В статье дано определение управленческой деятельности в системе органов внутренних дел, выявлена специфика этой деятельности. Рассмотрены стадии управления, общие и специальные функции управления в ОВД, основные формы и методы управления, а также пути их совершенствования.
Ключевые слова: управление, управленческая деятельность, функции, формы, методы, совершенствование.
В ходе продолжающейся реформы системы МВД России, особое значение приобретают вопросы совершенствования организации управления, так как ни один орган внутренних дел не может функционировать эффективно, если дает сбои механизм управления. При этом управленческая деятельность в органах внутренних дел имеет свою специфику, которая выражается в правоохранительном характере управления.
Органы внутренних дел в процессе управленческой деятельности осуществляют общеуправленческие функции: учет, анализ, прогнозирование, планирование, организацию, регулирование, контроль. Отдельную группу составляют специальные функции: защита жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечение их личной и имущественной безопасности, защита прав и законных интересов организаций; обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности [4, c. 136]. Функции управления реализуются в конкретных действиях органов и должностных лиц, осуществляющих управление. Эти действия находят внешнее выражение в определенных формах управленческой деятельности.
Различают следующие группы форм управленческой деятельности:
‒ правовые формы, когда правомерное действие влечет наступление юридических последствий;
‒ неправовые формы, когда правомерные действия не порождают юридических последствий [5, c. 193].
К основным направлениям управленческой деятельности относят организационную, информационно-аналитическую, контрольно-регулирующую и научно-методическую деятельность.
Метод управления — это оптимальный способ достижения поставленной цели в конкретных условиях [1, c. 216]. Как правило, выделяют три группы методов управленческой деятельности в органах внутренних дел: административные, организационно-распределелительные и социально-психологические. Все методы управления должны использоваться системно, дополняя друг друга, поскольку, чем полнее совокупность методов воздействия на объект управления, тем эффективнее управление.
Таким образом, в органах внутренних дел процесс управления представляет собой постоянно осуществляемую управленческую деятельность, направленную на применение различных форм, методов, средств и технологий с целью выполнения поставленных перед органами внутренних дел задач. При этом, все формы, методы, средства и технологии должны не только соответствовать нормативно-правовым требованиям к органам внутренних дел, но и быть достаточно современными, способными справляться со всё возрастающей нагрузкой. Соответственно, особое внимание необходимо уделять процессу совершенствования управленческой деятельности и устранения имеющихся проблем.
Одной из таких проблем, стоящих наиболее остро, является проблема правового регулирования управленческой деятельности в органах внутренних дел, а именно недостаточности и бессистемности существующих правовых и нормативных норм, для обеспечения эффективного управленческого процесса [2, c. 604]. Прежде всего, необходимо отметить, что ни на законодательном уровне, ни на ведомственном уровне, нет не только непосредственно определения управленческой деятельности, но и четкого определения основных направлений этой деятельности. Безусловно, имеется ряд приказов на уровне МДВ России, а также на уровне региональных органов внутренних дел, которые регламентируют достаточно подробно то или иное направление управленческой деятельности. Однако, эти нормативные акты разрознены, одни из них говорят о направлениях управленческой деятельности, другие о видах, третьи только об отдельных функциях, и в отдельных моментах могут даже противоречить друг другу. Особенно это касается деятельности подразделений, выполняющих разные функции.
Поэтому одним из путей совершенствования, имеющих особую актуальность, является приведение нормативно-правых актов, регламентирующих управленческую деятельность в органах внутренних дел в единую систему. При этом под управленческой деятельности предлагается понимать особый вид деятельности, обладающих необходимым уровнем полномочий руководящих лиц и специально созданных подразделений, и направленный на обеспечение наиболее оптимального функционирования органов внутренних дел. Сам управленческий процесс должен быть связан с постоянным поиском наиболее эффективных форм согласования и упорядочения коллективного совместного труда, направленного на реализацию различных функций и направлений управления.
Особое внимание должно быть уделено совершенствованию функций контроля. Поскольку в настоящий момент существует проблема не исполнения или не эффективного исполнения принятых на различных уровнях управленческих решений, что сводит предыдущие этапы управленческой деятельности к нулевой эффективности [3, c. 52]. Поэтому необходимо оптимизировать систему контроля. В настоящий момент на всех уровнях управления органами внутренних дел существуют специальные должности или даже подразделения, в обязанности которых входит контроль за исполнением принятых решений. Однако, в большинстве случаев имеются определенные проблемы в организации работы этих подразделений — в частности, не все документы и решения требующие контроля, своевременно могут быть рассмотрены сотрудниками данных подразделений, чтобы поставить их на контроль (часто это бывает уже «задним» числом), и соответственно их исполнение не контролируется. Кроме того, в условиях постоянно возрастающего документооборота, во многих случаях функция контроля осуществляет формально, только на бумаге. Поэтому в качестве одного из путей совершенствования, учитывая повсеместный ввод системы электронного документооборота практически во всех подразделения органов внутренних дел, функцию постановки управленческих решений также возможно автоматизировать, во всяком случае для большинства проходящих через данную систему документально оформленных решений. Это позволит решить проблему своевременности осуществления контроля, повысит его эффективность, что повысит и эффективность управленческой деятельности в целом.
Еще одним моментом, на которое необходимо обратить внимание при совершенствовании управленческой деятельности органов внутренних дел, является полнота использования методов управления. В частности, поскольку МВД России является силовой структурой, традиционно при управлении используются административные и организационно-распределелительные методы управления [1, c. 217]. Управлению людьми, как правило, осуществляется, что называется, в приказном порядке, социально-психологические методы используются слабо. Между тем, эти методы способны значительно повысить эффективность управления сотрудниками, поскольку они способны не только повысить мотивацию к эффективному исполнения сотрудниками своих служебных обязанностей, но сплотить коллектив, повысить его инициативность и так далее. Поэтому имеет смысл в рамках служебной подготовки для всех сотрудников, занимающих руководящие должности проводить специальные занятия и тренинги по управлению сотрудниками с использование социально-психологических методов.
Таким образом, под управленческой деятельности в органах внутренних дел предлагается понимать особый вид деятельности, обладающих необходимым уровнем полномочий руководящих лиц и специально созданных подразделений, и направленный на обеспечение наиболее оптимального функционирования органов внутренних дел. Процесс управления представляет собой постоянно осуществляемую управленческую деятельность, направленную на применение различных форм, методов, средств и технологий, которые должны не только соответствовать нормативно-правовым требованиям к органам внутренних дел, но и быть достаточно современными, способными справляться со всё возрастающей нагрузкой. Соответственно, особое внимание необходимо уделять процессу совершенствования управленческой деятельности и устранения имеющихся проблем.
Литература:
- Бавсун И. Г. О возможностях совершенствования управленческой деятельности органов внутренних дел на современном этапе // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. — 2016. -№ 14–1. — С. 216–217.
- Демиденко А. В. Проблемы совершенствования управленческой деятельности органов внутренних дел // В сборнике: Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования. Электронный сборник статей по материалам XLIV студенческой международной научно-практической конференции. — Новосибирск: Сибирская академическая книга, 2018. — С. 604–608.
- Михаилов В. И. Некоторые вопросы организации управленческой деятельности в органах внутренних дел // Вестник Уфимского юридического института МВД России. — 2013. — № 2 (60). — С. 50–55.
- Орлова Ю. Ю. Сущность и содержание управленческой деятельности в органах министерства внутренних дел Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. — 2014. — № 3. — С. 136–138.
- Орлова Ю. Ю. Характеристика основных направлений управленческой деятельности в системе министерства внутренних дел Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. — 2014. — № 8. — С. 192–196.