Возможности применения зарубежного опыта финансового контроля в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (241) январь 2019 г.

Дата публикации: 21.01.2019

Статья просмотрена: 968 раз

Библиографическое описание:

Крикливец, А. А. Возможности применения зарубежного опыта финансового контроля в Российской Федерации / А. А. Крикливец, П. С. Сухомыро. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 179-180. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55846/ (дата обращения: 17.10.2024).



Российская Федерация стремится к слиянию с мировым экономическим и правовым сообществом. Таким образом, система финансового контроля должна соответствовать основным положениям Лимской декларации.

Для обеспечения социально-экономического развития на устойчивом уровне необходимо развивать реформы в отдельных направлениях государственной политики. Россия при реформировании системы государственного финансового контроля должна опираться на организацию финансового контроля в других странах, используя их положительный опыт.

Совершенствованная система внутреннего финансового контроля в стране позволяет расширить использование результатов ее работы. Орган финансового контроля высшего уровня должен обладать правом разработки системы качества и характера внутренних проверок в правительственных министерствах и ведомствах.

Контроль — это не самоцель, это неотъемлемая часть общегосударственной системы регулирования общественных отношений, которая вскрывает проявившиеся отклонения от действующих стандартов и нарушения принципов законности, эффективности и экономии использования материальных ресурсов для возможного принятия мер с целью последующей корректировки. Однако в России Счетная палата лишь информирует правоохранительные органы о существовании тех или иных нарушений, но не осуществляет предупредительно-профилактических функций.

Счетная палата РФ должна быть наделена правом предоставления интересов государства в гражданском и арбитражном судопроизводстве. При отсутствии права у контрольных органов прямого обращения в суд возмещается лишь 10–20 % от суммы выявленных нарушений. Так, укрепление взаимодействия Счетной палаты с Генеральной прокуратурой РФ и с правоохранительными органами оказало положительную динамику на функционирование палаты.

Руководства большинства финансовых контрольных органов за рубежом характеризуется различными гарантиями:

1) Финансирование деятельности;

2) Свобода в определении приоритетов деятельности;

3) Составление планов работы.

В РФ Счетная палата характеризуется многими элементами организационной независимости.

Российская Федерация может учесть опыт Франции по обеспечению вмешательства в соответствии с важностью защищаемого интереса. При этом необходимо сохранить независимость органов всех уровней государственной власти и определить последовательность, стандарты и необходимый уровень качества аудиторской деятельности. Счетная палата РФ может обладать достаточными полномочиями, чтобы устанавливать аудиторские стандарты, которые будут применяться к региональным и местным органам контроля.

Одним из характерных признаков внешних органов финансового контроля в зарубежных странах является независимость, в частности, бюджетная. В России вследствие реформ государственного и муниципального контроля появилась проблема контроля над деятельностью данных организаций, так как, по мнению правительства, орган, который осуществляет контрольную функцию, не может оставаться бесконтрольным со стороны других органов, а также должен сотрудничать с другими органами, осуществляющими подобные функции.

Для обеспечения независимости Счетной палаты РФ следует рассмотреть возможность создания комиссии для рассмотрения и утверждения ежегодного бюджета Счетной Палаты. Данный орган мог бы быть сформирован на базе структуры аппарата Государственной Думы. Также необходимо создать независимый орган, который будет заниматься проведением аудита самой Счетной палаты РФ.

Почти все органы государственного финансового контроля за рубежом наделены возможностью оказания платных государственных услуг. К примеру, к ним относится заключение контрактов на аудит международных агентств. Законами РФ не предусматривается получение Счетной палаты своих доходов. Однако это может позволить повысить независимость финансовых процедур.

После анализа зарубежного опыта можно сделать вывод, что именно Счетная палата РФ считается высшим органом финансового контроля. При этом ее задачи, цели, функции четко прописаны в законодательстве. Она должна быть независимым, контрольным органом, который оперативно реагирует на изменения социально-экономической сферы. При этом учитываются статьи Лимской декларации, в которых подчеркивается необходимость независимости финансового контрольного органа.

Счетная палата РФ является конституциональным органом и функционирует вне структуры государственной исполнительной власти. То есть на сегодняшний день палата обладает организационной, функциональной, а также финансовой независимостью.

Одна из важнейших функций Счетной палаты, которая должна начать функционировать в РФ — разработка предложений по преобразованию бюджетно-финансового законодательства, а также нормативно-правовой базы государственного финансового контроля.

При этом, в целом, несмотря на все недостатки российской системы государственного контроля, она развивается высокими темпами, перенимая опыт экономически развитых государств.

Литература:

  1. Лимская декларация, 1977 год, ст. 1
  2. Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 27.10.2015) «О Счетной палате Российской Федерации»
  3. В. П. Шегурова, М. Ф. Желтова «Зарубежный опыт организации финансового контроля», 2013 год.
Основные термины (генерируются автоматически): Счетная палата, счетная палата РФ, финансовый контроль, орган, РФ, государственный финансовый контроль, Россия, Лимская декларация, российская Федерация.


Похожие статьи

Перспективы использования зарубежного опыта в практике регулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе

Особенности использования концепции маркетинга в управлении предприятиями Республики Беларусь

Пути совершенствования финансового контроля в России

Развитие института регулирования государственных закупок в России

Проблемы правового регулирования образовательной миграции в Российской Федерации на примере зарубежных стран

Некоторые аспекты зарубежного опыта налогообложения банков

Направления совершенствования финансового механизма страхового менеджмента рисков в аграрной сфере

Зарубежный опыт правового регулирования применения информационных технологий в судах общей юрисдикции

Опыт создания технопарков за рубежом и его применение в условиях Узбекистана

Подходы к изучению проблем устойчивого развития сельских территорий в зарубежных странах и России

Похожие статьи

Перспективы использования зарубежного опыта в практике регулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе

Особенности использования концепции маркетинга в управлении предприятиями Республики Беларусь

Пути совершенствования финансового контроля в России

Развитие института регулирования государственных закупок в России

Проблемы правового регулирования образовательной миграции в Российской Федерации на примере зарубежных стран

Некоторые аспекты зарубежного опыта налогообложения банков

Направления совершенствования финансового механизма страхового менеджмента рисков в аграрной сфере

Зарубежный опыт правового регулирования применения информационных технологий в судах общей юрисдикции

Опыт создания технопарков за рубежом и его применение в условиях Узбекистана

Подходы к изучению проблем устойчивого развития сельских территорий в зарубежных странах и России

Задать вопрос