В статье рассматриваются особенности прохождения государственной службы в органах внутренних дел, изучаются основные организационно-правовые принципы прохождения государственной службы в органах внутренних дел и особенности их реализации.
Ключевые слова: государственная служба, органы внутренних дел, организационно-правовые принципы, нормативная база, государственные служащие
В условиях постоянного совершенствования деятельности института государственной службы в целом, и органов внутренних дел в частности, крайне важным моментом является институализация основ государственной службы в России [4, c.94]. При этом необходимо учитывать, что органы внутренних дел обладают рядом специфических особенностей в силу своей деятельности, что отражается на формировании базовых принципов деятельности этой государственной структуры.
Министерство внутренних дел Российской Федерации в настоящее время представляет собой федеральный орган исполнительной власти, в котором в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [1] предусмотрено прохождение всех видов федеральной государственной службы:
‒ правоохранительной службы, в основном это должности всевозможных подразделений полиции, которая и осуществляет правоохранительную деятельность;
‒ государственной гражданской — отдельные должности в органах внутренних дел, в основном эти должности относятся к руководящему составу в центральном аппарате МВД России (например, заместитель директора (начальника) департамента, референт, советник, специалист-эксперт), в территориальных органах перечень должностей гражданской службы значительно меньше (например, консультант, главный специалист-эксперт).
Существуют в органах внутренних дел и военная служба — в частности это бывшие внутренние войска, в настоящее время реформированные в Росгвардию, основной целью данного вида службы является охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности и обеспечение территориальной целостности и обороны России [3, c.135]. Также у данной структуры существуют и другие задачи.
Организационно-правовые принципы прохождения государственной службы представляют собой основные руководящие положения, идеи, на которых базируется вся государственно-служебная деятельность, им отводится направляющая и руководящая роль.
При прохождении государственной службы в органах внутренних дел реализуются, прежде всего, основные принципы построения и функционирования системы государственной службы, к которым относятся:
‒ принцип федерализма, реализация которого подразумевает обеспечение единства системы государственной службы, а также соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и территориальными органами;
‒ принцип законности, реализация которого подразумевает безусловное следование нормам существующего законодательства в деятельности государственных служащих любого ранга и должности;
‒ принцип соблюдения приоритета прав и свобод человека и гражданина, реализация которого подразумевает обязательно признания, соблюдения и защиты;
‒ принцип равного доступа граждан к государственной службе, который реализуется посредством конкурсов на замещение отдельных должностей и беспристрастностью при отборе кандидатов;
‒ принцип единства правовых и организационных основ государственной службы, который реализуется посредством законодательного закрепления единого подхода к организации государственной службы;
‒ принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы, который реализуется выстраиванием вертикали власти и построением тесных взаимосвязей между службами при выполнении единых задач;
‒ принцип открытости государственной службы и ее доступности для общественного контроля, который реализуется посредством объективного информирования общества о деятельности как государственных органов в целом, так и конкретных государственных служащих в частности;
‒ принцип профессионализма и компетентности государственных служащих, который реализуется при помощи непрерывной профессиональной подготовки служащих и повышения их квалификации;
‒ принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность, который реализуется как внедрением определенных мер защиты, так и установлением служебных регламентов.
При этом правовые, организационные, а также и финансово-экономические основы службы в органах внутренних дел как федеральной государственной службы закреплены в Федеральном законе от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2].
В соответствии с данным законом определены специальные принципы построения и функционирования службы в органах внутренних дел:
‒ принцип единоначалия и субординации (подчиненности) на службе в органах внутренних дел, который реализуется выстраиванием вертикали власти во всех подразделениях;
‒ принцип обязательного профессионального отбора при равном доступе граждан к службе в органах внутренних дел, который реализуется созданием возможностей для поступления и продвижения по службе государственных служащих вне зависимости от особенностей и обстоятельств, не связанных с их непосредственными должностными обязанностями (пол, национальность, отношение к религии и тому подобное);
‒ принцип взаимосвязи ограничений, обязанностей, запретов, ответственности на службе в органах внутренних дел с социальными гарантиями сотрудников органов внутренних дел, который реализуется посредством пропорционального увеличения уровня социальных гарантий сложности службы (например, надбавка за сложность и напряженность, выплата «боевых» и тому подобное) [2].
Таким образом, служба в органах внутренних дел представляет собой одну из разновидностей государственной службы, которая строится как на общих принципах организации и функционирования государственной службы в Российской Федерации, так и самостоятельных принципах, учитывающих специфику службы в органах внутренних дел. Также необходимо отметить, что нормативное выражение указанных принципов направлено на определение стабильности государственно-служебных отношений, что способствует эффективному становлению основных направлений государственно-служебной деятельности. Обязательность выполнения организационно-правовых принципов прохождения государственной службы в органах внутренних дел гарантирует их законодательное закрепление.
Литература:
- Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — № 22. — 02.06.2003. — ст. 2063.
- Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — № 49 (ч.1). — 05.12.2011. — ст. 7020.
- Дизер О. А. Принципы службы в органах внутренних дел российской федерации // В сборнике: Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения (состояние, проблемы, пути совершенствования). — Орёл: Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России имени В. В. Лукьянова», 2017. — С. 133–138.
- Емельянчик О. А. Конституционные принципы службы в органах внутренних дел // В сборнике: Проблемы современного российского законодательства материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. — Иркутск: Иркутский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России). 2015. — С. 93–97.
- Митрохин В. В. Принципы организации и прохождения службы в органах внутренних дел // Административное и муниципальное право. — 2015. — № 7 (91). — С. 691–699.