На данном этапе развития общества весь процесс обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью направлен на развитие механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни.
Необходимо создать оптимальные условия активизации основных линий развития, более успешной подготовки к обучению и социальной адаптации.
Главная проблема детей с умственной отсталостью заключается в нарушении их связи с окружающим миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, недоступности ряда культурных ценностей.
Процесс социализации крайне затруднен, прежде всего, тем, что у таких детей значительно снижена способность к обобщению и присвоению общественного опыта. Все это осложняется и трудностями в общении. Такой ребенок, вступая в различные социальные контакты, чаще всего терпит неудачу, т. к. его попытки общения либо не имеют цели, либо не обеспечены необходимыми коммуникативными средствами, из-за чего и являются непродуктивными. С трудом формируется умение пользоваться средствами речевого этикета, принятого в обществе. Ребенок с интеллектуальными нарушениями испытывает затруднения при оформлении адекватного речевого высказывания, допуская ошибки в его правильности, точности, логичности, чистоте и уместности высказывания.
Всё коррекционно-развивающее обучение и воспитание предусматривает индивидуальный подход и проводится систематически, с поэтапным усложнением обучающего материала, учётом зоны ближайшего развития и постепенным снижением помощи взрослого. Основным направлением работы является практическая подготовка детей к жизни.
Проблема воспитания в интернатных учреждениях заключается в том, что необходимо сформировать у воспитанников те компетенции, которые обеспечивают полноценную жизнедеятельность выпускника после его выпуска.
Таким образом, задача задавания целей воспитательного процесса в интернатных учреждениях состоит в том, чтобы определить цели, отвечающие сущности воспитания и соответствующие ориентации воспитанников интернатных учреждений, т. е. эти цели должны отражать наиболее значимые для воспитанников проблемы.
Обозначенные проблемы стоят еще более остро для лиц с интеллектуальными нарушениями в развитии в силу специфических особенностей их проживания и воспитания учреждениях интернатного типа.
Наиболее актуальными проблемами для воспитанников могут быть конкретные жизненные проблемы, относящиеся к различным сферам жизнедеятельности личности. Дети не принимают непосредственного участия в решении некоторых проблем за них это делают сотрудники или сопровождающие лица учреждения. Как отмечают O. E. Лебедев и Н. И. Неупокоева, жизненные проблемы относятся к различным сферам жизнедеятельности — семейно-бытовой, культурно-досуговой, социально-политической, трудовой и связаны с выполнением конкретной социальной роли (члена семьи, работника, зрителя, клиента, горожанина, избирателя и т. д.) К ним относятся проблемы: ориентации в среде проживания и обеспечения собственной безопасности; ориентации в социальной жизни и явлениях природы; ориентации в административных структурах и правовых нормах; ориентации в мире потребительских ценностей и т. п.
Таким образом, для воспитания в интернатных учреждениях становится важно научить воспитанников решать стандартные жизненные проблемы через понимание ими сущности и значимости этих проблем, усвоение существующих правил и норм решения проблем, умение их обосновывать, ориентироваться в источниках информации, которые могут помочь в их разрешении, формировании социального опыта в той или иной сфере деятельности.
Логично выделить следующие проблемы: социально-бытовая; социально-трудовая; социально- экономическая; социально-культурная; социально-правовая.
Представления воспитанников о том, как ухаживать за своим телом, ограничены и не происходит развитие умений и навыков в этом направлении, следовательно, проблемы социально-бытового характера представляются одними из наиболее значимых для воспитанников интернатных учреждений. Трудно формируются медико-гигиенические жизненные представления, умения и навыки в области сохранения здоровья и ухода за больным (что делать в случае бытовых травм и отравлений, при укусах насекомых и животных, как пользоваться услугами медицинских учреждений, как подобрать необходимое лекарство и т. д.) Опыт в этих видах деятельности у воспитанника отсутствует, хотя данное направление представляет большую значимость для дальнейшей самостоятельной жизни.
Проблемы, имеющие социально-трудовой характер, заключаются в отсутствии трудовых знаний, умений и навыков у воспитанников в области самообслуживания, так, например, уход за одеждой и обувью, ее приобретение, посещение предприятий бытового обслуживания, организации собственного питания (отсутствуют умения по приготовлению разных блюд и заготовок, составлению меню; сервировки стола в будни и праздники, использованию различной бытовой техники и т. д.) и своего быта (отсутствует возможность организации личного пространства, создание уюта и т. д.)
У воспитанника нет возможности приобрести товар в торговых точках разного назначения, вида и масштаба; таким образом, отсутствует возможность формировании такой социальной роли, как покупатель. В связи с отсутствием опыта планирования и расходования денежных возникают сложности в возможности приобретения личных вещей.
У воспитанников имеется лишь малый опыт использования разных видов, форм и характеров взаимодействия с окружающими его людьми.
Дефициты становления жизненной компетентности личности, воспитывающейся в интернатных учреждениях, определяют необходимость организации такой работы, которая была бы направлена на формирование жизненной компетентности у воспитанников для разрешения наиболее актуальных для них проблем:
– социально-бытовых, заключающихся в организации бытовой стороны жизнедеятельности;
– социально-трудовых, обуславливающих сформированность трудовых навыков для разрешения типичных жизненных проблем;
– социально-экономических, связанных с приобретением разных товаров, планированием и расходованием денежных средств и т. д.;
– социально-культурных, которые обуславливают взаимоотношения с людьми на разных уровнях;
– социально-правовых, связанных с ориентацией в правовых нормах и административных структурах.
Для осуществления полноценной самостоятельной жизнедеятельности в социуме после выхода из интернатного учреждения воспитанникам необходимо овладеть разными видами деятельности в различных сферах, где для них представляется проблематичным выполнение конкретной социальной роли, т. е. овладение конкретными видами социального опыта.
Несоответствие условий жизнедеятельности в интернатном учреждении и после выпуска из него приводит к тому, что воспитанники оказываются неподготовленными к самостоятельной жизни в социуме.
Для решения данной проблемы педагогу на помощь приходит такой учебный предмет, как «Социально-бытовая ориентировка».
Главная цель курса СБО — помочь ребенку с глубокими нарушениями адаптироваться к жизни, активно включиться в нее, сформировать у ребенка первоначальные, но адекватные представления о бытовой и социальной сферах жизни человека.
Достижение этих целей делает достаточно комфортной жизнь ребенка в детском доме, повышает его жизненный статус, обогащает его знаниями и умениями, которые позволяют расширить круг общения и доступных видов предметно-практической деятельности.
Собственная предметно-практическая деятельность воспитанников позволяет детям научиться выполнять необходимые повседневные действия по личной гигиене, приему пищи и поведению за столом, уходу за собой, за одеждой и обувью, ремонту одежды, уходу за жилым помещением. Затрудненность или невозможность подражания, требуют от педагога более детального, расчлененного на этапы показа действия, многократного его повторения вместе с учеником «рука в руку». «Способ сопряженных действий» заключается в следующем: педагог, находясь за спиной ребенка, берет его руки в свои и выполняет ими необходимые операции. При этом все они проговариваются.
Таким образом, формированию практических и трудовых навыков и умений непосредственно содействует именно практический метод, так как навыки не могут быть сформированы без самих практических действий детей, без упражнений и закреплений определенных операций и последующего их превращения в умение. Практическая работа по освоению того или иного навыка включает в себя инструктаж, демонстрацию правильных приемов выполнения действия, повторение ребенком этого действия. Практическое освоение навыка может проводиться только после выяснения того, насколько данный навык соответствует возможностям конкретного воспитанника. Например, нельзя упражнять ребенка в наливании горячего чая в бокал, если он не научился еще наливать холодную воду.
В практике существует различные программы по формированию у детей социально-бытовых навыков.
Разработанная автором статьи программа по СБО является компенсаторно — адаптационной. Особое внимание обращается на ежегодное повторение тем для более глубокого закрепления умений и навыков, полученных в предыдущие годы развития, что несет в себе коррекционную направленность. При этом у учащихся со сложным дефектом формируется определенная система знаний и умений — от простых к более сложным.
Программа включает в себя разделы:
– Гигиенические навыки
– Питание
– Жилище
– Транспорт
– Медицинская помощь
– Торговля. Одежда
– Обувь
Каждый раздел состоит из нескольких тем (4–10) и содержания работы по каждой из них. Время, отведенное на изучение темы, может варьироваться в зависимости от сложности материала и степени его усвоения учениками. Материал каждого урока закрепляется в практической деятельности детей, беседах, играх, экскурсиях.
Работая с детьми и подростками, имеющими умеренную умственную отсталость, выясняя, чему необходимо их научить, формируем у них те знания и умения, которые, на первый взгляд, кажутся элементарными, но детям (в силу своих особенностей) сложно их освоить самостоятельно: им нужна помощь.
В связи с данной ситуацией была разработана рабочая программа по экономике для воспитанников 13–17 лет.
Целью данной программы являетсяформирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей, приобретение элементарных навыков поведения в условиях рынка у детей с умеренной умственной отсталостью, в условиях проживания в учреждениях социальной защиты населения города Москвы.
В ходе реализации программы расширяются представления у воспитанников об окружающих людях: происходит овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. А именно,
– Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (продавец, кассир и др.).
– Представления о социальных ролях людей (покупатель — продавец и т. д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
– Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
– Умение соблюдать правила поведения на занятиях и во внеурочной деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.
Особенностью программы по экономике является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обучаемости, а овладение материалом прошлых занятий постоянно используется и закрепляется.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых воспитанниками на других занятиях с воспитателями и учителями-дефектологами.
Занятия по экономике проводятся в учебном классе. Воспитанники ведут тетрадь для кратких записей, основных сведений и зарисовок.
Таким образом, основная задача педагога в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями является научить ребенка видеть окружающий мир, понимать его и преображать, учиться жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становиться социально компетентным.
Занятия по СБО призваны создать прочную базу для полноценной самостоятельной взрослой жизни.
Литература:
- Баряева Л. Б., Яковлева Н. Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Санкт-Петербург ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011
- Воронкова В. В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва, «Владос», 2010
- Воронкова В. В Социально-бытовая ориентировка учащихся 5–9 классов в специальной коррекционной общей образовательной школе. Пособие для учителя. Москва, «Владос», 2006
- Дети с нарушением интеллекта: социально-трудовая адаптация Маллер А. Р. Самара, Современные образовательные технологии, 2010
- Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных образовательных учреждений VIII вида Хилько А. А. Санкт-Петербург, «Просвещение», 2006