Психологические аспекты развития эмоциональной сферы подростков из семей, находящихся в социально опасном положении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (241) январь 2019 г.

Дата публикации: 22.01.2019

Статья просмотрена: 516 раз

Библиографическое описание:

Левина, М. С. Психологические аспекты развития эмоциональной сферы подростков из семей, находящихся в социально опасном положении / М. С. Левина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 331-333. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55828/ (дата обращения: 18.12.2024).



Существуют семьи, в которых родители или законные представители несовершеннолетних детей не исполняют должным образом свои обязанности по воспитанию, обучению, содержанию своих детей, или же отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

Актуальность обусловлена тем, что стабильность семейной среды, является очень важным фактором эмоциональной уравновешенности и психического здоровья и состояния подростка, а следовательно для эмоционального состояния ребёнка, для формирования его как личности, очень важны межличностные отношения подростков с взрослыми.

В трудную ситуацию может попасть практически любая семья. В современном мире существует множество социальных проблем, с которыми может столкнуться семья. Например: трудные материальные условия — никто не застрахован от финансовых трудностей, отсутствия рабочих мест; проблем с трудоустройством или выплатой заработной платы на производстве; конфликт между супругами, развод, потеря кормильца, алкоголизм одного или обоих родителей и многое другое.

Ближе всех, к этой ступени, конечно, находятся семьи группы риска. Это такие семьи, члены которых уязвимы, вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера. К этим семьям относятся семьи, которые имеют статус — малообеспеченные, многодетные, неполные; матери-одиночки; семьи, которые имеют детей инвалидов; семьи, в которых родители страдают психическими расстройствами, умственной отсталостью или проблемы с алкоголем, а также семьи, имеющие детей по опекой или попечительством.

Нарушение в эмоциональных контактах подростка с взрослыми приводит к возникновению у подростка внутреннего дискомфорта, вызывает чувство неполноценности, возможно чувство одиночества, создают угрозу стабильности и комфорта его отношений к себе и к миру, что в итоге может привести к значительным нарушениям в развитии ребёнка.

В исследованиях А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, Л. С. Славиной и т. д. показано, что в основе неуспеваемости, плохого поведения, проблем во взаимоотношении со сверстниками и старшими, лежит недостаточный уровень в развитии эмоциональной сферы детей.

Выготский Л. С., в своей книге «Педагогическая психология» подчёркивал: «Эмоциональная сторона личности имеет не менее важное значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитания в такой же мере, как ум и воля». То, каким образом будут усваиваться знания и умения, полученные в процессе воспитания, и как они будут использованы в дальнейшем ради достижения цели, важнейшим образом зависит от эмоционального отношения подростка к окружающим его людям и к окружающему его миру в целом. [4. С.141]

Это действительно так. Если в семье нет психологического комфорта, если эмоциональное состояние ребёнка нарушено, то в жизни ребёнка ухудшаются и все остальные показатели.

Предположим, что в семье происходит насилие. Насилие может быть сексуальное, физическое и психоэмоциональное. Во время физического и сексуального насилия эмоциональное состояние ребёнка находится в очень тяжелом состоянии, но мы опишем конкретно эмоциональное насилие в семье. Эмоциональное насилие, это насилие постоянное или кратковременное, с периодичностью, психологическое давление в виде оскорблений, угроз, завышенных требований, суровых наказаний и многие другие действия со стороны взрослых по отношению к детям.

Некоторые исследователи, глубоко изучив данную проблему, сделали вывод, что психоэмоциональное насилие в семье наносит такой же сильнейший ущерб и вред на детей и подростков, как и сексуальное и физическое насилие.

Наверно каждый родитель хочет своему ребёнку только лучшее, хочет видеть его самым лучшим и успешных, среди сверстников (и не только). Но не всегда дети соответствуют требованиям своих родителей. Очень часто, родители, посредством своих детей хотят реализовать свои невоплощённые в жизнь мечты. Но часто они не задумываются что мечты у детей свои собственные, которых могут отличаться от родительских, а также совсем им не нравиться.

Также родителям кажется, что если чей-то ребёнок лучше, успешнее, красивее, умнее и т. п., то это значит что их ребёнок плохой, что с ним что то не так, что он «не такой». Но многие родители не задумываются, что уровень развития, жизненные условия, особенности личности и т. п. у каждого ребёнка разный; и то, что может сделать один ребёнок, совершенно не соответствует другому.

Родители как бы из лучших побуждений делают это, но они не подозревают как мучается и страдает их ребёнок и какую травму они наносят своим детям.

Психотравмирующее влияние насилия над ребёнком в семье приводит к торможению интеллектуального развития и адекватного восприятия окружающей среды. Ребёнок может вырасти легко ранимым или наоборот, чрезвычайно агрессивным. Но в любом случае, способность к самоуважению и уверенности в себе занижена.

Во многих исследованиях эмоции и воля рассматриваются как самостоятельные сферы личности, а их объединение объясняется необходимостью изучение проблем регуляции поведения личности в различных ситуациях. Эмоции позволяют личности отражать окружающую действительности в непосредственном переживании. Переживание позволяет наделять объекты и события особой значимостью и определить собственное отношение к ним. [1]

Противоречивый характер подростка, является одной из основных характеристик развития эмоциональной сферы в подростковом возрасте. Ю. Б. Гиппенрейтер [2] впервые описала амбивалентность и парадоксальность характера подростка. Во время изучения подростковой стадии развития личности подростка, выделив ряд основных противоречий, которые присутствуют в подростковом возрасте. Такие противоречия, как чрезмерная активность, которая может привести к изнурению, безумная веселость, которая может привести к изнурению, эгоизм, чередуется с альтруизмом, высокие нравственные стремления, которые сменяются низким побуждением к действию, уверенность в себе, переходящая в трусость и застенчивость, необходимость в общении сменяется замкнутостью и т. п.

Недостаточная развитость эмоциональной сферы приводит к тому, что эмоциональное отношение подростков к миру во многом определяется текущей ситуацией и предпочтением подростков. Что приводит к неустойчивости эмоциональной регуляции, когда подростки не способны сосредоточиться на решении поставленных задач. [3]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоциональная сфера подростков зависит в первую очередь от психологического комфорта в семье, от межличностного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, от жизненных условий подростка, а также от его отношения к самому себе и к миру в целом.

Литература:

  1. .Г. М.. соотношении понятия общей психологии // методологические проблемы . ., 1977.- 268с.
  2. Н. в появлении детей // психотерапия. — .: «Питер», 2008. — 244с.
  3. .Г. взаимодействия ребенка // Мир . -2007. -№ 1. — 182с.
  4. Выготский Л. С. Педагогическая психология — М.: Педагогика, 1991.- С.138–144.
Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, родитель, подростковый возраст, проблема, психологический комфорт, эмоциональная сфера, эмоциональное насилие.


Похожие статьи

Формирование адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации

Исследование уровня самооценки у детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации

Использование технологий социальной работы с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации

Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в условиях отдельной образовательной организации

Факторы толерантного сознания у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи

Формирование жизненной компетентности у детей с интеллектуальными нарушениями через занятия социально-бытовой ориентации

Преодоление психологических барьеров у подростков в общении со сверстниками

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами поведенческой терапии

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного учреждения

Задачи социального развития детей с нарушением интеллекта, воспитывающихся в условиях инклюзии

Похожие статьи

Формирование адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации

Исследование уровня самооценки у детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации

Использование технологий социальной работы с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации

Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в условиях отдельной образовательной организации

Факторы толерантного сознания у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи

Формирование жизненной компетентности у детей с интеллектуальными нарушениями через занятия социально-бытовой ориентации

Преодоление психологических барьеров у подростков в общении со сверстниками

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами поведенческой терапии

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного учреждения

Задачи социального развития детей с нарушением интеллекта, воспитывающихся в условиях инклюзии

Задать вопрос