Личностные особенности руководителей коммерческих организаций с разным уровнем развития коммуникативных способностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (241) январь 2019 г.

Дата публикации: 20.01.2019

Статья просмотрена: 223 раза

Библиографическое описание:

Чирковская, Е. Г. Личностные особенности руководителей коммерческих организаций с разным уровнем развития коммуникативных способностей / Е. Г. Чирковская, О. А. Колган. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 344-346. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55800/ (дата обращения: 18.12.2024).



Развитие частного и среднего бизнеса в современных динамичных социально-экономических условиях служит одним из механизмов функционирования и регулирования экономики, поэтому проблематика психологии предпринимательства приобретает в таких условиях особую актуальность. Сложная по своему содержанию и динамичная по протеканию управленческая деятельность руководителей коммерческих организаций требует достижения высокого уровня профессионализма. Коэффициент успеха и эффективности в профессиональной деятельности зависит от сопутствующих планомерных действий, ориентированных на самореализацию потенциала и карьерных стратегий, формирование карьерной мотивации.

Эффективность деятельности и коммерческая успешность коммерческих организации напрямую связана с реализацией профессионального потенциала руководителя и уровнем развития его управленческих компетенций.

Профессиональное осуществление управленческой деятельности предполагает владение руководителем индивидуальным стилем управленческой деятельности, способным обеспечить оптимизированное и эффективное функционирование деятельности коммерческой организации. Отсутствие же у руководителя коммерческой организаций профессионально важных компетенций могут повлечь за собой не только снижение прибыли, но и поставить вопрос о самом существовании данной организации. И здесь важным параметром в построении оптимизированной модели организации профессиональной деятельности, а также в перспективном планировании роста прибыли коммерческих организаций выступает развитие коммуникативных способностей руководителя.

Именно поэтому изучение личностных особенностей руководителей коммерческих организаций с разным уровнем развития коммуникативных способностей является крайне актуальной исследовательской задачей.

Степень разработанности проблемы исследования.

Изучение представленной проблемы имеет достаточно длительную историю в разных отраслях психологической науки: психологии личности, социальной психологии, психологии труда, организационной психологии и психологии управления и отражено в классических работах как отечественных исследователей (Г. М. Андреева, А. А. Деркач, A. Л. Журавлев, И. А. Зимняя, P. Л. Кричевский, В. А. Лабунская, А. В. Соколов, Е. В. Сидоренко, О. В. Соловьёва, Л.Д Столяренко, В. А. Толочек и др.), так и зарубежных (А. Бандура, Э. Берн, А. Иствуд, К. Левин, А. Пиз, Ф. У. Тейлор, А. Файоль, З. Фрейд, К. И. Ховланд, П. Экман, и др.).

Исходя из актуальности темы исследования и ее недостаточной разработанности, мы определили объект, предмет, цели и задачи данной квалификационной работы.

Цель исследования — выявить личностные особенности руководителей коммерческих организаций с разным уровнем развития коммуникативных способностей.

Объект исследования — личностные особенности руководителей коммерческих организаций.

Предмет исследования — личностные особенности руководителей коммерческих организаций с разным уровнем развития коммуникативных способностей.

В качестве рабочей гипотезы выдвигается предположение о том, что существует взаимосвязь между личностными особенностями и коммуникативными способностями в управленческой деятельности руководителей коммерческих организаций.

Задачи исследования:

  1. Изучить личностные особенности руководителей коммерческих организаций;
  2. Проанализировать роль коммуникативных способностей в управленческой деятельности руководителей коммерческих организаций;
  3. Рассмотреть основные подходы к изучению коммуникативных способностей руководителей коммерческих организаций;
  4. Разработать и реализовать программу эмпирического исследования личностных особенностей руководителей коммерческих организаций с разным уровнем развития коммуникативных способностей;
  5. Проанализировать результаты эмпирического исследования;
  6. Разработать практические рекомендации по оптимизации эффективности профессиональной деятельности руководителей коммерческих организаций.

Методы исследования:

На теоретическом этапе исследования использовался теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования.

На эмпирическом этапе исследования: метод опроса и анкетирования.

На этапе обработки данных: статистические методы обработки: описательная статистика, корреляционный анализ.

Диагностический инструментарий:

  1. Тест Большая пятерка (Big five). Пятифакторный личностный опросник (Р. МакКрае, П. Коста). Методика диагностики личностных факторов темперамента и характера (5PFQ);
  2. Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-1).

Исследование реализовывалось на базе 40 коммерческих организаций г. Москвы и Московской области. Всего в исследовании приняло участие 40 руководителей коммерческих организаций, из них 22 мужчины и 18 женщин в возрасте от 24 до 53 лет (средний возраст 36,8 лет).

Пятифакторный опросник личности представляет собой текстовый набор 75-и противоположных по значению стимульных высказываний, характеризующих поведение человека в типичных жизненных ситуациях, в которых наиболее ярко проявляются его личностные черты. Стимульный материал разделен пятиступенчатой оценочной шкалой Лайкерта, которая позволяет измерять степень выраженности каждого признака. Всего в опроснике 150 фраз, оценки которых группируются в 25 биполярных первичных фактора, состоящих из 6 утверждений каждый, сгруппированных, в свою очередь, в 5 обобщенных факторов. Идеально сконструированный опросник, основанный на факторной модели, имеет независимые, ортогонально расположенные относительно друг друга факторы.

Корреляционный анализ пятифакторного опросника показывает, что близко к идеальной модели находятся связи между такими вторичными факторами как: Привязанность и Эмоциональность (r = 0.00), Экстраверсии и Контролирование (r = 0.09).

Обнаруженные статистически значимые корреляционные связи между факторами Эмоциональность и Игривость (r = 0.19, P < 0.05); Привязанность и Игривость (r = 0.28, P < 0.01); и между факторами Привязанность и Контролирование (r = 0.31, P < 0.01). Наибольший коэффициент корреляционной связи наблюдается между факторами Экстраверсия и Игривость (r = 0.51, P < 0.001). Эти два фактора, видимо, ещё недостаточно чётко дифференцированы.

Корреляционный анализ показывает, что фактор Экстраверсия пятифакторного опросника положительно коррелирует с факторами С (эмоциональная устойчивость), Е (доминантность), H (смелость), и отрицательно -. с фактором Q2 (зависимость) теста 16 PF Кэттелла. Привязанность положительно коррелирует с фактором H (смелость); Контролирование положительно коррелирует с фактором I (сензитивность) и Q3 (самоконтроль). Эмоциональность положительно коррелирует с факторами L (подозрительность), О (чувство вины), Q4 (фрустрированность), и отрицательно -. с факторами С (эмоциональная устойчивость) и Q3 (самоконтроль). Игривость положительно коррелирует с фактором F (беспечность).

Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-1). предназначена для выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности (умения четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремления к расширению сферы контактов, участию в общественных и групповых мероприятиях, умения влиять на людей, стремления проявлять инициативу и т. д.).

По результатам анализа эмпирического исследования гипотеза о существовании взаимосвязи между личностными особенностями и коммуникативными способностями в управленческой деятельности руководителей коммерческих организаций подтвердилась.

В конце работы представлены разработанные практические рекомендации по оптимизации эффективности профессиональной деятельности руководителей коммерческих организаций.

Литература:

  1. Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. В 5-ти кн. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн. 2. — М.: РАГС, 2000. — 536 с. 85.

2. Психология управления: учебник / под ред. В. И. Черненилова. М.: Академия управления МВД России. 2011. — 352 с.

3. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М., «Когито — Центр», 2002. С. 154.

  1. Синягин Ю. В. Психологические основы формирования руководителем управленческой команды: дис. д-ра психол. наук. -М., 1997. -464 с.
  2. Трусь А. А. Психология управления: Учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по управленческим и психологическим специальностям. — Минск: Вышэйшая школа, 2014. — 317 с.
  3. Чирковская Е. Г., Снесарева Е. В., Инкина Н. В. Психологические особенности руководителей разного типа инновационной готовности // Акмеология: Специальный выпуск. 2014. № 3–4. С. 191–194.
  4. Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. — 23 с.
Основные термины (генерируются автоматически): личностная особенность руководителей, уровень развития, управленческая деятельность руководителей, корреляционный анализ, коммерческая организация, методика оценки, профессиональная деятельность, профессиональная деятельность руководителей, управленческая деятельность, эмоциональная устойчивость.


Похожие статьи

Результаты эмпирического исследования личностных особенностей руководителей коммерческих организаций с разным уровнем развития коммуникативных способностей

Особенности межличностного общения у людей с разным уровнем рефлексии и субъективного контроля

Личностные особенности студентов с разной академической успеваемостью

Особенности развития эмпатических способностей у студентов разных специальностей педагогического вуза

Формирование профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа посредством развития субъективных качеств личности

Специфика принятия иностранными студентами этнокультурных ценностей в зависимости от различных моделей социокультурной адаптации

Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности и стиля поведения подростков в конфликтной ситуации

Формирование коммуникативных компетенций личности на уроках литературы на основе системно-деятельностного подхода

Некоторые социально-психологические механизмы формирования интеллектуально-корпоративной компетентности управления предприятием

Особенности формирования коммуникативных навыков у неговорящих дошкольников с расстройствами аутистического спектра

Похожие статьи

Результаты эмпирического исследования личностных особенностей руководителей коммерческих организаций с разным уровнем развития коммуникативных способностей

Особенности межличностного общения у людей с разным уровнем рефлексии и субъективного контроля

Личностные особенности студентов с разной академической успеваемостью

Особенности развития эмпатических способностей у студентов разных специальностей педагогического вуза

Формирование профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа посредством развития субъективных качеств личности

Специфика принятия иностранными студентами этнокультурных ценностей в зависимости от различных моделей социокультурной адаптации

Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности и стиля поведения подростков в конфликтной ситуации

Формирование коммуникативных компетенций личности на уроках литературы на основе системно-деятельностного подхода

Некоторые социально-психологические механизмы формирования интеллектуально-корпоративной компетентности управления предприятием

Особенности формирования коммуникативных навыков у неговорящих дошкольников с расстройствами аутистического спектра

Задать вопрос