В статье проанализированы правовые основы государственной гражданской службы в судах Российской Федерации, выявлен ряд особенностей в связи с прохождением гражданской службы в органах судейского сообщества, а также отражены перспективы развития законодательства в данной сфере.
Ключевые слова: государственная служба, Верховный Суд РФ, законопроект.
Как и любая профессиональная деятельность, имеющая публичный характер, эффективное осуществление государственной гражданской службы в судах Российской Федерации было бы немыслимо без четкой правовой регламентации. Знание системы правовых актов, регулирующих правоотношения, связанные с прохождением государственной службы в судах, позволяет государственным служащим ясно понимать стоящие перед ними задачи и находить правильные пути их решения. Кроме того, представление о правовых основах государственной гражданской службы в судах способствует профессиональному росту работников судов, а также глубокому осознанию ими своих прав и обязанностей как в сугубо профессиональном, так и в социальном аспекте.
Система законодательных и подзаконных правовых актов, регулирующих правоотношения, связанные с осуществлением гражданами на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации, профессиональной деятельности, направленной на обеспечение деятельности и функционирования судебной системы Российской Федерации [1, с. 24] представляет собой правовые основы государственной гражданской службы в судах Российской Федерации.
Вершиной правовой основы государственной гражданской службы в судах Российской Федерации являются принципы и идеи Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Конституция Российской Федерации в ч. 4 ст. 15 указывает, что «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации» являются составной частью ее правовой системы, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Таким образом, принципы и идеи Европейской Конвенции о защите прав человека и его основных свобод входят в правовую систему нашей страны и имеют приоритет перед национальным законодательством в случае расхождения норм, регламентирующих однородные общественные отношения.
Нормы Конституции Российской Федерации имеют приоритетный характер в национальной правовой системе. При рассмотрении вышеуказанной тематики особое внимание следует обратить на следующий ряд статей. Прежде всего, ст. 10, устанавливающая, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Иначе говоря — принцип разделения властей — является гарантией предотвращение узурпации всей государственной власти одним лицом или группой лиц и сохранения целостности государственного механизма и всего общества в целом.
Следующие положения Конституции позволительно объединить в одну группу и условно обозначить как «гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина», ст. 45–53. Среди них основополагающую роль, в контексте рассматриваемой тематики, приобретают положения о судебной защите прав и свобод человека и гражданина, получении им квалифицированной юридической помощи, недопущении лишении кого-либо права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, установлении принципа презумпции невиновности и др.
Нормативно-правовое регулирование государственной гражданской службы в судах Российской Федерации на уровне федерального законодательства является достаточно объемным и подробным. Прежде всего, это федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» [2] и его положения, касающиеся обеспечения деятельность судов, аппарате суда и особом органе при Верховном Суде — Судебном департаменте, закрепленные в ст. 30–32. И это также федеральный конституционный закон «О военных судах» [3], положения ст. 33 об аппарате военного суда.
Особое и ключевое значение в законодательном регулировании государственной гражданской службы в судах Российской Федерации имеют Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» [4], определяющий правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации и имеющий еще большую значимость, федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [5] (далее — ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»), устанавливающий правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации, в частности, принципы, должности, правовой статус государственного гражданского служащего, порядок поступления на гражданскую службу и ряд иных важнейших институтов государственной службы, непосредственно связанных, с рассматриваемой, в рамках данной курсовой работы, тематикой. ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» в настоящее время является центральным нормативно-правовым актом в вопросах регулирования деятельности государственных гражданских служащих в судах Российской Федерации.
Замыкающим в актах федерального законодательства, регулирующих государственную гражданскую службу в судах Российской Федерации, является Федеральный Закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде» [6]. Его анализ позволяет сделать ряд выводов о том, какие важные функции выполняет данный орган. Среди них, осуществление организационного, кадрового, материального обеспечения деятельности всех видов судов, в частности, определение потребности судов в кадрах, обеспечение работы по отбору и подготовке кандидатов на должности судей, взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов, разработка научно-обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппаратов судов, присвоение, в пределах своей компетенции, классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации работникам аппарата Судебного департамента и работникам органов и учреждений Судебного департамента, а также соответствующим работникам аппаратов судов. Судебному департаменту, также предоставлены полномочия, ходатайствовать о награждении указанных работников государственными наградами и присвоении им почетных званий и др.
Итак, рассмотрев законодательную регламентацию государственной гражданской службы в судах на федеральном уровне Российской Федерации, следует отметить, что регулирование служебной деятельности в судебной системе не осуществляется посредством особых, специфических для данной сферы, специальных нормативно-правовых актов, в целом, деятельность граждан, замещающих должности гражданской службы в судебных органах Российской Федерации регламентируется общими для всех гражданских служащих федеральными законами, актами подзаконного нормотворчества. Тем не менее, с уверенностью можно сказать, что законодательство в данной сфере с течением времени продолжает развиваться и совершенствоваться.
Рассуждая об особенностях государственной гражданской службы в судах Российской Федерации, стоит сказать, что гражданская служба в конкретном суде это, как правило, осуществление гражданином Российской Федерации деятельности на соответствующей должности государственной гражданской службы в аппарате этого суда. Поскольку именно аппарат суда обеспечивает непрерывную и бесперебойную деятельность судей по отправлению правосудия, тем самым государственные служащие аппаратов судов участвуют в осуществлении судопроизводства, начиная от приема заявления и заканчивая выдачей исполнительного листа, а в некоторых случаях — осуществлением контроля исполнения решения суда. Профессиональная работа государственных служащих аппарата суда, создавая условия для своевременного рассмотрения и разрешения дел, в значительной мере способствует эффективности и качеству правосудия [7, c.33–35].
Каждый орган государственной власти имеет государственных служащих, специфика деятельности которых органически связана со статусом органа государственной власти. Применительно к органам судебной системы специфика государственной гражданской службы заключается, прежде всего, в том, что государственные служащие не осуществляют функции судебной власти, в частности, главную функцию — правосудие. Деятельность государственных гражданских служащих в судах Российской Федерации имеет своей целью обеспечить надлежащее обслуживание деятельности судей по осуществлению правосудия — финансовое, материально-техническое обеспечение, решение организационных вопросов, информационное, юридическое обслуживание. В целом — эта деятельность может быть охарактеризована как вспомогательная по отношению к функции правосудия. Вместе с тем, служба в судах, для большинства осуществляющих свою деятельность на соответствующих должностях, обуславливает необходимость высокой квалификации в сфере юриспруденции, как правило, наличие высшего юридического образования, а для отдельных младших должностей — средне-специального юридического образования. К сожалению, законодательство о государственной гражданской службе этой специфики не учитывает. Поскольку большую часть государственных гражданских служащих составляют лица, осуществляющие свою деятельность в органах исполнительной власти, законодатель отдает предпочтение регулированию специфики работы государственной гражданской службы именно в органах исполнительной власти. Это находит проявление как в формировании принципов, прав и обязанностей служащих, так и в решении вопросов о прохождении государственной гражданской службы.
Не менее важным является необходимость учета соотношение статуса судьи как должностного лица Российской Федерации и статуса государственного служащего, призванного обеспечивать реализацию судьей его полномочий по осуществлению правосудия и выполнять лишь вспомогательные функции при строгом соблюдении требовании невмешательства в осуществление правосудия и принципа независимости судей. Иначе говоря, законодатель должен учитывать различные аспекты распределения государственных гражданских служащих аппаратов судов по категориям и классам, имея в виду при этом, особое процессуальное положение, к примеру, секретарей судебных заседаний, а также положение помощников судей, консультантов, администраторов судов и иных работников аппарата, к которым должны предъявляться повышенные дополнительные требования и вместе с тем обеспечиваться надлежащее материальное содержание.
Анализ массива нормативно-правового материала, регламентирующего государственную гражданскую службу в Российской Федерации, позволяет сделать вывод о том, что ни законодательство на федеральном уровне, ни законодательство субъектов Российской Федерации не учитывает в полной мере особенностей работы государственных гражданских служащих в аппаратах судов и в целом, всей ветви судебной власти.
Представляется, что исправить это мог бы внесенный в 2017 году Председателем Верховного Суда Российской Федерации Вячеславом Лебедевым на рассмотрение Государственной Думой Российской Федерации законопроект [8], который предусматривает создание государственной судебной службы. По мнению составителей законопроекта, необходимость создания подобного вида государственной службы обусловлена важной ролью судебной власти, спецификой выполняемых ею функций, повышением статуса работников аппарата суда.
Интерес представляет краткое рассмотрение ряда вопросов государственной службы в судах Российской Федерации, которые регламентируются во внесенном законопроекте несколько иначе, чем в нынешнем законодательстве о государственной гражданской службе.
Так, в вышеуказанном акте дается достаточно точное и юридически обоснованное определение того, что собой будет являть государственная судебная служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) на должностях судебной службы в аппаратах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, направленной на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Помимо этого, в проекте обращено внимание на принципы судебной службы, такие как законность организации и деятельности судебной службы; обеспечение доступа граждан к правосудию; ответственность судебных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; деполитизация судебной службы. Указанные принципы раскрываются в правах, обязанностях служащего судебной службы, особых требованиях и запретах, связанных с прохождением судебной службы. Например, законопроектом предусмотрено, что судебный служащий обязан не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб не только его репутации, но и авторитету судебной власти; служащему судебной службы запрещается заниматься предпринимательской, другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности и работы по совместительству в органе прохождения судебной службы.
Законопроектом вводятся специальные классные чины судебной службы, однако сохраняются классные чины юстиции для служащих, замещающих должности, квалификационным требованием к которым является юридическое образование.
Обосновывая создание государственной судебной службы, стоит отметить, что необходимость в этом диктуется существующей текучкой кадров в рядах помощников и секретарей судей, которая в отдельных регионах достигает 400 %. Краеугольным камнем такого положения вещей является низкий уровень оплаты труда государственных служащих. Учитывая это, также в связи с предъявляемыми повышенными требованиями к служащим судебной службы, рассматриваемым законопроектом предусмотрен ряд гарантий: увеличенные должностной оклад, а также, по сравнению с установленной Трудовым кодексом Российской Федерации, продолжительность отпуска, дополнительные оплачиваемые отпуска за выслугу лет; защита судебного служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральным законом; замещение иной должности судебной службы при сокращении должностей судебной службы или упразднении органа прохождения судебной службы. Стоит сказать также, что законопроект оговаривает и внешний вид формы судебных служащих. Их мундир будет иметь официальные символы в виде нашивок, указывающих на принадлежность к службе, а также погоны, соответствующие присвоенным чинам.
Законопроект «О государственной судебной службе», содержит в себе как плюсы и минусы. Так, среди плюсов, определенно, то, что заработная плата лиц, которые будут замещать государственные судебные должности, почти в три раза будет превышать нынешний оклад государственных гражданских служащих в судах. Также увеличится пенсионное обеспечение, которое будет выше, чем у государственных гражданских служащих. Это, разумеется, обусловлено спецификой деятельности, осуществляемой служащими в судебных органах.
Немаловажным достижением будет являться и то, что с принятием данного законопроекта будет урегулирован и систематизирован большой объем правоотношений, связанных с функционированием государственной службы в рамках одной из важнейших ветвей власти — судебной.
Тем не менее, не все вопросы решены. Так, например, остается проблемным аспектом профессиональная подготовка судебных служащих. Если провести аналогию с военнослужащими, которые проходят подготовку в специализированных учебных заведениях, то целесообразно обратить внимание и на вопросы качественной профессиональной подготовки служащих судебных органов в соответствующих учебных заведениях.
Стоит также отметить, что в феврале 2017 года правительственная комиссия по законопроектной деятельности предоставила отрицательный отзыв на рассматриваемый законопроект, обуславливая это тем, что отображенной в проекте специфики государственной службы в судебных органах недостаточно для выделения ее в отдельный вид государственной службы. Кроме того, по мнению Правительства, для реализации положений законопроекта потребуется внушительный объем финансирования.
Литература:
- Организация работы аппаратов судов общей юрисдикции по обеспечению судебной деятельности: Научно-практическое пособие / Под общ. ред. В. В. Ершова. 2-е изд., доп. и испр. — М.: РАП. 2011;
- Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О судебной системе Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс;
3. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) «О военных судах Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс;
4. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 N 58-ФЗ // СПС КонсультантПлюс;
5. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ // СПС КонсультантПлюс;
- Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 08.01.1998 N 7-ФЗ // СПС КонсультантПлюс;
- Абрамов И. А. Роль аппарата федерального суда общей юрисдикции (на примере районного суда) // Актуальные проблемы права: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 33–35;
- Проект Федерального закона N 102341–7 «О государственной судебной службе Российской.