С каждым годом происходит увеличение числа людей с инвалидностью. В России сложилось представление о том, что детям с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) необходимо обучаться в специализированных учреждениях, где будет разрабатываться индивидуальный подход к каждому, в соответствии с его возможностями.
В настоящее время в России идет становление новой современной системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство. При этом происходят существенные процессы изменения в педагогической теории, подходах и тактике обучения детей с ОВЗ.
Конституцией РФ закреплено право каждого на получение образования без ограничения по состоянию здоровья [1]. Дальнейший механизм реализации конституционной нормы раскрывается в федеральных законах: от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» обеспечил возможность детям с ОВЗ посещать массовые школы и профессиональные учреждения, быть среди своих сверстников, общаться и взаимодействовать с ними. Поэтому сейчас начинает доминировать социальная модель инвалидности, использование которой приводит к высокому уровню интеграции людей с инвалидностью в общество.
На сегодняшний день становится актуальным высказывание Ж. Ж. Руссо «Зачем приспосабливать ребенка к системе образования, не лучше ли приспособить эту систему к ребенку», именно это помогает определиться с идеей обучения детей с ОВЗ.В современном мире важно отойти от интеграции, которая предполагает адаптацию обучающегося к образовательной системе, а перейти к инклюзии –адаптации системы образования к потребностям ребенка с ограниченными возможностями. Система адаптируется к каждому ребенку с ОВЗ, с их дальнейшей абилитацией, реабилитацией и социализацией.
Актуальность развития инклюзивного образования в России многократно подтверждена изменившимся социальным запросом на образование детей с ОВЗ. Родители детей с особыми потребностями в развитии все чаще отказываются обучать своих детей в специальных учреждениях и стремятся воспитывать их в общеобразовательных учреждениях, обучать в среде сверстников, которая в дальнейшем даст возможность детям быстрее адаптироваться в окружающей среде и приносить пользу обществу.
В Российской Федерации на законодательном уровне получение инвалидами полноценного профессионального образования является одним из наиболее эффективных механизмов повышения их социального статуса и защищенности. Профессиональное образование направлено на получение необходимых профессиональных навыков будущей профессии. Специальность, полученная в учреждениях СПО, должна способствовать свободной конкуренции на рынке труда и дальнейшему трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ. Поэтому обеспечение реализации этого права людей с ОВЗ в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» рассматривается как одна из важнейших задач государственной социальной политики. В настоящее время разрабатываются новые подходы к организации и реализации профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ.
В соответствии с федеральным законодательством обучение инвалидов и лиц с ОВЗ трактуется как «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни» [2]. Исходя из этого, под обучением следует понимать взаимодействие педагога и обучающегося, в процессе которого не только происходит развитие обучающегося и усвоение им определенных знаний, но и формирование жизненных компетенций необходимых в условиях современной действительности.
На сегодняшний день в системе СПО обучение инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется с применением дистанционных технологий.
В основе дистанционного обучения лежит целенаправленная самостоятельная работа обучающегося, которая организуется и контролируется педагогом. Внедрение в систему среднего профессионального обучения дистанционных образовательных технологий позволяет приобретать студентам не только ИКТ компетентность: умение использовать информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности, осуществлять поиск, анализ и оценку информации, но и сформировать у них умение критически мыслить, принимать взвешенные, обоснованные решения, сформировать навыки профессионального общения.
Дистанционное обучение инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется через специализированную платформу, где создаются онлайн-курсы преподавателей. Подобная система имеет ряд преимуществ, курс содержит разнообразные формы заданий, позволяющие осуществлять контроль знаний, виды самостоятельных работ. Курс можно снабдить необходимыми материалами и все они будут под рукой, что сокращает время поиска информации. Кроме того, курс обеспечивает интерактивное взаимодействие педагогов и студентов в удобное для обучающегося время в комфортной обстановке и индивидуальном темпе. Обучение осуществляется с учетом психолого-педагогических рекомендаций и индивидуальных особенностей обучающегося с использованием ИКТ.
Дистанционное обучение в СПО при получении будущей профессии предполагает наличие у студентов повышенного уровня мотивации, кроме того, стремление к самостоятельному повышению уровня компетентности. При этом студентами становятся выпускники 9–11 классов, т. е. личности уже вступившие в пору юношеского возраста, когда должен начаться процесс самоопределения и профессионального становления. В этом возрасте личность стремится выбрать профессию и попытаться определить свое место во взрослой жизни, понять свои потенциальные возможности.
Несмотря на все преимущества дистанционного обучения, получение профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ сталкивается с рядом проблем.
На сегодняшний день нормативно-правовая база деятельности профессиональных образовательных учреждений СПО, которые ведут обучение инвалидов и лиц с ОВЗ недостаточно разработана. Отсутствуют федеральные стандарты, регламентирующие требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях
В соответствии с рекомендациями техникумы, колледжи разрабатывают адаптированную профессиональную образовательную программу по специальности, которая содержит общие рекомендации для педагогов предметников. Кроме того, в системе СПО отсутствует упорядоченная структурная подсистема, которая бы создавала специальные условия для получения образования инвалидов и лиц с ОВЗ. Как показывает практика, данной деятельностью занимаются заместители директора, имеющие широкий спектр должностных полномочий, что не позволяет должным образом организовать процесс дистанционного обучения. Создание специализированных структурных подсистем должны быть прописаны в локальных нормативных актах учреждения, в которых также будут прописаны нормы по организации получения образования инвалидов и лиц с ОВЗ.
Также среди проблем дистанционного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ можно выделить недостаточную сформированность у педагогических работников готовности к обучению данной категории. Среди педагогов мало лиц, имеющих специальное образование, кроме того, низкий уровень навыков работы с ИКТ затрудняет формирование у преподавателей и мастеров производственного обучения реабилитационной направленности профессионально-педагогической деятельности [4].Реабилитационная направленность представляет собой сочетание определенных психолого-педагогических установок с междисциплинарными знаниями, умениями и опытом реализации задач выявления, профилактики и преодоления барьеров и затруднений, возникающих в процессе обучения данной социальной группы [3, с.45].
Кроме того, существует проблема, связанная с адаптацией образовательных программ и учебно-методическим обеспечением образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ. Поэтому, с учетом ограничения физических возможностей инвалидов, при разработке программ необходимо учитывать невозможность в полной мере и обычными методами усвоение знания такими лицами. Необходимо создавать для таких обучающихся индивидуальные педагогические планы с учетом их особых образовательных потребностей, психофизических и психофизиологических особенностей организма.
Преподаватели предметники дистанционного обучения нередко сталкиваются с проблемами ненадлежащего обустройства специализированного кабинета или центра дистанционного обучения. При реализации государственной программы «Доступная среда» материально-техническое обеспечение многих учреждений СПО достаточно низкого уровня. Нет возможности создания подобного центра, где бы инвалид или лицо с ОВЗ занималось вместе с педагогами, в тоже время проходило бы реабилитационные мероприятия. Сегодня занятия дистанционного обучения в большинстве случаев проходят через интернет, а именно видео-чаты, видеотрансляции. Использование ИКТ наладило очное общение педагога и обучающегося, но при этом не решило задачу психолого-педагогического взаимодействия. Во многих случаях нужно личное, живое общение, чтобы задать мотивацию, уловить психологическое состояние, провести рефлексию. Например, во многих техникумах и колледжах преподавание физической культуры для инвалидов и лиц с ОВЗ проходит в основном в теоретическом аспекте. Студенты вынуждены писать множество рефератов, отвечать на тестовые задания, у них пропадает мотивация к данному предмету, когда в школе они занимались коррекционной физкультурой. Проблема связана не только с отсутствием специализированного центра, но и с загруженностью педагога, а нередко отсутствием навыков работы с данной категорией обучающихся. Необходимо проводить повышение квалификации, переподготовку педагогических работников, привлекая не только специалистов психолого-педагогического направления, но и специалистов ИКТ.
Вышеуказанные проблемы и некоторые пути их решения в организации профессионального обучения инвалидов и лиц в ОВЗ не являются исчерпывающими. Поэтому разработка новых подходов комплексного характера, содержащих реабилитационные мероприятия, становится важной задачей для СПО в рамках развития современного цифрового образования.
Литература:
- Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.)// [Электронный ресурс] — Режим доступа: СПС ГАРАНТ: http://base.garant.ru/
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ, ред. от 27.06.2018 № 170-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // [Электронный ресурс] — Режим доступа: СПС ГАРАНТ: http://base.garant.ru/
- Патрушев С. Б., Птушкин Г. С., Траулько Е. В., Пустовой Н. В. Теоретические основы формирования государственных (специализированных) образовательных стандартов для лиц с ограниченными возможностями здоровья.// Среднее профессиональное образование. 2009, № 1.
- Яковлева А. И. О современных подходах к профессиональному образованию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://nsportal.ru/