В данной статье рассмотрены теоретические аспекты малого предпринимательства, проанализированы основные тенденции в развитии малого бизнеса в России и выделены основные проблемы его развития на современном этапе.
Ключевые слова: малое предпринимательство, тенденции развития малого бизнеса.
Малое предпринимательство — один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта [2, c.34].
В России отнесение компании к подобной категории регулируется законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» № 209 ФЗ (далее по тексту — закон № 209-ФЗ). Согласно статье 4 малыми могут быть только зарегистрированные в установленном порядке: хозяйственные общества (например, ООО) и партнерства, кооперативы, фермерские хозяйства, индивидуальные предприниматели [1].
Согласно законодательству Российской Федерации, к малому предпринимательству должны соответствовать следующим требованиям. Требования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии отнесения предприятия кобъектам малого бизнеса
Критерий |
Тип предприятия |
Значение |
Предельное значение среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год |
Микро |
15 человек |
Малое |
16–100 человек |
|
Среднее |
101–250 человек |
|
Доходы за год по правилам налогового учета не превысят: |
Микро |
120 млн. руб. |
Малое |
800 млн. руб. |
|
Среднее |
2000 млн. руб. |
Основные тенденции развития малого бизнеса в 2015–2017гг.
Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в качестве предприятий малого бизнеса, представлено в таблице 2.
По состоянию на 1 августа 2017 года в России зарегистрировано 5 503 413 малых предприятий. Из них 2 335 579 микропредприятий предприятий и 238 796 малых предприятий являются юридическими лицами. 2 900 085 микропредприятий и 28 953 малых предприятий принадлежат индивидуальным предпринимателям.
Таблица 2
Количество юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей в 2017г. по регионам
Экономический район |
Из них |
|||
Юридических лиц |
Индивидуальных предпринимателей |
|||
Микро- пред-я |
Малые пред-я |
Микро- пред-я |
Малые пред-я |
|
РФ |
2 335 579 |
238 796 |
2 900 085 |
28 953 |
Центральный ФО |
803 309 |
87 431 |
731 213 |
6 511 |
Северо-западный ФО |
323 180 |
31 875 |
269 894 |
2,536 |
Южный ФО |
155,424 |
15,926 |
393,304 |
3,341 |
Северо-Кавказский ФО |
39,478 |
4,116 |
143,808 |
856 |
Приволжский ФО |
410,518 |
44,171 |
551,158 |
6,781 |
Уральский ФО |
212,380 |
19,493 |
245,914 |
2,847 |
Сибирский ФО |
272,275 |
25,246 |
350,085 |
4,018 |
Дальневосточный ФО |
94,742 |
8,875 |
139,652 |
1,787 |
Крымский ФО |
24,273 |
1,663 |
75,057 |
276 |
Наибольшее количество малых предприятий зарегистрировано в Центральном (1 628 464), и Приволжском (1 012 628) федеральных округам. Наименьшее количество малых предприятий расположено в Северо-Кавказском (188 258) и Крымском (101 269) Федеральных округах [4, c.22].
Далее рассмотрим количество субъектов малого предпринимательства по видам экономической деятельности в 2017 году. Количество субъектов малого предпринимательства по видам экономической деятельности представлено на рисунке 1.
Рис. 1. Число малых предприятий по видам экономической деятельности в 2017 году [1, c. 22]
Согласно данным Росстат наибольшую часть малых предприятий в России составляют малые предприятия, осуществляющие свою деятельность в сфере оптовой и розничной торговли или специализирующихся на ремонте транспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и приборов личного использования (38 %).20 % составляют малые предприятия, сферой деятельности которых, являются операции с недвижимым имуществом. Затем следуют строительство (12 %), обрабатывающие производства (9 %). Наименьшее число предприятий занимается добычей полезных ископаемых, их доля составляет 1 % в общем объеме малых предприятий.
Основные проблемы развития малого бизнеса вРоссии
В настоящий момент согласно проведенным исследованиям выделяют 4 основные проблемы развития предпринимательства в Российской Федерации.
– Ограниченный доступ к финансированию;
– Неудовлетворительный бизнес-климат;
– Проблемы с кадровыми ресурсами;
– Проблемы с рынками сбыта.
Рассмотрим влияние данных проблем более подробно [5].
Основной из проблем, названной большинством предпринимателей является ограниченный доступ к финансированию. Проблема объясняется высокими ставками по кредитам, сложностью получения займов на долгий срок, невозможностью взять кредит с отсрочкой на развитие.
Второй из основных проблем является неудовлетворительный бизнес-климат. Данная проблема обусловлена в первую очередь чрезмерным уровнем бюрократии, низкой заинтересованностью местного самоуправления, частых проверках контролирующих органов. В связи с постоянными изменениями в законодательстве субъектам малого бизнеса приходится тратить большие временные затраты на приспособление своего бизнеса в соответствие изменившемуся законодательству, а не на развитие самого предприятия.
На третьем месте предприниматели выделили низкий уровень подготовки молодых кадров.
Литература:
- Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»: ФЗ от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016);
- Базаров, Т. Ю. Предпринимательство и бизнес: учебник/ Т. Ю. Базаров. — М.: Юрайт, 2012. — 189с.
- Фомина В. П.:Малое и среднее предпринимательство в России: учебное пособие./ В. П. Фомина — М.: Издательство МГОУ, 2014. — 18 с.
- Официальный сайт РосБизнесКонсалтинг. Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/25/09/2015/560574bf9a7947d1198f6d29. Дата обращения: 16.01.2019