В статье рассматриваются проблемы применения смарт-технологий в вузе. А также представлены методические рекомендации по использованию интерактивной доски Smart Board в высшем учебном заведении, которые могут быть использованы преподавателями, а также студентами в период прохождения педагогических практик.
Ключевые слова: смарт-технологии, интерактивная доска, высшее учебное заведение, Smart Board.
В результате интенсивного развития информационных технологий, которые стали неотъемлемой частью среды существования современного человека, на смену электронному обучению приходят смарт-технологии в образовании. Существует концепция смарт-образования (смарт-education), которая неразрывно связана с таким понятием как смарт-технологий. С данной концепцией связано много понятий, которые не имеют однозначной трактовки. Публикации по теме смарт-технологий стали появляться несколько лет назад, в которых выделяются основные вопросы развития образования, а также предполагаются дальнейшие изменения в системе образования [1].
Для исследования актуальности темы исследования было проведено анкетирование в ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» МОУ г. о. Саранск, Республики Мордовия, среди студентов 1-ого курса. Темой исследования являлось актуальность знаний о смарт-технологиях и их использование в настоящее время. По результатам тестирования оказалось, что более 75 % студентов не знают о смарт-технологиях и никогда их не использовали в своей деятельности и только 35 % анкетируемых слышали, либо знают и используют в своей деятельности смарт-технологии (рис.1).
Рис. 1. Результаты анкетирования студентов
Практически все студенты отметили желание узнать и научиться использовать смарт-технологии. Внедрение смарт-технологий в учебный процесс имеет неоспоримые преимущества для всех субъектов образовательного процесса, они представлены в таблице 1.
Таблица 1
Преимущества внедрение смарт-технологий вучебный процесс
Преимущества для преподавателей |
Преимущества для студентов |
− инновационный подход к преподнесению нового материала; − быстрая обратная связь с студентами; − формирование объединенного реального и виртуального пространства; − легко управляемый учебный процесс; − разнообразие мультимедиа ресурсов; − всеобщая информационно-образовательная среда; − внедрение новых образовательных технологий с использованием информационно-коммуникационных технологий; − способность адаптироваться под необходимый уровень знаний, и потребностей студентов; − возможность создания сети обмена информацией и установления сотрудничества между несколькими учебными учреждениями; − повышения качества и вариативности обучения. |
− предоставление большого количества источников информации; − расширение технических возможностей; − поддержка любых образовательных сервисов; − увеличение доли самостоятельной, индивидуальной и групповой работы; − мобильность обучения; − большое количество творческих и исследовательских проектов; − индивидуализация обучения; − оперативная обратная связь; − возможность творческого развития и самореализации; − приобретение необходимой информации вне зависимости от времени и места нахождения; − возможность учиться с любого момента в зависимости от уровня подготовленности. |
Применение смарт-технологии современно, но приводит к некоторым проблемам в преподавании, которые требуют смены методических подходов в обучении. Основные проблемы применения смарт-технологий заключаются в подготовке педагогических кадров, которые имеют практические навыки работы с новыми интерактивными технологиями, а также в связи с введением новых технологий в практическую деятельность соответственно необходимы новые методы, средств и технологий обучения. Процесс информатизации не останавливается на месте. Постоянно появляются новые методы, техники, технологии, которые необходимо отслеживать и постоянно пополнять материально-техническую базу новыми смарт-технологии, а также периодически обновлять ее [3].
Используя в учебном процессе персональный компьютер, мы делаем процесс обучения более наглядным, интерактивным, доступным, а так же обеспечиваем компактность хранения материалов, быстроту их поиска и доступа к ним, возможности индивидуализации обучения и многое другое, но в то же время, применяя компьютер в своей деятельности, мы многое теряем. Так как учебная работа выстраивается по совершенно иному принципу, так как работа с компьютером обычно строится по индивидуальному принципу, каждый работает самостоятельно, просматривает теоретический материал, выполняет задания тестового или практического характера, а преподаватель поочередно или даже выборочно заглядывает в экраны, доверяет контроль знаний полностью компьютеру [1]. В результате обучения выпускник очень часто не способен работать в коллективе. Но в современном мире благодаря объединению персонального компьютера и интерактивной доски, мы получаем уникальную возможность соединить преимущества компьютера с традиционными формами преподавания учебной дисциплины.
Самой эффективной и наиболее распространенной смарт-технологией в современной системе образования ВУЗа является интерактивная доска. Ее применение может частично решить проблемы внедрения смарт-технологий в образовании.
Одним из новейших изобретений в области доски является Smart Board — интерактивные доски. Они сочетают в себе уникальные возможности вывода любой информации с компьютера на экран, а имеют функцию произвольного дополнения выведенного изображения на экран собственными комментариями во время объяснения темы, которые привлекают внимание студентов «обводками» наиболее важных фрагментов текста и графики, сохранения всех созданных записей и набросков на компьютере в электронной форме.
В комплект с интерактивной доской SmartBoard входит программа SmartNotebook [4]. Данная программа позволяет не только запоминать все нарисованное и написанное на доске, но и формировать из созданных «слайдов» презентации. При этом рукописный текст может быть распознан и преобразован в печатный — такой же, как при вводе с клавиатуры.
Преподаватели могут применять интерактивную доску для того, чтобы сделать изложение сложной темы более увлекательным, динамичным, красочным. Преподаватели в рамках лекционного занятия при объяснении темы могут рассуждать, фиксируя свои действия на доске, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи прямо на экране.
Конечно, для того чтобы максимально эффективно использовать все возможности интерактивных досок, необходимо, прежде всего, обеспечить преподавателям доступ к доске и, безусловно, время, для того чтобы они могли набраться опыта или подготовиться к занятию. Кроме того, важно создать условия для того, чтобы преподаватель — пользователи интерактивных устройств могли обмениваться своими наработками друг с другом, делиться наблюдениями и новыми методиками.
Важную часть работы с интерактивной доской составляет планирование занятия: программное обеспечение для интерактивных досок позволяет чётко структурировать материал. Возможность сохранять учебные занятия, дополнять их записями улучшает способ его подачи. Если преподаватель сможет хорошо подготовиться к предстоящему учебному занятию, то он сэкономит много времени в самого занятия, не затрачивая его на поиск необходимых материалов, и при подготовке к другим урокам по этой теме, так как он всегда сможет использовать уже готовые ресурсы.
Подготовка к занятию на интерактивной доске позволяет структурировать материал по страницам, что требует поэтапное логического подхода и облегчает планирование учебного занятия. А также есть возможность создавать гиперссылки с одного файла на другой — например, аудио-, видеофайлы или интернет-страницы. Кроме того, к интерактивной доске можно подключить и другое аудио- и видео оборудование [4].
После занятия файлы (в изначальном виде или вместе с дополнениями) можно сохранить в школьной сети, тогда у учеников всегда будет доступ к ним. Так же их можно использовать во время проверки знаний студентов на следующем занятии.
Удобно использовать интерактивную доску на уроке информатики при знакомстве с инструментами новой программы (например, Adobe Photoshop). Преподаватель показывает работу каждого инструмента, а студенты повторяют все на своих компьютерах.
При изучении таких программ, как Adobe Photoshop, Corel Draw, можно импортировать накопленный материал в программу SMART Notebook. Таким образом, у студентов получаются целые проекты (вставка графики, анимации).
При изучении теории оптимальным является использование смарт-презентаций. При этом используются такие функции интерактивной доски, как движение объекта, работа со слоями, рисунок и текст, шторка. Эти функции очень удобны и эффективны в учебном процессе.
Материал, изучаемый на уроке с использованием интерактивной доски, усваивается лучше, лучше запоминается.
Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что использование смарт-технологий в процессе проведения учебного занятия в ВУЗе оказывает значительное влияние на учебный процесс, помогает преподавателям расширить и обогатить возможности обучения, а также позволяет проводить работу как индивидуально, так и коллективно или даже с целой группой. Данная технология делает урок более динамичным, ярким, запоминающимся, позволяет повысить качество обучения в соответствии с современными требованиями общества.
Литература:
- Тихомиров, В. П. Мир на пути Smart Education: новые возможности для развития / В. П. Тихомиров. — Открытое образование. — 2011. — № 3. — С. 22–28.
- Кормилицына, Т. В. Использование смарт-приборов в учебном процессе образовательного учреждения / Т. В. Кормилицына, А. В. Сидорова. — Учебный эксперимент в образовании. — 2016. — № 1 (77). — С. 51–58.
- Бекмагамбетова, Р. К. Концепция электронного обучения: казахстанский подход в общеобразовательной школе: монография [Электронный ресурс] / Р. К. Бекмагамбетова, С. Т. Мухамбетжанова. — URL: http://m.10-bal.ru/ doc/5064/index. html?page=6.
- Пособие по изучению программного обеспечения Smart Notebook [Электронный ресурс] / URL: http://downloads.smarttech.com/media/training center/translations/international_ learner_workbook/in1012_russian_intl_lwb_mar30_2009.pdf.