовлетворенность граждан государственным управлением, углубляя взаимосвязи органов государственной власти с гражданами, что способствует познанию потребностей, интересов жизнедеятельности людей.
В настоящее время повышение эффективности организации труда государственных служащих является весьма важным приоритетом развития аппарата государственной службы. Таким образом, актуальность исследования данной проблемы не вызывает сомнений.
Современный этап развития исследований государственной службы предлагает свой подход к определению понятия государственной службы.
Так, например, Д. М. Овсянко рассматривает государственную службу как особую разновидность общественно-полезной деятельности, основная цель которой — содействие в реализации задач и функций определенного государственного органа, предприятия или учреждения, в котором служащий проходит службу [3]. При таком подходе субъектами государственной службы являются сотрудники как государственных органов, так и государственных предприятий и учреждений.
Г. В. Атаманчук охарактеризовал государственную службу как «профессиональное и практическое принятие участия граждан в достижении поставленных целей и обозначенных функций государством с помощью осуществления исполнения государственных решений, которые утверждены государственными органами» [1].
Б. В. Россинский и Ю. Н. Старилов также указывают на то, что государственная служба может осуществляться только в государственных органах или службах, формированиях и учреждениях, реализующих функции государственных органов [4].
Таким образом, можно выделить два подхода к пониманию государственной службы. При первом подходе государственная служба характеризуется деятельностью служащих как в государственных органах, так и в подведомственных им предприятиях и учреждениях. При втором подходе государственная служба — это служба только в органах государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также в учреждениях, которые реализуют функции государственных органов.
По нашему мнению, существование двух подходов к рассмотрению понятия государственной службы позволяет сделать вывод о том, что исследуемое понятие может пониматься в двух смыслах -широком и узком.
В широкий смысл понятия государственной службы вкладывается трудовая деятельность работников всех без исключения государственных органов, а также государственных предприятий и учреждений. В узкий — деятельность по обеспечению полномочий РФ или ее субъектов посредством осуществления трудовой функции в органах государственной власти соответствующего уровня.
Нормативно-правовое регулирование государственной службы составляет Конституция РФ от 12 декабря 1993 года [7]; международные акты, связанные с регулированием государственной службы; Федеральные законы от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» [8] и от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» [9], ряд иных федеральных законов; указы Президента и постановления Правительства РФ в части регулирования института государственной службы.
Узкий смысл вкладывается в понятие государственной службы и законодателем. Легальное определение понятия государственной службы РФ содержится в части 1 статьи 1 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ». Так, государственной службой Российской Федерации признается профессиональная деятельность граждан по обеспечению исключительного исполнения полномочий РФ, органов государственной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ лицами, замещающими государственные должности РФ и ее субъектов.
Исходя из этого определения, можно выделить основные составляющие понятия государственной службы РФ.
Во-первых, государственная служба — это профессиональная деятельность, то есть, деятельность, требующая от работника соответствующего уровня образования и квалификации.
Во-вторых, это деятельность граждан Российской Федерации. Таким образом, круг лиц, имеющих право замещать должности государственной службы, ограничен гражданами Российской Федерации.
И, в-третьих, государственная служба должна обеспечивать исполнение возложенных полномочий РФ и ее субъектов [5].
Таким образом, легальное определение понятия государственной службы позволяет четко обозначить сферу деятельности государства, которая охватывается государственной службой, исключив из нее деятельность государственных предприятий и учреждений.
Одной из существенных проблем малоэффективности государственной службы является громоздкость его правового регулирования.
Закон «О системе государственной службы Российской Федерации» — не исчерпывающий законодательный акт в данной сфере и предусматривает принятие прочих федеральных законодательных актов. К примеру, предусматривается принятие федеральных законов о видах государственной службы, законодательства касательно порядка поступления на государственную и замещения вакантных должностей государственной службы на конкурсной основе, условиях формирования конкурсных комиссий, правилах опубликования информации о конкурсах в средствах массовой информации, а также другом порядке поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы.
Закон «О системе государственной службы РФ» предопределяет принятие закона про государственное пенсионное обеспечение граждан РФ и их семей, которые проходили государственную службу. Данный закон также закрепляет и соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и стандартных должностей государственной гражданской службы субъектов РФ, которое определяется федеральными законами или указом Президента РФ.
На данном этапе, только из одного закона «О государственной гражданской службе РФ» исходит необходимость в разработке и принятии нескольких законодательных актов. Этот закон содержит в себе около восьмидесяти отсылок по тем вопросам, что должны быть урегулированы законодательной базой федерального уровня и около 20 отсылок к указам Президента РФ [6].
Данный законодательный акт предусматривает возможность принятия прочих федеральных законов касательно государственной гражданской службы, включая и те, что регулируют особенности прохождения различных видов государственной службы.
Помимо этого, крайне необходим отдельный закон касательно обязательного социального страхования госслужащих по случаю заболевания либо утраты трудоспособности в период прохождения государственной службы.
Прочими законами федерального уровня могут быть урегулированы и закреплены ограничения, что связаны с поступлением на госслужбу и ее прохождением, с ответственностью за нарушение правил, условиями оплаты труда.
Так, невозможно считать, что типичные проблемы правового регулирования сферы государственной службы решены на данном этапе. Необходимы и базовые законодательные акты федерального уровня о правоохранительной и военной службе, про обязательное медицинское и социальное страхование исключительно для госслужащих, которые нужны для полноценной реализации законов «О системе государственной службы РФ» и «О государственной гражданской службе РФ».
Проанализировав полномочия Президента и Правительства РФ, можно рассуждать о том, что необходима незамедлительная разработка и принятие достаточно объемного масштаба подзаконных актов для исполнения федеральных законов.
К таковым, в частности, можно отнести указы Президента РФ про порядок исчисления стажа государственной службы и внесения в него различных периодов по замещению должностей, то же самое касается и указов про обеспечение транспортного обслуживания либо компенсации за использование транспорта федеральных госслужащих в связи с исполнением ними своих должностных обязанностей [2].
Положение о кадровом резерве на гражданской службе также утверждается Президентом Российской Федерации. Заключение договора на обучение между государственным органом и гражданином с обязательством последующего прохождения гражданской службы после окончания обучения в течение определенного срока осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном указом Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации.
Закон «О государственной гражданской службе РФ» фиксирует полномочия Президента РФ в области утверждения положения касательно комиссий по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих и урегулированию различных конфликтов интересов. Подобные комиссии могли бы взять на себя определенные полномочия в области проведения контроля над соблюдением законодательства о государственной службе со стороны не только госслужащих, но и руководителей и подразделений органов государственной власти.
Таким образом, процессы развития государственной гражданской службы Российской Федерации напрямую зависят от необходимости разработки эффективных технологий государственно-служебной деятельности. Проведение конкурсных процедур является обязательным и необходимым условием формирования высокопрофессионального кадрового состава, а также способствуют открытости института государственной службы и повышению эффективности деятельности органов государственной власти.
Литература:
- Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. Учебник. Изд. 3-е стер. — М.: Омега-Л, 2013 с. 55
- Бахрах Д. Н. Государственная служба: Основные понятия ее составляющие, содержание, принцип// Государство и право. — 2016. — № 12. — С. 32
- Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации: Учебное пособие.-2е изд.,перераб. И доп.-М.:Юристъ,2013. с. 44
- Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. и др. Административное право: учебник. — 6-е изд. перераб. и доп. — М.: Норма, 2011. с. 63
- Тихомиров Ю. А. Административное право и процесс: полный курс // Журнал российского права. — М., — 2016. — № 5 — С. 309
- Харитонов И. К. Проблемы правового регулирования государственной службы в РФ // Общество и право. — 2015. — № 2. — С. 40
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31
- Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О системе государственной службы Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 02.06.2003, N 22, ст. 2063
- Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 11.12.2018) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, N 31, ст. 3215