В статье рассматривается сущность и содержание психологического обеспечения планирования карьеры.
Ключевые слова: карьера, профессиональное развитие, планирование карьеры, психологическое обеспечение.
Планирование карьеры в настоящее время становится все более и более популярной исследовательской проблемой среди представителей различных отраслей науки: психологии, социологии, педагогики, менеджмента. Объяснить это можно значительными социальными и экономическим изменениями в современном обществе, где ценность квалифицированных кадров, мотивированных на собственное профессиональное развитие, становится чрезвычайно важна [1].
Вследствие этого в последнее время наблюдается возобновление исследовательского интереса к вопросам планирования карьеры и профессиональной ориентации.
Направления исследований карьеры достаточно разнообразны: изучение мотивации личных и профессиональных достижений, специфики индивидуальных характеристик людей, достигающих высокого карьерного уровня, создание оптимальных условий для дальнейшего профессионального роста и т. д., однако существует противоречие между необходимостью комплексного подхода к вопросу планирования карьеры и недостаточной изученностью, а также разработанностью аспектов психологического сопровождения данной проблемы.
Исследование психологического обеспечения карьерного развития становится актуальной теоретической и практической задачей, решение которой способно открыть новый взгляд на проблему карьерного развития и профессиональной ориентации.
Можно выделить несколько основных подходов к этой проблеме. Принципы построения и управления карьерой рассматривались зарубежными (Д. Сьюпер, Э. Шейн и др.) и отечественными (А. В. Гришин, Г. И. Демин) политологами, социологами (А. И. Турчинов, Дж. М. Иванцевич, А. А. Лобанов), специалистами в области управления и менеджмента (В. И. Курбатов, А. Н. Вайсман, И. М. Слепенков), психологами и акмеологами (К. А. Абульханова-Славская, А. А. Деркач, Е. А. Климов, А. К. Маркова, И. П. Лотова, Е. А. Могилевкин, О. В. Москаленко, Н. С. Пряжников, Ю. В. Синягин и др.) [2].
Говоря об успешном построении профессиональной карьеры, нельзя исключать из рассмотрения традиции отечественной психологии труда в области профессиональной ориентации (В. А. Бодров, Е. А. Климов, А. Б. Леонова, О. Г. Носкова, Н. С. Пряжников) и результаты исследования личности специалиста, влияния социально-психологического климата и организационной среды и разработку психологических и акмеологических технологий управления профессиональной деятельностью, что также отражено в акмеологическом подходе (В. С. Агапов, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. М. Князев, Е. В. Селезнева, К. Г. Тюрин и др.) [2, 3, 4, 5].
Целью нашего исследования является изучение психологического обеспечения карьерного планирования.
Объект исследования — карьерное планирование.
Предмет исследования — содержание психологического сопровождения карьерного планирования.
Исходя из задач нашей работы, мы проанализировали карьеру как предмет междисциплинарных исследований и понятие профессиональной карьеры в психологии. Наиболее распространенным является понимание карьеры как субъективно осознанного профессионального и трудового пути человека, способа достижения целей и результатов в основной форме личностного самовыражения; поступательного продвижения по служебной лестнице, изменения навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника.
Показано, что различные типологии не исчерпывают всех форм проявления карьерного планирования, так как данный процесс носит индивидуальный и переменчивый характер. Возможны комбинации различных видов карьерного планирования в индивидуальной стратегии профессионального и личностного роста конкретного сотрудника [2, 3, 4].
В основе профессиональной карьеры лежит процесс профессиональной деятельности, направленный на самореализацию. По нашему мнению, профессиональная карьера — это личностно-профессиональное развитие индивида, основанное на процессах самореализации и профессионального роста, представленное как движение личности к достижению профессионализма [3].
Процесс планирования профессиональной карьеры занимает важное место в профессиональном становлении личности. Каждый человек должен решить для себя, как и в каком направлении он хочет развиваться — будет ли это карьерный рост в рамках одной компании, или же набор опыта в нескольких компаниях смежных или различных отраслей, требуется ли ему дополнительное образование и повышение квалификации для достижения поставленных целей [3, 5].
Литература:
1. Абдуллина А. Д., Рабцевич А. А. Управление карьерой работника в современных организациях // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/03/10418.
2. Акмеология: учебник/Под общ. ред. А. А. Деркача. М.: РАГС, 2002. — 650 с.
3. Гусев А. Н., Пряжников Н. С., Тюрин К. Г. Экспертная система профориентации школьников «Выбирай и поступай» // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2016. № 4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ekspertnaya-sistema-proforientatsii-shkolnikov-vybiray-i-postupay.
4. Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1–5. Кн. 1: Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М.: РАГС, 2000. — 391 с.
5. Москаленко О. В. Акмеология карьеры профессионала М.: РАГС, 2010. -180с.