Процедура предоставления ЗУ гражданам и юридическим лицам и регистрация права собственности актуальна и важна во все времена. Данные процедуры постоянно совершенствуются.
Что касается процедуры предоставления, то особо значимые изменения произошли с 1 марта 2015 года. В это время в Земельный кодекс было внесено большое количество поправок, в частности, изменен порядок предоставления земель из государственной и муниципальной собственности физическим и юридическим лицам. Как утверждает законодательство, данные изменения были внесены, чтобы процесс предоставления земель для населения был более понятным и прозрачным. Ранее сама процедура предоставления земель не была должным образом описана и урегулирована [1]. С 2015 по 2018 года существенных изменений не произошло, и процедура осталась прежней. Несмотря на все поправки, внесенные в законодательство, в данной процедуре до сих пор существуют пробелы.
Согласно Земельному Кодексу РФ, статья 39.14, процедура предоставления земельных участков осуществляется в несколько этапов:
– в самом начале происходит подготовка схемы расположения земельного участка;
– далее, гражданином или юридическим лицом, в уполномоченный орган подается заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
– затем, принимают решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в установленном порядке;
– на данном этапе осуществляется обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков; в случае, если на предыдущем этапе принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, то осуществляются кадастровые работы, необходимые для уточнения границ земельного участка;
– далее происходит кадастровый учет земельного участка, а также регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, исключение составляет только образование земельного участка из земель (земельного участка), на которые не разграничена государственная собственность;
– на предпоследнем этапе процедуры граждане или юридические лица подают заявления о предоставлении земельного участка;
– на завершающем этапе заключается договоры купли-продажи или аренды земельного участка, договор безвозмездного пользования земельным участком, принимается решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование [2].
Предоставление земельных участков осуществляют уполномоченные на то органы, компетенции которых четко разграничены в статьях 9–11 ЗК РФ. Из вышеуказанных статей следует, что предоставление осуществляется:
а) Правительством РФ, органами исполнительной власти, выступающих от имени Российской Федерации — в отношении земель, находящихся в федеральной собственности [3];
б) органами исполнительной власти субъектов РФ (администрация, правительство) — в отношении земель, находящихся в собственности субъектов РФ [4];
в) органами местного самоуправления — в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности [5].
Процедура регистрации права собственности так же регламентирована законодательством. В соответствии с Федеральным законом № 218, статья 29, государственная регистрация прав, включает в себя следующие этапы:
– прием заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
– далее, при наличии оснований, происходит возврат прилагаемых к заявлению документов без рассмотрения, как правило, это происходит при отсутствии документа, удостоверяющего личность;
– на данном этапе происходит правовая экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, чтобы проверить существуют ли причины для приостановки или отказа государственной регистрации прав или нет;
– далее, при отсутствии причин для отказа и приостановки, сведения для осуществления государственной регистрации прав вносят в Единый государственный реестр недвижимости; в случае наличия причин для приостановки или отказа в регистрации прав, уведомляют об этом и возвращают документы на доработку;
– на последнем этапе, как в случае отказа в регистрации права, так и после ее осуществления, происходит выдача документов [6].
В соответствии с законодательством, государственную регистрацию прав осуществляет орган регистрации прав. Органом регистрации прав является Росреестр.
Проведя анализ нормативно — правовых актов, можно сделать вывод, что на законодательном уровне у данных процедур нет недостатков, порядок процедур и уполномоченные органы установлены, но практика показывает, что по этим процедурам часто приходят приостановки и отказы. При процедуре регистрации права собственности, как правило, они связаны в основном с отсутствием необходимых документов при подаче заявления или погрешностями их заполнения, искажающих достоверность предоставленной информации. В отношении процедуры предоставления ЗУ приходят отказы еще и по причине того, что запрашиваемый земельный участок не соответствует Правилам землепользования и застройки и так же, как и при регистрации права, если допущены ошибки в предоставляемых документах или с отсутствием тех или иных необходимых документов. Так же остается проблемой то, что люди не знают, в какой именно уполномоченный орган следует обращаться для предоставления земельных участков.
Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что граждане или юридические лица недостаточно осведомлены какие документы нужны в данных процедурах, как правильно их заполнять, не владеют информацией о том, какой вид разрешенного использования у земельного участка, где находится вся необходимая информация и куда им следует обратиться с собранным пакетом документов.
Чтобы решить эту проблему, следует четко регламентировать какие документы необходимо предоставить для осуществления данных процедур, обозначить конкретнее какие органы уполномочены в выполнении упомянутых процедур. Так же данную информацию нужно сделать более доступной для всех слоев населения. Не каждый знает, в каком нормативно-правовом акте необходимая информация. Более лучшим решением проблемы будет то, что информация не будет разрознена, а содержаться в одном нормативно-правовом акте на каждую процедуру. Информация не должна содержаться только в интернет источниках, в противном случае она так и останется доступной не для всех, поэтому можно сделать бесплатное консультирование по телефону. Так же нужно обучать специалистов, которые консультируют, подготавливают или принимают бумаги, чтобы предоставлялась корректная информация.
Проведенный анализ по данной теме дает представление о том, что несмотря на то, что в законодательстве содержится информация по процедурам предоставления земельных участков и регистрации прав собственности, но она так и остается непонятной и недоступной. Предлагаемые решения вопроса в данной статье помогут исправить это и отказов с приостановками станет значительно меньше.
Литература:
- К вопросу о тенденциях правового регулирования предоставления земельных участков под строительство // Cyberleninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/k-voprosu-o-tendentsiyah-pravovogo-regulirovaniya-predostavleniya-zemelnyh-uchastkov-pod-stroitelstvo (дата обращения: 04.01.2019);
- Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/3ff0dc2108b882e3efda288f099829d73c6ee96d/ (дата обращения: 04.01.2019);
- Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/2c68f81c46d945e40252151e152e303d6d679b66/ (дата обращения: 04.01.2019);
- Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/52762dd188f6d9b89a42c95c37e154d76380ff80/ (дата обращения: 04.01.2019);
- Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/ec3ca0dad5c915d1dc66f3848a647a8516530f3c/ (дата обращения: 04.01.2019);
- Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182661/02766c386c2ef725cc8490f38d46a143c994a039/ (дата обращения: 04.01.2019).