Поэтика удвоения в повести Стивенсона «Сокровища Франшара» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (241) январь 2019 г.

Дата публикации: 18.01.2019

Статья просмотрена: 118 раз

Библиографическое описание:

Щербакова, А. С. Поэтика удвоения в повести Стивенсона «Сокровища Франшара» / А. С. Щербакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 398-401. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55798/ (дата обращения: 17.10.2024).



Статья посвящена исследованию поэтики удвоения и связанным с ней проблемам расщепления личности, оппозиции физической и ментальной составляющих натуры человека, света и тьмы в его душе. Проблема дуальности в малой прозе Стивенсона возникает не случайно. Дуальность, по словам Д.Фаулза, характеризует своеобразие менталитета викторианской эпохи. С этим связана дуальность персонажных пар в повести, оппозиция прошлого и настоящего в их судьбе. Стивенсон, как и литература в целом, осваивает изображение интровертного пространства, где проявляется имеющаяся у каждого своя «неправильность» (Ж. Батай). В мальчике, которого усыновляет доктор Дэпре, под ангельской внешностью скрыто «нечеловеческое существо». Рассогласование внешности и взгляда создает эффект дуальности его натуры, поддержанный рассуждениями о несовпадении лица и маски. Раздвоение личности переживает и сам доктор. Дуальность натуры акцентирована и в образе жены Депрэ не менее сильно, чем в нем самом. Дуальность находит воплощение в поэтике произведения: мотив маски, подлинности и неподлинности, контраст видимости и кажимости. Принцип двойничества затрагивает уже не только область характерологии, оппозиции физической и ментальной природы человека, понятий добра и зла, света и тьмы, созидания и разрушения, но все больше сосредоточивается на сфере сознания и подсознания, что определяет перспективы дальнейшего развития английской литературы. В этой связи происходит и расширение терминосферы, характеризующей феномен дуальности, большинство дефиниций которой сохранилось и вошло в современное литературоведение.

Ключевые слова: расщепленная личность, оппозиция добра и зла, физической и ментальной натуры человека, света и тьмы, поэтика дуальности, терминосфера.

Среди разнообразных произведений, созданных творческим гением Р. Л. Стивенсона, можно встретить и такую разновидность малой прозы, которую Джереми Ходжес определил как «“темную” повесть о дуальности» [Hodges, 2016]. Обращение Р. Л. Стивенсокна к проблеме дуальности представляется не случайным. Джон Фаулз, изучавший своеобразие менталитета викторианской эпохи, описанной в его романе «Подруга французского лейтенанта», замечал: «Тот факт, что у всех викторианцев наблюдалось раздвоение личности, мы должны прочно уложить на полку нашего сознания; это единственный багаж, который стоит взять с собой, отправляясь в путешествие по девятнадцатому веку» [Фаулз, 1990, 366]. Поэтому «лучший путеводитель по эпохе», с точки зрения современного писателя, — «Доктор Джекил и мистер Хайд», в котором «под полупародийной оболочкой “романа ужасов” кроется глубокая правда, обнажающая суть викторианского времени. Раздвоенность была присуща всякому викторианцу…» [Фаулз, 1990, 367].

Повесть «Сокровище Франшара» («The Treasure of Franchard») полное название которой — «Клад под развалинами Франшарского монастыря» (1883), можно считать истоком темы двойственной природы человеческой личности в малой прозе Стивенсона, которая в дальнейшем ярко воплотится во всемирно известных образах Джекила и Хайда. От последующих двух повестей Стивенсона («Маркхейм» и «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»), также посвященных коллизии противостояния разных начал в человеке, «Сокровище Франшара» отличает не свойственная этим последующим произведениям идиллическая тональность. Она определяет атмосферу «Сокровища Франшара», где описывается гармоничный мир, созданный доктором Депрэ в живописном местечке Грец. Там он работает над своим трудом «Сравнительная фармакопея, или Исторический словарь всех медикаментов», собирая растения — материал для книги. Повесть пронизана живописными, сочными и красочными поэтическими описаниями, корреспондирующимися с идиллической тональностью. Свой научный труд доктор украшает, уравновешивая сухие научные формулы, анекдотами, народными суевериями, моральными наставлениями, звонкими эпитетами, что также поддерживает общую тональность гармонии, разлитой в художественном мире Греца, вплоть до драматического события, едва не приведшего к катастрофе. Им становится роковой вызов Депрэ к умирающему паяцу, где он встречается с необычным ребенком Жаном-Маре, «юным философом», в котором видит «сына по духу». До этого момента Депрэ свято следует провозглашенному им девизу: за умеренность и аккуратность, гигиену и личный достаток.

В мальчике, которого доктор усыновляет, под ангельской внешностью скрыто, по его словам, «нечеловеческое существо» («you are no human being» [Stevenson, 1999, 184]). Отличительной особенностью странного мальчика является взгляд горбуна, каковым он не являлся. Это рассогласование внешности и взгляда создает эффект дуальности его натуры. Он поддержан рассуждениями о несовпадении лица и маски и усилен замечанием доктора по поводу этого странного существа с глазами старого друга или старого врага: «…this boy, who was quite a stranger to him had theeyesofanoldfriendoranoldenemy[выделено нами — А.Щ.]» [Stevenson, 1999, 178]). Поэтому и сама его ангельская внешность производит противоречащее ей впечатление. Доктор Депрэ говорит от имени мальчика в конце второй главы «Утренняя беседа», то есть в сильной позиции, подводящей итог этой части повести: «I have no pretension to be a human being. — I am a dive? A dream, an angel, an acrostic, an illusion [выделено нами — А.Щ.]– what you please, but not a human being» [Stevenson, 1999, 184]. («Так и запишите в своей памяти: я не человеческое существо и не имею претензии быть человеческим существом; я обман, сон, ангел, загадка, иллюзия, все, что угодно, но только не человеческое существо!» [Стивенсон, Режим доступа: http://online-knigi.com/page/122347?page=4])

К этому добавляются эпизоды из далеко не безоблачного, но вполне земного прошлого мальчика, в котором было место и неблаговидным поступкам, вынужденному (ради хлеба насущного), а потому и оправдываемому им воровству. Используя формулировку Ж. Батая, можно заметить, что Стивенсон разрушает ригористическую строгость нравственных и моральных границ, изображая, «нравственность как нарушение нравственных границ» [Батай, 1994, 15], как переход границ дозволенного. Литература осваивает изображение интровертного пространства, где проявляется имеющаяся у каждого своя «неправильность» [Бунтман, 1994, 12] — та или иная форма Зла, требующая философского и художественного исследования. Ж. Батай опирается на концепцию В. П. Виткатта [W. P. Witcutt, 1946, 23], который, в свою очередь, исходит их юнгианской типологии характеров, которые делятся на интровертный и экстравертный согласно доминирующей функции: мышление, чувство, интуиция и ощущение. Пафос размышлений видных теоретиков заключается в познании истины, опирающейся на сплетение противоречий. Важно и наблюдение о противоречивости интровертных характеров, приводящих к пограничным состояниям, в которых трудно отделить сознательное от неосознанного и бессознательного, нормальное от измененных состояний сознания и найти способы их художественного выражения, поиск которых велся писателями на протяжении XIX — XХ столетий. Одурманенность злом нередко приводит к помутнению рассудка, подверженности персонажа, как в «Маркхейме» Стивенсона, галлюцинациям. В «Кладе Франшара» Депрэ порой не может отличить, кто кого гипнотизировет — он мальчика или наоборот: «…he was fascinating the boy, or the boy was fascinating him» [Stevenson, 1999, 178].

Соединяя необычайное и обыденное, Стивенсон вводит научный дискурс. В поисках естественнонаучного объяснения своеобразия ребенка (odd boy), его странности доктор ощупывает череп мальчика, как это сделал бы френолог или этнолог, и выносит заключение, что он — кельт. Невежественная в науках госпожа Тентальон этот вывод принимает за синдром болезни — гидроцефалии.

Стивенсон стремится постичь сложности человеческой натуры и, продолжая далее художественное исследование антропологии этого явления в повести о докторе Джекиле и мистере Хайде, говорит о «кошмаре полубольного сознания» [Стивенсон, 1993, 509–555.]

Размышления и комментарии необычного мальчика в повести Стивенсона «Клад Франшара» демонстрируют не столько отсутствие морали и нравственности, сколько «сверхнравственность», по Батаю, или свободу ее толкования, не ограниченную ригористической строгостью викторианских границ. Доктор ненавидел странных людей (odd people), и мальчика характеризует как самого удивительного маленького мальчика в целом мире: «I hate all oddpeople, and you are themostcuriouslittleboyinalltheworld [выделено нами — А.Щ.]» [Stevenson, 1999, 4].

Дуальность натуры акцентирована не только в образе мальчика, но и в образах самого Депрэ и его жены. Его супругу с христианским именем Анастази отличала преданность не столько духовным ценностям, сколько всевозможным благам, будь то устрицы, старое вино или смелые шутки и рассказы. Ее преданность мужу покоится на эгоистических основаниях собственного благополучия. Она властвует над физической стороной природы своего мужа, как отмечает он сам, тогда как пугающее духовное сходство роднит его с Жаном-Маре. Ее добродушие не влечет за собой склонности ни к самоотверженности, ни к самопожертвованию. Обобщающая итоговая характеристика афористически выразительна: «В сущности, в ней было очень много животного, но такое красивое и милое животное приятно иметь подле себя» [Стивенсон, http://online-knigi.com/page/122347? page=7]. Ее отношения с мальчиком также отмечены двойственностью, противоречивостью: это были «две непримиримо враждебные или недоброжелательные друг к другу стороны», но «их отношения в действительности были настолько близкие, дружественные и искренние, насколько это допускала их натура» [Стивенсон, http://online- knigi.com/page/122347?page=7].

Выясняется, что и у доктора была «негодная, скверная половина … личности», тесно связанная с прошлой парижской жизнью. Эту личность он ненавидел и презирал, но она, тем не менее, временами брала верх в его душе в дни хандры и меланхолии, и тогда его тянуло в Париж — «окунуться с головой в его грязь, пошлость, разврат и соблазны!» [Стивенсон, http://online-knigi.com/page/122347? Page=9], утолить дремавшую в Гретце (который доктор называет: «моей академией, моим санаторием, моим раем земным, источником чистых и невинных удовольствий [Стивенсон, http://online-knigi.com/page/122347?page=8]), страсть к азартным играм и женщинам. Его жизнь в этой мирной деревушке, несколько утрачивает идиллический блеск в этой части повествования, приобретая черты неподлинности, недостоверности, театральности, являя собой «байронизм, интересный байронизм несколько искусственной поэзии жизни» [Стивенсон, http://online-knigi.com/page/ 122347?Page=9]. Из повести читатель узнает, что его праведное существование — это существование в состоянии «закупоренности души» (Ж. Батай), а желание свободы (вырваться в Париж) выглядит как стремление сбросить оковы придуманной им самим теории умеренности и аккуратности. Однако в эти моменты в его душе, по словам самого Депрэ, начинает хозяйничать дьявол или черт, и порочные черты его натуры начинают преобладать. С этим связан и мотив маски, подлинности и неподлинности — контраст видимости и кажимости. Появление его у Стивенсона не случайно и связано с изображаемой игрой сознания персонажа, со стремлением автора открыть механизмы и секреты мышления.

Находка клада в развалинах монастыря открывает двойственную природу богатства и денег: не только возможность творить с их помощью добро, но и связанное с ними зло. Под влиянием открывшихся благодаря находке клада возможностей оживает худшая половина натуры Депрэ: доктор, положив конец умерщвлению плоти, мысленно уже видит себя в Париже. Его воображение рисует картины наслаждения и роскошной жизни в этом столичном городе, а Жан–Маре проявляет к ним лишь интерес любознательного ребенка («But the boy had now an interest of his own, a boysinterest [выделено нами — А.Щ.]» — [Stevenson, 1999, 17]).

Пережив серию катастроф (окончательное и символическое обрушение старого дома, «храма добродетелей», падение в Париже турецких акций, повлекшее полное разорение, и кражу монастырских сокровищ), Депрэ в возрасте за 40 лет исправляется, и повесть, в отличие от последующих произведений малой прозы Стивенсона, завершается благополучным финалом, подтверждавшим просветительский тезис о торжестве добра как основы добродетельной природы человека: мальчик, якобы выкравший сокровища, а на самом деле спрятавший их, чтобы уберечь Депрэ от погружения в прежний порочный парижский образ жизни, возвращает их.

В повестях Стивенсона принцип двойничества затрагивает уже не только область характерологии, оппозиции физической и ментальной природы человека, понятий добра и зла, света и тьмы, созидания и разрушения, но все больше сосредоточивается на сфере сознания и подсознания, на что обратили внимание Г. К. Честертон, а также зарубежные исследователи: Р. Мэссон и Ф. МакЛинн [Chersterton, 1927; Masson, 1924; McLynn, 1993]. Можно констатировать разнообразие складывающихся в литературе моделей этого феномена, в связи с чем происходит и расширение терминосферы, адресованной ему. Е. Е. Амелина, опираясь на исследование МакЛинна [McLynn, 1993, 261; Амелина, 2014, 109], приводит терминологический ряд, отражающий особенности и многообразие оттенков проявления феномена дуальности в литературе: аmbivalence, ambiguity (неоднозначность), duality, dichotomy, bifurcation. Большинство дефиниций (за исключением ambiguityнеоднозначность) вошло в современное отечественное литературоведение в неизменном виде — амбивалентность, дуальность, дихотомия, бифуркация, — характеризуя разные проявления поэтики дуальности в произведении.

Литература:

  1. Амелина Е. Е. Феномен двойничества в новеллах Р. Л. Стивенсона «Маркхейм» и «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Вестник Пермского университета: ПГНИУ, 2014. Вып. 2 (26) — 109–114 с.
  2. Батай Ж. Литература и зло / Пер. с фр. и коммент. Н. В. Бунтман и Е. Г. Домогацкой, предисл. Н. В. Бунтман. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 166 с.
  3. Бунтман Н. В. Предисловие // Батай Ж. Литература и зло / Пер. с фр. и коммент. Н. В. Бунтман и Е. Г. Домогацкой. — М.: Изд-во МГУ, 1994. –166 с.
  4. Стивенсон Р. Л. Клад под развалинами Франшарского монастыря. Режим доступа: http://online-knigi.com/page/122347?page=4 (дата обращения 25.12.2018 г.).
  5. Стивенсон Р. Л. Нравственная сторона литературной профессии / Собрание сочинений в 5 т. М.: Терра, 1993. Том 5, с. 509–555.
  6. Фаулз Д. Подруга французского лейтенанта. Пер. с англ. М. Беккер и И. Комаровой. М.: Правда, 1990. — 480 с.
  7. Chersterton G. K. Robert Louis Stevenson. L.: Hodder & Stoughton, 1927. 259 p.
  8. Hodges Jeremy. «Dark tale of duality» [Hodges Jeremy. Mrs Jekyll and Cousin Hyde: Режим доступа: Home > RLS Day 2016 > Mrs Jekyll and Cousin Hyde]
  9. Masson R. The Life of Robert Louis Stevenson. L.: Chambers, 1924. 366 p.
  10. McLynn F. Robert Louis Stevenson: A Biography. N. Y.: Random House, 1993. 567 p.
  11. Stevenson R. L. The Treasure of Franchard // Stevenson R. L. The Strange Case of DR Jekyll and Mr Hyde with The Merryn Men & Other Tales and Fables — L.: Wordsworth Classics, 1999–177–223 p.
  12. Witcutt W. P. Blake. A Psychological Study. London: Hollis & Carter, 1946 –133 р.
Основные термины (генерируются автоматически): доктор, малая проза, Париж, ангельская внешность, повесть, человеческое существо, викторианская эпоха, идиллическая тональность, ментальная природа человека, ригористическая строгость.


Ключевые слова

расщепленная личность, оппозиция добра и зла, физической и ментальной натуры человека, света и тьмы, поэтика дуальности, терминосфера

Похожие статьи

Показуемая истина: роман «Идиот» Ф. М. Достоевского

Роман Достоевского полифонический, значит на пути поиска Истины есть возможность её не найти вовсе. Если дать определение Истины в корреспондентском ключе, то в таком раскладе мысль должна соответствовать своему предмету, но это не снимает вопросов в...

Трансформация литературной традиции в современной прозе о войне (на примере романа «Патологии» З. Прилепина)

В статье рассматриваются концептуальные аспекты осмысления военной темы в современной прозе. Роман З. Прилепина «Патологии», в частности, отражая экзистенциальное переживание травматического опыта войны героем, демонстрирует трансформацию литературно...

Настолько ли «абразивны» лимерики?!

Статья посвящена определению, выявлению и анализу посредством ирреверентного смыслового резонанса эффекта абразивности, подтекстовой инсинуации художественного мира причудливых персонажей, руководствующихся принципом солипсизма (яркого эгоцентризма),...

Лексико-семантические средства создания образа героя в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Статья посвящена рассмотрению лексико-семантических средств, с помощью которых Оскар Уайльд создаёт образ главного героя в романе «Портрет Дориана Грея». Цель статьи — показать, как с помощью антитезы вечной молодости и стареющего портрета показано в...

Генезис онтологического пространства искусственной мифологии (на примере вселенной игры Warhammer 40.000).

В каждом акте творчества можно найти то, что отличает одного творца от другого, то, что делает одно произведение отличным от другого, или одну картину от другой. Это есть эманация внутреннего ментального, эмоционального и психологического состояния, ...

Индивидуально-авторская картина мира в составе сравнений в романе «Нарцисс и Златоуст» Германа Гессе (на материале лексико-семантических полей «Стихия», «Флора», «Фауна», «чувственные ощущения и восприятия»)

На материале романа швейцарско-немецкого писателя XX века Германа Гессе «Нарцисс и Златоуст» выявлены функции сравнения, характеризующие индивидуально-авторскую картину мира известного мастера художественного слова. Их реализация показана на примере ...

Парентеза в романе Т. Фонтане «Эффи Брист»

В статье рассматриваются особенности использования парентез в немецком романе Т. Фонтане «Эффи Брист». На основе анализа обосновывается мысль о том, что парентеза представляет собой оригинальное средство выражения авторского «я», которое позволяет пи...

Прагматика событийности нарративного пространства в автобиографическом дискурсе М. Шагала

В статье рассматривается тезаурус языкового сознания, как и нарратив, предполагающий жизненный процесс как структуру лингвокультурного характера. Прагмасемантические отношения обнаруживает тезаурус между единицами разных языковых уровней, что позволя...

Координаты счастья героев А. Камю (по повести «Посторонний»)

Что есть счастье? «Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения», как диктуется в толковом словаре. Чаще всего оно заметно по сверкающим глазам и искренней улыбке. Но возможно ли счастье, которое осуждают и не принимают другие? В данной статье...

Категория пространства в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

В статье рассматривается ключевая единица художественного хронотопа — пространство. Доказывается, что романное пространство «Преступления и наказания» репрезентирует психологическое состояние героя, в то же время определяет его душевные трансформации...

Похожие статьи

Показуемая истина: роман «Идиот» Ф. М. Достоевского

Роман Достоевского полифонический, значит на пути поиска Истины есть возможность её не найти вовсе. Если дать определение Истины в корреспондентском ключе, то в таком раскладе мысль должна соответствовать своему предмету, но это не снимает вопросов в...

Трансформация литературной традиции в современной прозе о войне (на примере романа «Патологии» З. Прилепина)

В статье рассматриваются концептуальные аспекты осмысления военной темы в современной прозе. Роман З. Прилепина «Патологии», в частности, отражая экзистенциальное переживание травматического опыта войны героем, демонстрирует трансформацию литературно...

Настолько ли «абразивны» лимерики?!

Статья посвящена определению, выявлению и анализу посредством ирреверентного смыслового резонанса эффекта абразивности, подтекстовой инсинуации художественного мира причудливых персонажей, руководствующихся принципом солипсизма (яркого эгоцентризма),...

Лексико-семантические средства создания образа героя в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Статья посвящена рассмотрению лексико-семантических средств, с помощью которых Оскар Уайльд создаёт образ главного героя в романе «Портрет Дориана Грея». Цель статьи — показать, как с помощью антитезы вечной молодости и стареющего портрета показано в...

Генезис онтологического пространства искусственной мифологии (на примере вселенной игры Warhammer 40.000).

В каждом акте творчества можно найти то, что отличает одного творца от другого, то, что делает одно произведение отличным от другого, или одну картину от другой. Это есть эманация внутреннего ментального, эмоционального и психологического состояния, ...

Индивидуально-авторская картина мира в составе сравнений в романе «Нарцисс и Златоуст» Германа Гессе (на материале лексико-семантических полей «Стихия», «Флора», «Фауна», «чувственные ощущения и восприятия»)

На материале романа швейцарско-немецкого писателя XX века Германа Гессе «Нарцисс и Златоуст» выявлены функции сравнения, характеризующие индивидуально-авторскую картину мира известного мастера художественного слова. Их реализация показана на примере ...

Парентеза в романе Т. Фонтане «Эффи Брист»

В статье рассматриваются особенности использования парентез в немецком романе Т. Фонтане «Эффи Брист». На основе анализа обосновывается мысль о том, что парентеза представляет собой оригинальное средство выражения авторского «я», которое позволяет пи...

Прагматика событийности нарративного пространства в автобиографическом дискурсе М. Шагала

В статье рассматривается тезаурус языкового сознания, как и нарратив, предполагающий жизненный процесс как структуру лингвокультурного характера. Прагмасемантические отношения обнаруживает тезаурус между единицами разных языковых уровней, что позволя...

Координаты счастья героев А. Камю (по повести «Посторонний»)

Что есть счастье? «Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения», как диктуется в толковом словаре. Чаще всего оно заметно по сверкающим глазам и искренней улыбке. Но возможно ли счастье, которое осуждают и не принимают другие? В данной статье...

Категория пространства в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

В статье рассматривается ключевая единица художественного хронотопа — пространство. Доказывается, что романное пространство «Преступления и наказания» репрезентирует психологическое состояние героя, в то же время определяет его душевные трансформации...

Задать вопрос