В статье описывается экспериментальное изучение модульной технологии обучения как способа повышения творческой активности младших школьников. Дается теоретическое обоснование эффективности использования модульной технологии в образовательном процессе школы. Научная новизна исследования заключается в установлении специфики использования модульной технологии в средней общеобразовательной школе как способа повышения творческой активности школьников. Раскрыта роль модульной технологии в системе традиционных школьных педагогических технологий.
Ключевые слова: модульная технология, младшие школьники, образовательный процесс.
Актуальность исследования. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта и национального проекта «Образование» в России требует разработки новой образовательной парадигмы, которая будет ориентирована на становление и развитие творческой личности, способной быстро адаптироваться в изменяющихся условиях жизни. Данный факт определяет необходимость поиска наиболее эффективных средств решения озвученной задачи. И в соответствии с ФГОС на первый план в процессе обучения выходит учет индивидуальных особенностей личности, создание индивидуальной траектории развития, обучения и повышения активности обучающихся.
По мнению многих ученых-исследователей в области педагогики (Л. А. Баянова, С. Н. Гаврилов, Н. С. Махина, А. С. Фетисов и др.) одной из эффективных технологий обучения является модульная технология. Она широко применяется в образовательном процессе вузов, а в школьной практике удельный вес использования модульной технологии мал.
Модульную технологию обучения предложил американский ученый Дж. Рассел. Он же и является основоположником модульного обучения, определяя модуль как «обучающий пакет, содержащий концептуальную единицу дидактического контента и набор действий обучаемого». Ученый при этом обращал внимание на психологические особенности обучающихся, т. к. для модульной технологии для овладения объемом новых знаний образовательные действия выполняются в индивидуальном темпе. Смысл модульного обучения состоит в том, что в качестве объекта получения новых знаний должна быть выбрана структура, сохраняющая свойства единого целого [5].
Ученый G. Owens характеризовал модуль как «замкнутый определенным образом комплекс обучения». В этот комплекс входил учитель, обучаемый и дидактический материал. Обязательное условие при модульном обучении — индивидуальный подход.
Л. А. Баянова указывает «…модульное обучение обеспечивает индивидуализацию процесса обучения, активизацию познавательной деятельности…» [3].
И. М. Агибова и И. А. Клочко указывают на перспективность модульного обучения, которое «характеризуется алгоритмизацией учебной деятельности, структурированием предметного содержания, индивидуальностью, гибкостью, самостоятельностью и является личностно ориентированной технологией» [1].
Е. В. Батина в научном исследовании разработала и обосновала теоретическую концепцию самостоятельной учебной деятельности учащихся в процессе изучения физики на основе технологии модульного обучения [2].
Проблема исследования. Несмотря на перспективность использования модульного обучения в целях повышения творческой активности школьников, анализ образовательных программ средних общеобразовательных организаций показывает сложности его внедрения на практике. Эти проблемы, скорее всего, связаны с недостаточной разработкой учебной и методической базы, которая может обеспечить модульное образование.
Цель исследования — экспериментальное изучение модульной технологии обучения как способа повышения творческой активности школьников.
Задачи исследования:
- Разработать и реализовать способы повышения творческой активности младших школьников с использованием модульной технологии.
- Обосновать и экспериментально проверить эффективность использования модульной технологии как способа повышения творческой активности младших школьников.
Методы исследования: изучение литературы и научных подходов по проблеме исследования; метод включенного и научного наблюдения; анкетирование; метод сравнительного системного анализа; интерпретационный метод.
Научная новизна исследования заключается в установлении специфики использования модульной технологии в средней общеобразовательной школекак способа повышения творческой активности младших школьников. Раскрыта роль модульной технологии в системе традиционных школьных педагогических технологий.
Описание результатов исследования. В научной литературе и исследованиях педагогов-новаторов проблема изучения использования модульной технологии в обучении нашла свое отражение в исследованиях И. М. Агибовой, И. А. Клочко, Е. В. Батиной, Л. А. Баяновой, С. Н. Гаврилова, П. И. Третьякова, И. Б. Сенновского, П. А. Юцявичене и др.
Сущность модульной технологии обучения заключается в последовательном усвоении младшими школьниками законченных блоков информации, т. е. модулей. Разделенная на отдельные взаимосвязанные модули учебная информация призвана активизировать активность обучающихся начальной школы в поисках ответов, решения образовательных задач, оптимизировать процесс усвоения обучающимися новых знаний, исключить из учебного материала ненужные блоки информации.
Модульное обучение, по мнению И. М. Агибовой, И. А. Клочко, способствует развитию когнитивных процессов, дивергентного, конвергентного мышления, развивает творческое и критическое мышление [1].
Творческое, дивергентное, конвергентное и критическое мышление тесно связано с понятием «творчество», которое также связано с понятием «активность».
Активность школьника, по мнению Г. И. Щукиной выражается в творческой деятельности и развивается, проходя различные уровни: творческая активность; репродуктивно-подражательная активность; поисково-исполнительская активность.
Творческая активность младших школьников при модульном обучении предполагает самостоятельный поиск решения при изучении темы модуля, теоретическое приобретение знаний, развитие самостоятельности, умение находить наиболее рациональный путь решения нестандартных, проблемных задач, проблемных ситуаций и проблемных вопросов.
Реализация эмпирической части исследования включала констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Констатирующий эксперимент включал в себя определение творческой активности школьников на традиционных уроках. Использовался метод наблюдения. Включенное наблюдение предполагало присутствие на уроке. Научное наблюдение сопровождалось фиксацией уровня творческой активности школьников на уроке.
Формирующий эксперимент предполагал реализацию модульной технологии с целью повышения творческой активности младших школьников.
Контрольный эксперимент проводился с целью выявления разницы между экспериментальными и контрольными группами исследуемых школьников.
Основными формами образовательной деятельности являлась классная и самостоятельная.
При проведении контрольного эксперимента изучались и анализировались результаты данных констатирующего и формирующего экспериментов.
В эксперименте приняли участие младшие школьники МКОУ Воронцовская СОШ, Воронежской области. Учебно-методический комплекс разрабатывался по предмету «Окружающий мир».
В результате проведения эксперимента, были выявлены следующие особенности.
Включенное и научное наблюдение на этапе констатирующего эксперимента показало отсутствие значимых отличий в творческой активности младших школьников. Также было определено, что структура творческой активности младших школьников на уроках «Окружающий мир» включает следующие основополагающие компоненты: ценностно-потребностный; содержательно-смысловой и созидательно-творческий.
Ценностно-потребностный компонент обозначен потребностью к общению с одноклассниками во время обучения, стремлением к творческой деятельности (многие ученики увлечены краеведением).
Содержательно-смысловой компонент характеризуется интеграцией разных видов деятельности (познавательной, творческой, коммуникативной).
Созидательно-творческий компонент включает в себя поиск путей реализации своих внутренних потенциалов, проявление инициативы, мобилизацию воли на достижение цели.
После внедрения в образовательный процесс модульной технологии, получены высокие показатели активности при изучении модульных программ. Наибольший интерес вызвало методическое сопровождение учебного материала, видеоматериалы и творческие задания. Степень усвоения можно было определить самопроверкой сразу же, либо после того, как тема полностью изучена. После этого выполнялось творческое задание.
Было замечено, что в начале эксперимента младшие школьники не проявляли особой активности и творчества, но спустя три месяца практически все испытуемые применяли систему суждений для анализа событий с формулированием обоснованных выводов, выносили обоснованные оценки фактам, интерпретировали задачи, корректно применяли полученные результаты к ситуациям и проблемам.
Проведенное анкетирование показало, что при модульном обучении занятия более интересные и насыщенные. Есть возможность проявить творческую активность. Интегрирующая дидактическая цель отражает общую цель. Модульная технология дает возможность самовыражения и самореализации, что естественно, повышает творческую активность.
Выводы. Результаты эмпирического исследования подтвердили гипотезу о том, что использование модульной технологии обучения в образовательном процессе школы будет способствовать повышению творческой активности младших школьников.
Заключение. Полученные результаты исследования показывают, что гибкая организация процесса повышения творческой активности школьников в виде учебных модулей более адекватно отвечает требованиям организации школьного обучения, в которые входит возможность выбора, реализация школьниками индивидуальной образовательной программы, что способствует реализации федерального государственного образовательного стандарта.
Литература:
- Агибова И. М., Клочко И. А. Модульная технология обучения как основа формирования информационной компетентности студентов учреждений среднего профессионального образования [Текст]/ И. М. Агибова, И. А. Клочко.// Российский научный журнал. — 2013. — № 6(37). — С.84–89.
- Батина Е. В. Формирование умений самостоятельной учебной деятельности учащихся основной школы при обучении физике на основе технологии модульного обучения: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.02 [Текст]/ Батина Елена Васильевна. — Киров, 2010. — 216 с.
- Баянова Л. А. Технология модульного обучения в школе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 107–109. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/956/ (дата обращения: 17.01.2019).
- Клочко И. А. Эффективность внедрения модульной технологии формирования информационной компетентности выпускников организаций среднего профессионального образования [Текст]// Инновационные технологии в науке нового времени: сборник статей Международной научно-практической конференции (8 августа 2016 г., г. Новосибирск). — Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. — С. 195–198.
- Russell J. D. Modular Instruction // A Guide to Design, Selection, Utilization and Evolution of Modular Materials. — Minneapolis, Minnesota: Burgess Publishing Company, 1974. — 164p.