В данной статье представлен анализ проблем правового положения субъектов малого и среднего предпринимательства в России. Выдвинута начальная гипотеза — в настоящее время развитию деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства мешают именно проблемы в области их правового положения, несовершенство законодательной базы и практического исполнения законодательных требований. В статье представлен анализ научной литературы и нормативно-правовых актов, по тематике правового положения субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Даются выводы о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства в области правового положения субъектов малого и среднего предпринимательства. Представлены выявленные проблемы в ходе проведения эмпирического практического анализа судебной практики за 2016–2018 года в области правового положения субъектов малого и среднего предпринимательства.
Ключевые слова: предпринимательство, малое предпринимательство, среднее предпринимательство, развитие предпринимательства, субъекты предпринимательства, правовое положение, Российская Федерация, проблема, предоставление субсидий.
Актуальность темы статьи обоснована тем, что в современной России в связи с продолжительным экономическим кризисом, неблагоприятным состоянием международного взаимодействия и политики, вводом США и Европейским союзом экономических и политических санкций против Российской Федерации, встает острый вопрос импортозамещения в Российской Федерации и развития экономики, а также вопрос развития малого и среднего предпринимательства, которому необходима государственная поддержка, так как именно субъекты малого и среднего предпринимательства приносят большую долю доходов государству в виде налогов, способствуют развитию экономики, повышению уровня жизни населения и ее занятости. В связи с этим необходимо исследовать проблемы правового положения субъектов малого и среднего предпринимательства и предложить пути их решения.
Правовой аспект проблем субъектов малого и среднего предпринимательства исследован в научных работах многих авторов, в настоящей статье будут рассмотрены научные работы Бурова В. Ю., Ершовой И. В., Коноплева С. А., Косова В.В, Шишкиной А. А. Стоит отметить, что в указанных источниках проблемы правового положения субъектов малого и среднего предпринимательства отражены не в полной мере, многие вопросы дискуссионные, проблемы, которые были выявлены в результате эмпирического исследования не обсуждаются в литературе.
Фундаментальное и практически значимое исследование по теме правого положения субъектов малого и среднего предпринимательства провела Ершова И. В. в Монографии «Малое и среднее предпринимательство» 2014 г. [9]. Автор проанализировала законодательные и доктринальные подходы к определению понятия субъекта малого и среднего предпринимательства. Так изучив научную работу Ершовой И. В., можно определить некоторые проблемы и противоречия в правовом положении субъектов малого и среднего предпринимательства, с которыми можно согласиться, в частности, использование термина «хозяйствующий субъект» и «предприятие» при определении понятий субъектов малого и среднего бизнеса некорректно, так как данные понятия применяются также при определении некоммерческой организации и использовались в хозяйственном законодательстве социалистического периода. Необходимо различать субъекты малого и среднего предпринимательства от некоммерческой организации, целью которой не является получение систематической прибыли.
Ершова И. В. провела исследование развития истории малого предпринимательства России и проанализировала этапы развития на примере классификации С. А. Коноплева [10], который предлагает авторскую классификацию исторических этапов возникновения и развития предпринимательской деятельности в России, выделяя 10 этапов: древнерусский, царский, предреволюционный, революционный, новая экономическая политика, социалистический, реставрация капитализма, систематизация законодательства, конституционный, современный.
В результате анализа истории развития малого и среднего предпринимательства России, проведенного Ершовой И. В., можно предложить выделение будущего этапа развития — информационный этап, в связи с развитием информационных технологий и перехода малого и среднего бизнеса в сферу Интернет-бизнеса, а в связи с этим необходимостью совершенствования правового положения субъектов малого и среднего предпринимательства в информационном правовом поле.
Бугров В. Ю. в научной статье «Особенности влияния государства на экономическую деятельность субъектов малого предпринимательства в современной России» 2016 г. [8] анализирует государственную политику в области развития малого и среднего предпринимательства, сопоставляя основные цели Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24.04.2007 г. реальному положению и состоянию данных целей в секторе малого и среднего предпринимательства. Можно согласиться с точкой зрения Бугрова В. Ю. относительно излишнего вмешательства государства в деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, а также с противоречием целей Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24.04.2007 г. с проводимой реальной политикой государства.
По мнению Бугрова В. Ю. в РФ ограничивающее правовое и экономическое положение субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с чем высок рост теневой экономики (50 % объема рынка), и до 85 % «серой» зарплаты. Это препятствует второй цели ФЗ № 209-ФЗ в области обеспечения благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Необходимо скорректировать данные автора Бугрова В. Ю. относительно процента доли теневой экономики, так как по данным информационных газет на февраль 2018 г. Международный валютный фонд (далее — МВФ) опубликовал работу, оценивающую размеры теневой экономики в 158 странах мира на основании развивавшихся в 2010–2017 годах. Данные МВФ оценивают для России долю теневой экономики в пределах 33,7 % ВВП.
Шишкина А. А. в научной статье «Малый и средний бизнес: проблемы и перспективы развития» 2017 г. [12] анализировала проведенные мониторинги консалтинговыми фирмами по проблеме развития субъектов малого и среднего предпринимательства, в результате анализа было выявлено, что окупаемость данной категории предпринимательства снизилась в последние годы во многих сферах, увеличилась безработица и снижение зарплат. На государственную поддержку в 2018 г. могут рассчитывать семьи только с минимальным доходом. Так же автор отмечает, что Стратегии развития малого и среднего предпринимательства, утвержденные до 2030 года, а также деятельность Корпорации по развитию данной категории бизнеса будут затруднены настоящей нагрузкой на бизнес в связи с налогообложением и внеплановыми проверками. Можно согласиться с Шишкиной А. А. относительно негативного фактора для развития малого и среднего предпринимательства — некомпетентность руководителя в области права, маркетинга и финансов. Автор отмечает, что на успешное развитие деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства влияют следующие аспекты и проблемы:
– стартовый капитал (проблема — отсутствие института венчурного финансирования;
– сроки выхода на прибыльность (зависят от вида деятельности);
– налогообложение и заработная плата (проблема уплаты больших налогов, проблема «серых» зарплат);
– кредитование бизнеса (проблема высоких процентных ставок по кредитам).
Можно сделать вывод: государство должно изменить политику в области правового положения, финансирования и инвестирования в субъекты малого и среднего предпринимательства.
Проанализировав научные труды других авторов, можно отметить противоречие точек зрений исследователей относительно положительного влияния современной политики (в том, числе налоговой) на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства.
Так, Косов В. В. в научной статье «Проблемы в развитии малого и среднего предпринимательства в России» 2018 г. [11] указывает главные проблемы данной категории предпринимательства:
– трудности при оформлении, регистрации и открытии счета в банке;
– нехватка квалифицированных работников и производственных баз;
– низкая правовая защищенность;
– сложности с налаживанием связей с поставщиками;
– недостаточность кредитов.
Можно подвергнуть сомнению некоторые выявленные проблемы, в частности открыть счет в банке в 2018 г. предприниматель может самостоятельно онлайн, предоставив полный пакет необходимых документов по определенному перечню, а проблема недостаточности кредитов неуместна, скорее проблемой является отсутствие льготных процентных ставок по кредиту.
Изучив и проанализировав научную литературу последних лет, современные проблемы, которые авторы озвучивают в исследованиях по вопросам правового положения субъектов малого и среднего предпринимательства, а также исследовав реальное экономическое положение субъектов малого и среднего предпринимательства в 2017–2018 гг., можно сделать следующие выводы: на правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства негативно влияют несовершенство налогообложения, высокое налоговое бремя. Также негативно сказывается повышение страховых тарифов (с 26 % до 30 %) для предпринимательства, что приводит к увеличению масштабов уклонения от уплаты налогов и взносов малыми предприятиями, а также росту «серых» зарплат.
Законодательно не урегулирован критерий допуска субъектов малого и среднего предпринимательства для кредитных организаций, необходимо закрепление понятия малой формы хозяйствования в законодательстве. В законодательстве не закреплены меры ограничения максимальной процентной ставки для малых форм хозяйствования.
Можно положительно оценить введение «надзорных каникул», право на обращение к нотариусу для оказания помощи в госрегистрации, полномочия региональных органов на уменьшение налоговых ставок для субъектов малого и среднего предпринимательства.
А такие нововведения, как штраф за предоставление недостоверных сведений при госрегистрации, ежеквартальный отчет по НДФЛ, увеличение размера страховых взносов, индивидуальным предпринимателям в сфере производства необходимо соблюдать новые требования по охране труда, это все требует повышенного внимания и затрат предпринимателей, что, несомненно, не может не сказываться отрицательно на состоянии бизнеса.
На начало 2018 г. в Федеральном законе от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» не установлены какие-либо льготы с целью поддержки малого и среднего предпринимательства.
Необходимо закрепить в качестве одной из целей Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» содействие органов государственной власти и местного самоуправления развитию субъектов малого и среднего предпринимательства.
Можно предложить регламентировать нормы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области финансирования и субсидирования затрат, а также поддержки организации средств, направленных на защиту коммерческой тайны.
На начало 2018 г. в законодательстве не закреплено минимальное количество субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, а также не регламентированы требования к субъектам, оказывающим бесплатную юридическую помощь для малого и среднего предпринимательства.
Необходимо выделение подготовки и переподготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства в одно из приоритетных направлений программ поддержки предпринимательства всех уровней, включая федеральный, региональный и муниципальный.
В Российской Федерации отсутствуют правовые нормы, с помощью которых государство могло бы стимулировать и осуществлять поощрение инновационной деятельности, необходимы предложения о внесении изменений относительно поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в приоритетных отраслях экономики, а также в статью 22 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Не внесены изменения в ФЗ «Об аудиторской деятельности», что может привести к увеличению количества малых предприятий, подпадающих под обязательный аудит, и которые не смогут применять упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета и составлять бухгалтерскую отчетность по упрощенной форме.
Некоторые исследователи отмечают положительные изменения в связи с совершенствованием налогового законодательства, что уменьшает налоговую нагрузку на субъекты малого предпринимательства и снижает налоговые риски. В связи с этим, проанализировав научные труды многих авторов, можно отметить противоречие точек зрений исследователей относительно положительного влияния современной политики (в том, числе налоговой) на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства.
Актуальна проблема низкой инновационной активности малых и средних предприятий, отсутствие ясной государственной политики, непоследовательность правовых мер (введение торгового сбора, увеличение страховых платежей, отмена льготы по налогу на имущество организаций со специальным налоговых режимом, требования проведения специальной оценки условий труда, изменение схем размещения нестационарных торговых объектов в отдельных субъектах.
Проблема закрытия малого бизнеса в 2017 и 2018 г. из-за введения контрольно-кассовой техники, поскольку покупка аппарата, а также дальнейшее его обслуживание многим представителям малого бизнеса не по карману.
Незначительное увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства за 2016–2017 произошло в результате изменения условий отнесения предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства (среднесписочная численность и доходы).
Актуальна проблема нестабильности нормативно-правовой базы (частое внесение изменений в законодательство), административных барьеров, несогласованности действий федеральных и региональных властей, а также проблема высоких ставок по кредитам для субъектов малого предпринимательства, но имеются предпосылки снижения ставок в 2018–2019 гг. Актуальна проблема недостаточности объемов финансирования программ различного уровня, бюрократизм и взяточничество чиновников.
В результате проведенного анализа нормативно-правовых актов, регулирующих правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации по данным на 2018 г. можно отметить, что нормативно-правовое регулирование субъектов малого и среднего предпринимательства представляет собой систему нормативно-правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней, которые регламентируют деятельность данных субъектов. Некоторые из подзаконных нормативных актов, целевых программ и Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» направлены на поддержку малого и среднего предпринимательства. Ряд положительных правовых решений для малого предпринимательства принято в последние годы: это принятое право налоговых и надзорных «каникул», введение Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, активное внедрение на официальных сайтах Федеральной налоговой службы, ПФР и ФСС, Едином портале государственных услуг различных онлайн-сервисов, которые предназначены для упрощения многих разрешительных и регистрационных процедур, расчета и уплаты обязательных налогов и сборов.
В результате проведенного анализа судебной практики можно выявить следующие проблемы правового положения субъектов малого и среднего предпринимательства.
Первая проблема: суды первой инстанции не проверяют является ли индивидуальный предприниматель субъектом малого и среднего предпринимательства, выносят неправомерные судебные решения о правомерности к указанным субъектам применения административных штрафов, это является нарушением статьи 4.1.1 КоАП РФ, согласно которой субъектами малого и среднего предпринимательства, административное наказание в виде штрафа может быть заменено им на предупреждение.
Данную проблему можно избежать при надлежащем выполнении судом первой инстанции качественной подготовки дела к судебному разбирательству на этой стадии арбитражного судопроизводства.
Вторая проблема: Не привлекая в качестве исполнителя контракта субъекта малого и среднего предпринимательства, учреждения нарушают Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций», если в условия об обязанностях поставщика включено требование привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, субисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО в объеме не менее 5 % от цены контракта. Контролирующие органы при разрешении спорных ситуаций применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466 принимают не всегда верные решения.
Решением данной проблемы было бы, условие подробного изучения заказчиками при проведении закупок норм о привлечении субъектов малого и среднего предпринимательства и подробное указание в документации по закупке об их привлечении.
Третья проблема: неправомерное предоставление государственными органами субсидий и финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, которые занимаются производством и реализацией подакцизных товаров. В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе предоставление субсидий, не может оказываться субъектам, осуществляющим как производство, так и реализацию подакцизных товаров.
Решением данной проблемы было бы, условие подробного изучения представителями органов исполнительной власти Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а также установление фактов производства или реализации подакцизных товаров, или, например, проверки лицензий на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта.
Четвертая проблема: при отказе в реализации преимущественного права на приобретение спорного арендуемого имущества, находящегося в муниципальной собственности, субъектам малого и среднего предпринимательства уполномоченные органы нарушают Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов», который регулирует оказание государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства при приватизации арендуемых ими объектов недвижимости.
Для решения данной проблемы уполномоченному органу необходимо качественное изучать документацию предпринимателя, проводить проверку предпринимателя в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, а субъектам малого и среднего предпринимательства самостоятельно предоставлять доказательства преимущественного права уполномоченным органам.
Пятая проблема: органы исполнительной власти, оформляя протокол заседания комиссии по проведению отбора субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора о предоставлении бюджетных средств, неправомерно отказываютвпредоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства.
Для решения данной проблемы необходимо в муниципальных подпрограммах развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании, а также в порядках предоставления финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства четко регламентировать критерии отбора указанных субъектов, зарегистрированных и осуществляющих деятельность на территории муниципального образования и не имеющих задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а также определять виды экономической деятельности указанных субъектов, являющиеся приоритетными для муниципального образования.
Шестая проблема: некоторые субъекты малого и среднего предпринимательства ошибочно полагают, что если они ранее соответствовали критериям для признания их субъектом малого и среднего предпринимательства, установленным Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», то при изменении одного из критериев они будут продолжать числиться в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
Для решения данной проблемы руководителям субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо изучать и знать ФЗ № 209-ФЗ, четко отслеживать изменение критериев соответствия предприятия к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также понимать, что если доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, превысил установленные действующим законодательством предельные значения, то организация будет исключена из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Седьмая проблема: в рамках долгосрочных целевых региональных программ, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, осуществляется предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат по лизинговым платежам и затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды. В результате конкурсного отбора определяются победители. В некоторых случаях возникает факт несоответствия общества условиям предоставления субсидии на момент обращения с соответствующим заявлением, поскольку субъект малого и среднего предпринимательства имеет задолженность по пеням и налогам. Субсидии подлежат предоставлению при соблюдении требований об отсутствии просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней. Но в то же время, отказывая в удовлетворении требований департамента, субъекты малого и среднего предпринимательства могут уплатить задолженность по налоговым платежам на следующий день после подачи заявлений о предоставлении субсидий. В таких случаях отказ региональных органов исполнительной власти в предоставлении субсидий будет неправомерным.
Для решения данной проблемы субъекты малого и среднего предпринимательства перед подачей документов на предоставление субсидий на возмещение части затрат по лизинговым платежам и затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды должны проверить, нет ли у них просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней.
Восьмая проблема: органы исполнительной власти не проверяют относится ли субъект предпринимательства к субъектам малого и среднего предпринимательства при определении размера арендной платы по договорам аренды имущества, так как в нормативных актах муниципального образования, направленных на меры имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, размер арендной платы по договору для субъектов малого и среднего предпринимательства может быть ниже, чем арендная плата для не относящихся к данной категории субъектов предпринимательства.
Для решения данной проблемы субъекты малого предпринимательства должны изучать нормативные акты субъекта, муниципального образования, направленные на меры имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, знать точный максимальный размер арендной платы, установленный данными нормативными актами.
А уполномоченные органы должны проверять не является ли субъект предпринимательства в спорный период субъектом малого предпринимательства, так как в таком случае размер арендной платы по договору не должен превышать размера, установленного постановлением государственного органа.
Подводя итоги, в правовом положении субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации выявляется достаточно проблем, необходима своевременные разработка и внедрение государственной политики, изменение нормативно-правовой базы.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.04.2018).
- Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 31.12.2017).
- Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (ред. от 31.12.2017).
- Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 27.11.2017).
- Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (ред. от 31.12.2017).
- Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов» (ред. от 01.07.2017).
- Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций».
- Буров В. Ю. Особенности влияния государства на экономическую деятельность субъектов малого предпринимательства в современной России // Вестник-экономист ЗАБГУ. — 2016. — № 12. — С. 1–13.
- Ершова И. В. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение: монография. —: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Юриспруденция, 2014. — 457 с.
- Коноплев С. А. Правовой режим субъектов малого предпринимательства: дис.... канд. юрид. наук./ Коноплев Сергей Александрович.- М., 2006. С. 9, 10, 32–34, С. 10–11, 49.
- Косов В. В. Проблемы в развитии малого и среднего предпринимательства в России [Электронный научный журнал] // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. 2018. —. № 1(17). — Режим доступа: http://www.alley-science.ru/aktualnye_voprosy_politiki_i_prava__1_17___2018/.
- Шишкина А. А. Малый и средний бизнес: проблемы и перспективы развития / //Молодой учёный Международный научный журнал. — 2017. — № 18 (152) 2017.