В данной статье представлены теоретические аспекты гендерной идентичности как психологического феномена. Рассмотрены понятия «идентичность», «гендер» и «гендерная идентичность», структурные составляющие гендерной идентичности.
Ключевые слова: гендерная идентичность, личностный компонент, социальная группа, соотнесение личности, гендер, общество, пол.
Научные работы по исследованию идентичности на данный момент можно отнести к наиболее стремительно развивающейся области социальной психологии.
Идентичность представляет собой психический компонент самосознания, формирующийся в мире человека. С процессуальной точки зрения, идентичность представляет собой самоопределение личности в соотнесении себя с определенной социальной группой. С результативной точки зрения, идентичность представляет собой часть «Я-концепции» личности, которая формируется из принадлежности к социальной группе.
По мнению Бендас Т. В., гердер — это «социальный пол, который определяет поведение личности в социуме, а также то, как воспринимается это поведение» [1]. Данное поведение является полоролевым, определяющим отношения с обществом: друзьями, коллегами, родителями, случайными прохожими и т. д.
Ученые определяют понятие «гендер» следующим образом:
– Гендер не является естественно заданным, а имеет источник в культуре и отражает социальные представления, касающиеся различий полов, их назначения и роли в социуме.
– Гендер — совокупность символов, норм и законов, выработанных обществом в процессе развития, которые регулирующит жизнь социума.
– Гендер указывает на социальный статус и социально-психологические особенности личности, предписываемые социумом мужчинам и женщинам, на основании их половых различий.
– Гендер включает систему социальных институтов, воплощающих в жизнь гендерные нормы и предписания.
– Гендер — это одновременно и продукт (сформированное гендерное самосознание конкретной личности), и процесс (практика ежедневной жизни, действия, ощущения, чувства и мысли, связанные с восприятием личности себя как представителя своего пола).
– Гендер не однороден, изменчив и культурно зависим от социально-экономического и исторического контекстов, от специфики гендерных отношений в разных этнических группах и социальных классах.
– Гендер является типом идеологических взаимоотношений традиционного (патриархального) общества, где за основу берутся взаимоотношения власти. Смысл таких взаимоотношений — гендерное неравенство и господство одной группы (мужчины) над другой (женщины).
Термин «гендерная идентичность» ввел Дж. Мани для характеристики внутреннего состояния человека с позиции ощущения себя представителем определенного пола, и, кроме того, для подтверждения значения социальнокультурных факторов в формировании психологического пола. [3]
Мы предлагаем такое определение гендерной идентичности: аспект самосознания личности, который описывает принятие ею себя как представителя конкретного пола. Кроме того, мы полагаем, что гендер включает в себя, помимо ролевого аспекта, также и целостный образ человека.
Гендерная идентичность является фундаментальной составляющей социальной идентичности, характеризующей личность с позиции ее принадлежности к мужской или женской группе. Кроме того, по мнению Бэм С., гендерная идентичность «имеет личностный компонент, зависящий от социокультурной ситуации развития человека, а также может изменять свои направленность и содержание» [2].
Гендерная идентичность является многоуровневой системой соотнесения индивида с телесными, психофизиологическими, психологическими и социо-культурными значениями маскулинности и фемининности как независимых пере-менных.
Гендерную идентичность как обособленный тип личностной идентичности можно отнести к наиболее стабильным идентификациям личности. На основании гендерной идентичностии человек формирует личный субъективный образ.
В структуре гендерной идентичности выделяют уровни:
1) базовая идентичность — соотнесение личности с альтернативными представлениями о маскулинности / фемининности;
2) ролевая идентичность — соотнесение поведения и переживаний личности с существующими в данной культуре полоролевыми стереотипами;
3) персональная идентичность, интегрирующая описанные уровни и характеризующая соотнесение личности с маскулинностью и фемининностью в контексте индивидуального опыта межличностного общения.
Компонентами гендерной идентичности являются:
- Эмоциональный — расширение области переживаний и пополнение внутреннего опыта;
- Когнитивный — познание личностью окружающего мира;
- Поведенческий — обеспечение взаимной связи индивидов в социальной группе, создает аффективную общность как особое вживание, вчувствование в другого.
В соответствии с присущими человеку качествами выделяют три типа гендерной идентичности: маскулинный (присущий мужскому типу поведения); феминный (женские стратегии поведения); андрогинный (соответствуют и мужские, и женские характеристики поведения).
Таким образом, гендерная идентичность представляет собой полифункциональное, интегративное и многомерное образование личности, которое включает в себя эмоционально-оценочный, когнитивный, поведенческий и личностный компоненты, представленные во взаимном дополнении и сопряженности между собой.
В гендерной идентичности как психологическом феномене довольно четко акцентированы соматические характеристики, составляющие основу развития идентичности личности как представителя конкретного пола. Здесь важную роль играют особенности психологических и поведенческих проявлений человека как индикаторов мужского и женского начал. Данные особенности наполняют смыслом аспекты самосознания человека, которые связаны с половой индентификацией.
В гендерной идентичности на первом месте находятся социокультурные критерии мужского и женского начал, опираясь на которые, личность соотносит себя с определенной гендерной группой, тем самым формируя свою идентичность в качестве представителя мужского или женского пола.
Литература:
- Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 431 с.
- Бэм С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов ерер / С. Бэм. — М.: Русская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — 336 с.
- Введение в гендерные исследования: учеб. пособие для студентов ву-зов / И. В. Костикова; под общ. ред. И. В. Костиковой. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 255 с.