В журнале «Молодой ученый» (электронная версия № 22 от 8 июня 2018г) (1) автором опубликована статья «Куда идет вендинг в России», в которой озвучена проблема дальнейшего развития вендинга в России, суть которой заключается в том, что наряду с внедрением современных функций в вендинговый аппарат (бесконтактная оплата, интернет-подключение, интерактивный экран) необходимо развивать новое направление — изготовление вендинговых автоматов с учетом потребностей заказчика, конечного потребителя (специфичные для каждой отрасли, бренда), в результате чего будут созданы новые каналы дистрибьюции и способы взаимодействия между продавцами и клиентами.
Востребованность вновь создаваемых вендинговых автоматов должна быть обеспечена, с одной стороны, снижением стоимости, а с другой стороны — увеличением функционала (как с точки зрения будущего владельца, так и потребителя конечного продукта).
Потребителями вновь создаваемых вендинговых автоматов должны стать:
- компании — производители (оптовики), продающие товар под определенным брендом. Данная категория потребителей либо создает собственную торговую сеть под своим брендом, либо предоставляет вендинговые автоматы в качестве составляющей части продаваемой ими франшизы.
- Стартапы, приобретающие франшизу в качестве нового бизнеса.
- Существующие розничные точки, торгующие специфичным товаром и развивающие собственный бренд;
Емкость рынка в России для одной франшизы, где будет продаваться новые вендинговые автоматы, можно рассчитать следующим способом — по возможному минимальному количеству соответствующих вендинговых автоматов в городе, в зависимости от количества населения.
По данным Росстата, по состоянию на 2018г (2), в России следующая ситуация с населением городов:
Население городов России, млн чел |
Кол-во городов |
Количество кустановке вгороде |
Итого потребность |
> 1 |
15 |
10 |
150 |
0,5–1 |
22 |
5 |
110 |
0,25–0,5 |
41 |
3 |
123 |
0,1–0,25 |
93 |
3 |
279 |
ИТОГО |
171 |
662 |
Соответственно, при развитии франшизы в каждом городе России свыше 100 тысяч человек, на 171 город потребуется до 662 вендинговых автоматов.
Стратегия вывода на рынок новых вендинговых автоматов — в узком, нишевом сегменте соответствующего рынка в России, в виде дополнения к франшизе определенного бренда. Снижение стоимости вендингового автомата отчасти планируется компенсировать за счет увеличения объема минимальной партии — от 3 штук.
В результате, описанное выше направление развития отдельных брендов, сочетающее франшизу и сеть вендинговых автоматов, позволит привлечь дополнительных клиентов в розничную точку франшизы, а также с минимальными затратами и рисками расширить географию расположения точек продаж в населенном пункте.
В качестве примера конечного рынка внедрения нового вендингового автомата можно привести узкий премиум-сегмент рынка чая. Субъекты рассматриваемого сегмента рынка — «чайные бутики», иные специализированные магазины. Продукт, предлагаемый компаниями указанного сегмента — листовой чай в основном из Китая, меньше — из Индии и Тайваня без искусственных ароматизаторов. Ассортимент чая таких магазинов составляет около 200 видов; разброс цен — от 400 до 20 000 рублей за килограмм (за эксклюзивные сорта) (3). Отличительные особенности продажи чая в специализированных магазинах — свежесть (кроме намеренно выдерживаемых сортов пуэр), вкус, фракция продукта — эти критерии должны подтверждать высокое качество и ценность продукта. Так же, важным критерием является донесение до потребителей информации о конкретном сорте чая (о вкусе, цвете настоя, воздействии) — по аналогии с винами различных марок.
Ниже произведен анализ эффективности и коммерциализуемости нового вендингового автомата на основе методики использования матрицы оценки эффективности, для выявления стратегической канвы на рынке.
Для сравнения выбраны наиболее близкие по требуемым характеристикам снековые торговые автоматы (4):
Таблица 1
Объекты сравнения для матрицы оценки эффективности
Наименование |
Цена* |
Высота, м |
Ширина, м |
Глубина, м |
Занимаемая площадь, м2 |
Занимаемый объем, м3 |
Вес, кг |
Видов товара, шт |
Fusion 2.0 |
321 000 |
1,83 |
1,38 |
0,85 |
1,17 |
2,15 |
400 |
48 |
SM 6367 |
288 000 |
1,92 |
0,96 |
0,85 |
0,82 |
1,57 |
320 |
48 |
Новый вендинговый автомат |
150 000 |
2,2 |
0,73 |
0,73 |
0,53 |
1,17 |
70 |
120 |
Таблица 2
Критерии эффективности
Критерии |
SM 6367 |
Fusion 2.0 |
ИТ |
Цена |
288 000 |
321 000 |
200 000 |
Площадь, м2 |
0,82 |
1,17 |
0,53 |
Объем, м3 |
1,57 |
2,15 |
1,17 |
Вес, кг |
320 |
400 |
70 |
Ассортимент |
48 |
48 |
120 |
загрузка (средняя) |
500 |
500 |
120 |
Монитор |
нет |
да |
да |
Онлайн-заказ |
нет |
нет |
да |
Купюро и монетоприемник |
1 |
1 |
нет |
Дистанционный картридер |
нет |
нет |
нет |
Интерактивное ПО |
нет |
нет |
да |
Таблица 3
Матрица интегральной оценки объектов
Критерии |
Цена |
Площадь, м2 |
Вес, кг |
Ассортимент |
загрузка (средняя) |
Монитор |
Онлайн-заказ |
Дистанционный картридер |
Интерактивное ПО |
Интегральная оценка |
Si /S ij |
Весовой коэффициент ki |
5 |
1 |
2 |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
||
SM 6367 |
3 |
2 |
1 |
4 |
5 |
59 |
0,21 |
||||
Fusion 2.0 |
3 |
2 |
1 |
4 |
5 |
1 |
63 |
0,23 |
|||
Новый вендинговый автомат |
5 |
5 |
5 |
5 |
2 |
5 |
5 |
5 |
5 |
158 |
0,56 |
итого |
280 |
||||||||||
Sij*ki |
Таблица 4
Построение стратегической канвы
|
Цена |
Площадь, м2 |
Вес, кг |
Ассортимент |
Загрузка (средняя) |
Монитор |
Онлайн-заказ |
Дистанционный картридер |
Интерактивное ПО |
Верхняя граница рынка |
25 |
5 |
10 |
25 |
20 |
20 |
20 |
25 |
20 |
Среднее по рынку |
18,33 |
3,00 |
4,67 |
21,67 |
16,00 |
8,00 |
6,67 |
8,33 |
6,67 |
Нижняя граница |
15 |
2 |
2 |
20 |
8 |
0 |
0 |
0 |
0 |
SM 6367 |
15 |
2 |
2 |
20 |
20 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Fusion 2.0 |
15 |
2 |
2 |
20 |
20 |
4 |
0 |
0 |
0 |
Новый вендинговый автомат |
25 |
5 |
10 |
25 |
8 |
20 |
20 |
25 |
20 |
Рис. 1. Стратегическая канва
На основании вышеизложенного можно прогнозировать наличие свободной ниши для нового вендингового автомата на рыночном поле вендинговых автоматов;
Литература:
- Лосев Д. В. Куда идет вендинг в России // Молодой ученый. — 2018. — №22. — С. 418-420. — URL https://moluch.ru/archive/208/51069/ (дата обращения: 22.01.2019).
- 100 Крупнейших городов России по населению 2018 список РФ // Сайт о странах, городах, статистике населения и пр. URL: http://www.statdata.ru/largest_cities_russia (дата обращения: 20.01.2019).
- Чайная обитель. [В Интернете] 2018 г. [Цитировано: 20 январь 2019 г.] https://чайнаяобитель.рф/.
- Вендинговые аппараты. [В Интернете] 2017 г. [Цитировано: 20 январь 2019 г.] http://in-vend.ru/.