На обложке изображена Кэрол
Гиллиган (1936), американская феминистка,
специалист по этике,
психолог, которая стала известна благодаря своей работе по теме этических сообществ и этических
отношений и выявлению
определенных субъектно-объектных проблем в этике.
Кэрол родилась в Нью Йорке. Она
получила степень бакалавра с отличием по английской литературе в Свартморском
колледже, степень магистра в области клинической психологии в Редкливском
колледже и докторскую степень в области социальной психологии в Гарвардском
университете.
Начало шестидесятых ознаменовалось для нее
духом новых идей и вызовом истеблишменту. Она вышла замуж за Джеймса
Гиллигана, студента-медика Университета Кейс Вестерн Резерв и родила
своего первого ребенка из трех. Однако это не удержало ее дома. Она увлекалась
искусством и даже присоединилась к современной танцевальной труппе,
активно участвовала в движении за гражданские права, стала частью своего
рода международного женского сообщества в университетском городке.
В 1968 году Кэрол вела преподавательскую
деятельность в Гарварде совместно с Эриком Эриксоном и Лоуренсом Колбергом, двумя ведущими
теоретиками основной психологии. Она
заметила, что теория идентичности Эриксона отражает его собственную жизнь, а идеи
Колберга о моральных дилеммах перекликаются с его собственным опытом.
То есть их выводы основывались на чисто мужской точке зрения, совсем не
учитывая женский опыт. Таким образом, Гиллиган
предложила свою теорию стадий нравственного развития женщин, основанную на ее
идее моральных голосов. По ее словам, есть два вида моральных голосов: мужской
и женский. Мужской голос «логичен и индивидуален»,
это означает, что акцент в моральных решениях —
защита прав людей и обеспечение справедливости. Женский голос уделяет
больше внимания защите межличностных отношений и заботе о других
людях. Гиллиган утверждает, что андрогинность, или
объединение мужского и женского, — лучший способ реализовать свой
потенциал как человека.
Ее первой
книгой, которая вызвала общенациональную дискуссию, стала «Иным голосом:
психологическая теория и развитие женщин» (1982 год). В ней Кэрол
представила свою теорию «этики заботы» в качестве альтернативы
иерархического и принципиального подхода к этике. Гиллиган
называет различные моральные подходы «этикой заботы» и «этикой справедливости»
и признает их принципиально несовместимыми. The
Boston Globe заявил, что ««Иным голосом» стала предметом стольких опровержений,
что ее больше не воспринимают всерьез как академическую работу и что
выводы Гиллиган о том, что различия в моральных соображениях имеют
какое-либо отношение к полу, не могут распространятся. Гиллиган не была
удивлена критикой. Свои выводы она основывала на
интервью, а не на статистических исследованиях, и никогда не хотела,
чтобы ее идеи были высечены в камне. Затем последовали и другие
публикации о нравственности и развитии женщины как личность:
«Картографирование моральной сферы: вклад женского мышления в психологическую
теорию», «Создание связей: реляционный мир
девочек-подростков», «Встреча на перекрестке:
женская психология и развитие девочек; женщины, девочки и психотерапия:
сопротивление рефреймингу», «Рождение удовольствия».
Одновременно с публикациями пришло
и признание. Гиллиган покинула Гарвард в 2002
году, чтобы перейти в Нью-Йоркский университет в качестве
полноправного профессора Школы образования и Школы права. Она также является приглашенным профессором в Кембридже,
в Центре гендерных исследований.
Кэрол Гиллиган — обладательница премии Grawemeyer
в области образования от Университета Луисвилля, премии Хайнца за
«человеческое состояние». Журнал Time в 1996 году назвал ее одной из 25 самых
влиятельных американцев.
Хотя некоторые из ее публикаций и выводов остаются
спорными, нельзя не признать, что Гиллиган изменила характер дискуссий
в психологии. Благодаря ей больше не считается
нормой
проводить исследования, исключающие женщин, а затем делать выводы о поведении
человека.