Для наиболее эффективного и рационального использования земельного фонда Российской федерации, с целью поддержания такого качества земли, которое позволило бы взять ее за основу жизни настоящего и будущих поколений, существует государственный земельный надзор. Этот надзорный орган создан для того чтобы обеспечивать охрану и безопасность в использовании ресурсов земли. Осуществляется государственный земельный надзор в форме проверок. Они бывают двух видов: запланированные и утвержденные проверки, а также незапланированные с соблюдением всех норм законодательства [2].
Плановые проверки проводятся в каждом субъекте Российской Федерации. Создаются специальные ежегодные планы проверок, которые согласуются с органами прокуратуры.
Внеплановые (незапланированные) проверки проводятся с соблюдением прав организаций и граждан. Они проводятся, для того чтобы проверить ранее выявленные нарушения или если от органов власти или местного самоуправления, организаций или граждан предоставлены доказательства нарушений в части земельного законодательства [1].
Государственный земельный надзор в Российской Федерации в 2015 году осуществляли 3452 инспектора по использованию и охране земель [3]. Всего данными инспекторами за 2015 год выявлено 273 589 проверок соблюдения земельного законодательства. Наибольшее количество проверок соблюдения земельного законодательства проведено в Республике Башкортостан, Татарстан, Ростовской области, Свердловской области, Краснодарском крае, Челябинской области и Алтайском крае.
Рис. 1 Распределение нарушений земельного законодательства по категориям
В результате проведения проверок соблюдения земельного законодательства в 2015 году на территории Российской Федерации выявлено 147 764 нарушения. Распределение нарушений по категориям земель представлено на рисунке 1.
Из выявленных Росреестром в 2015 году нарушений 14 503 нарушения совершено юридическими лицами, 124 316 нарушений совершено гражданами и 8945 нарушений должностными лицами, все данные отражены на рисунке 2.
Рис. 2. Распределение нарушений земельного законодательства
Распределение нарушений, установленных инспекторами за 2015 год, земельного законодательства по видам:
‒ самовольное занятие земельных участков, использование их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов и документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;
‒ невыполнение предписаний государственного земельного инспектора по вопросам устранения нарушений земельного законодательства;
‒ непринятие по постановлению органа, рассмотревшего дело, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;
‒ непредоставление в государственный орган сведений, необходимых для осуществления его законной деятельности;
‒ неуплата административного штрафа в срок;
‒ неповиновение требованию госземинспектора или воспрепятствование осуществлению им служебных обязанностей;
‒ неиспользование земельного участка;
‒ использование земельного участка не по целевому назначению;
‒ невыполнение обязанностей по проведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
‒ сокрытие, искажение или несвоевременное представление сведений о состоянии земель;
‒ самовольная переуступка права пользования землей;
‒ уничтожение межевых знаков;
‒ иные правонарушения.
Распределение этих видов нарушений в процентном отношении показано на рисунке 3.
В 2015 году в результате проведения государственного земельного надзора на нарушителей было наложено штрафов в размере 969 372,62 тыс. рублей. Из них, на юридических лиц было наложено штрафов в размере 531 587,75 тыс. рублей, на граждан 269 368,7 тыс. рублей, а на должностные лица порядка 168 416,17 тыс. рублей. Процентное соотношение распределения штрафов среди всех лиц отражено на рисунке 4. Однако не все штрафы были уплачены. За 2015 год правонарушителями уплачено добровольно в установленные законом сроки или взыскано с них в принудительном порядке штрафов на общую сумму 428 070, 51 тыс. руб., что составляет всего 44 % от наложенных штрафов.
Рис. 3. Распределение нарушений земельного законодательства по видам правонарушений
Рис. 4. Распределение штрафов среди всех правонарушителей земельного законодательства
При исполнении государственными инспекторами по использованию и охране земель своих полномочий они часто сталкиваются с рядом трудностей [4,5,6], таких как:
Незнание землевладельцами законов земельного законодательства, а также неосведомленность о назначении своих участков.
Существует трудности общения между инспекторами и землевладельцами. В основном это проявляется при выездной проверке. Землевладельцы проявляют излишнее недоверие к проверяющим, даже когда убедятся в подлинности их документов. Часто сами землевладельцы мешают инспекторам проверить границы своего земельного участка, не предоставляют документы на него и тому подобное. Также в последствии установления нарушений, собственники отказываются оплачивать штрафы, что ведет к оспариванию решений инспекторов в суде.
Все это приводит к несправедливому установлению правонарушений и неисполнению наказаний за нарушения земельного законодательства.
Литература:
- Положение о государственном земельном надзоре: утв. постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 1 (ред. от 15.12.2016) «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре»// СПС КонсультантПлюс.
- Боголюбов, С. А. Земельное право: учебное пособие/ С. А. Боголюбов.― 2-е изд., ―М.: Проспект.― 2013.―193 с.
- Государственный (национальный доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2015 году. М: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, 2016. — 202 с.
- Бутылина Е. И. Правовые проблемы контрольной и надзорной деятельности в сфере земельных отношений// Право и государство: теория и практика. ― 2015.―C. 2―5.
- Заславская Н. М. Теория и практика осуществления государственного земельного надзора: новые подходы и старые проблемы/ Н. М.Заславская// Экологическое право. ―2015.―№ 3.―C. 18―23.
- Елисеева И. А. Земли сельскохозяйственного назначения: проблемы эффективного гражданско-правового режима/ И. А. Елисеева// Теория и практика общественного развития. ― 2014.―15.― C. 140―144.