В статье представлены теоретические и практические аспекты изучения общения и ролевых позиций студентов. А также выделены ключевые понятия, их характеристика. Помимо этого приведено исследование и анализ полученных результатов.
Ключевые слова: общение, роль, позиции, студенты-психологи.
В современном мире огромное значение отдается человеческому общению. Каждый человек испытывает потребность в общении, точно также как испытывает потребность в признании и прочее. С помощью общения люди выстаивают определённые социальные контакты, в которых реализуются их отношения. Многие психологи считают, что потребность человека в общении относится к числу основных, то есть базовых потребностей. Этот процесс является необходимым условием развития человека как личности, как члена общества, а также является способом познания самого себя и других людей. Следует отметить, что общения также является и условием духовного и физического здоровья человека.
Обратимся к трактовкам термина «общение». В психологии общение чаще всего понимается следующим образом: Общение — это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, а также общение — это процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, где происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.
В общении человек придерживается определенной роли. Э. Берн выделяет три роли, которые обусловливают характер общения между людьми: родитель, взрослый, ребенок. Рассмотрим каждую составляющую подробнее.
Родительское состояние «Я» подразделяется на заботливое родительское состояние «Я» и критическое родительское состояние «Я». Родительское «Я» в большинстве случаев состоит из правил поведения, норм. Оно позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами.
Взрослое состояние «Я» воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое «Я» дает возможность осознавать последствия и ответственно принимать решения.
Детское состояние «Я» следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда «острых», необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений.
Следует отметить, что в структуре общения важными компонентами также являются мобильность и адаптивность. Наличие этих свойств у человека позволяет ему быстро переключаться с одной темы на другую, быть готовым к общению, изменять свой стиль общения в различных жизненных ситуациях. Человек, таким образом, управляет своим общением, вводит новые темы, или же наоборот, избегает ему неприятные темы, поддерживает разговор, проявляет партнерство.
Перейдем к исследованию. В данной работе приняло участие 20 студентов, обучающихся на факультете психологии Астраханского государственного университета. В исследовании использовались две методики: Изучение способности к самоуправлению в общении и Определение ролевых позиций в межличностных отношениях (по Э. Берну).
На рисунке 1 представлены результаты по методике «Определение ролевых позиций в межличностных отношениях (по Э. Берну)». У 75 % респондентов выявлена такая позиция как «Взрослый», у 5 % опрошенных выявлена позиция «Родитель» и у 20 % респондентов выявлена позиция «Ребенок». По приведенным результатам, можно говорить о том, что студенты не только воспринимают и перерабатывают логическую информацию, но и могут принимать решения обдуманно, реалистично и без эмоций. Помимо этого респонденты осознают последствия принятых ими решений и могут нести ответственность за свои поступки. Однако у одной пятой респондентов выявлена позиция «Ребенок». Это говорит о том, что такие студенты следуют жизненному принципу чувств, но в то же время, они могут мыслить творчески, выдвигать креативные и оригинальные предложения и идеи.
На рисунке 2 представлены результаты по методике «Изучение способности к самоуправлению в общении». У 70 % респондентов существует потребность быть в общении самим собой, проявлять в зависимости от ситуации направленность на партнера, склонность к партнерству в общении. У 15 % выявлена стабильная модель общения и еще у 15 % выявлена мобильность в общении, умение подстраиваться к поведению партнера, готовность к диалогу, способность изменять стиль общения в зависимости от ситуации.
Рис. 1. Распределение ролевых позиций в общении у студентов-психологов
Рис. 2 Способности к самоуправлению в общении у студентов-психологов
Таким образом, проведенное исследование в целом ожидаемо для студентов, обучающихся на факультете психологии. Результаты исследования подтверждают некоторые профессиональные компетенции будущих специалистов.
Литература:
1. Осипова А. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие.. -- М.: Сфера, 2002.
- Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М. Изд-во Института Психотерапии. 2002.
- Эрик Берн. Трансакционный анализ в психотерапии- Изд. «Э», 2015