Окружающая среда является основой жизнедеятельности любого живого существа на Земле, однако с развитием общества и технологий увеличивается количество источников загрязнения и окружающая среда все больше ему подвержена. Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную комфортную среду проживания, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением [1]. Для достижения поставленных целей ведется государственный мониторинг. Согласно статье 63.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», задачами единой системы государственного экологического мониторинга являются: регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе ее компонентов, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды; обеспечение всех заинтересованных лиц (от органов государственной власти до граждан) актуальной информацией о состоянии окружающей среды [2]. Для решения таких задач, на территории РФ была создана сеть стационарных пунктов наблюдений, целью которых является получение информации о состоянии окружающей среды, путем сбора проб и работе по их анализу. Стационарные пункты наблюдения представляют собой «комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей природной среды, ее загрязнения» [3].
В отношении каждого стационарного пункта наблюдения за состоянием окружающей среды создается охранная зона. Порядок создания охранных зон устанавливается в соответствии с постановлением Правительства РФ N 972 «Об утверждении Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением» в котором указанно, что в целях достижение объективной оценки состояния окружающей среды, вокруг стационарных пунктов наблюдений создается охранная зона в виде земельного участка и частей акватории, которые ограничены на местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 метров во все стороны [3]. Размеры и границы охранных зон стационарных пунктов наблюдений определяются в зависимости от рельефа местности и других условий.
Предоставление земельных участков и частей акваторий под охранные зоны стационарных пунктов наблюдений производится в соответствии с земельным, водным и лесным законодательствами Российской Федерации в зависимости от категорий земель, в которых располагается пункт наблюдения. Основанием является схема размещения пунктов, утвержденных Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, и по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации [3].
В пределах охранных зон устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность. Земельные участки (водные объекты), входящие в эти охранные зоны стационарных пунктов наблюдения, не изымаются у землепользователей (водопользователей) и используются с соблюдением следующих требований, запрещающих [4]:
‒ возводить любые здания и сооружения;
‒ сооружать оросительные и осушительные системы;
‒ производить горные, строительные, монтажные, взрывные работы и планировку грунта;
‒ сажать деревья, складировать удобрения, устраивать свалки, выливать растворы кислот, солей, щелочей;
‒ устраивать стоянки автомобильного транспорта. тракторов и других видов машин и механизмов;
‒ сооружать причалы и пристани;
‒ перемещать и производить засыпку и поломку опознавательных и сигнальных знаков, контрольно-измерительных пунктов;
‒ бросать якоря, проходить с отданными якорями, цепями, лотами, волокушами и тралами, производить дноуглубительные и землечерпательные работы;
‒ выделять рыбопромысловые участки, производить добычу рыбы, а также водных животных и растений (пункт 3 Постановления).
На земельные участки, через которые осуществляется проход или проезд к стационарным пунктам наблюдений, могут быть установлены сервитуты в порядке, определенном законодательством Российской Федерации [3].
Важным этапом является внесение сведений об образуемой охранной зоне в Единый государственный реестр недвижимости, а именно в реестр границ, что соответствует статье 10 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», где говорится, что данный реестр содержит сведения о зонах с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ) [5]. Стоит отметить, что охранные зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением являются ЗОУИТ на основе определения, данного в пункте 4 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ [6]. В реестр границ на основании пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» вносятся следующие сведения об охранных зонах: индивидуальные обозначения зон; описание местоположения границ таких зон; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, а также источники опубликования; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах зон [5].
При анализе данных, которые были получены при исследовании настоящей темы, можно сделать вывод, что правильное формирование охранной зоны для стационарных пунктов наблюдения за состоянием окружающей среды, а также соблюдение ограничений в хозяйственной деятельности в границах такой зоны, является особенно важным и обеспечивает поступление достоверной информации об окружающей среде в неискаженном виде. Однако, в основном документе — Постановление Правительства РФ N 972 [3], которое регламентирует установление охранных зон, существует множество пробелов, которые необходимо восполнить с целью усовершенствования законодательства в этой сфере. В первую очередь необходимо конкретизировать, уточнить понятие «комплекса», которым является стационарный пункт, то есть сформировать и описать связь между оборудованием, входящим в такой комплекс (метеорологические, испарительные площадки и иные инструменты и сооружения) и ограничениями хозяйственной деятельности, которые необходимо соблюдать в границах охранной зоны для обеспечения достоверных результатов. Вторым предложением является внесение условия обязательного закрепления на местности границы охранной зоны стационарного пункта, путем установки ограждений или информирующих табличек, что также будет способствовать соблюдению установленных ограничений в границах таких зон. Исполнение данных предложений необходимо для обеспечения полной защиты стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
- Федеральный закон РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2017) «Об охране окружающей среды».
- Постановление Правительства РФ от 27.10.1999 N 972 [Электронный ресурс] «Об утверждении Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением» (с изм. на 1.02.2005). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
- Федеральный закон РФ от 19.07.1998 N 113-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О гидрометеорологической службе».
- Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ [Электронный ресурс] (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации недвижимости». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Градостроительный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 07.03.2017). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».