Что такое гражданственность? Прежде всего, это форма идентичности человека, которая выражается в осознании своих прав и обязанностей перед государством и его гражданами, понимании долга и ответственности, готовности помогать своему Отечеству.
Само понятие гражданственности напрямую связано с гражданским обществом (то есть, общественными отношениями, выражающими различные интересы граждан), поскольку имеют ряд общих признаков: плюрализм мнений, развитость демократии, право выбора. По мнению британского философа Э. А. Геллнера, «идентичность не предписывается человеку, а появляется в результате выбора, в результате активной деятельности субъекта» [2, с. 19]. Гражданское общество есть цивилизованное общество.
Гражданственность как идея и особый вид практики объединена с правовыми отношениями между личностью, обществом и государством. Об этом начали размышлять еще в античности известные греческие и римские философы: Аристотель, Платон, Цицерон и другие. А своего апогея развития концепция о политико-правовой идеи гражданственности достигла на стыке эпох немецкой классической и современной философии.
Именно в это время, на первый план выходит учение одного из творцов классической философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля о гражданском обществе — «Основы философии права» (1820 г.). В разделе «Философии права» он отражает достижения философии в области политико-правовых и социальных проблем. Под «гражданским обществом» Гегель понимал социальный строй, покоящийся на личном экономическом интересе, где «каждый для себя — цель, все другие — суть для него ничто». И считал, что оно есть лишь дальнейшее развитие идеи нравственной реальности, имеющее по форме — принцип семьи, а государство при этом результат его развития, поскольку «гражданское общество есть дифференциация, которая вступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства» [1, с. 228].
По Гегелю, основными моментами содержания гражданского общества являются определенная система потребностей, защита посредством правосудия, полиция и корпорация. Также он подчеркивал важность труда, как двигателя реализации потребностей человека. В структуре гражданского общества выделил три сословия: субстанциональное (дворяне — собственники владений), промышленное (купцы, фабриканты, ремесленники) и всеобщее (весь государственный аппарат, чиновники). Я думаю, он понимал, что таким образом появляется классовое расслоение и несправедливость, но видимо, считал это допустимым.
Особое внимание Гегеля сконцентрировано на субъекте государства как носителе всеобщего и нравственного. «Субъект сам определяет себя в своей деятельности к нравственным и правовым ценностям» [1, с. 122]. А основу государства представляет собой всеобщий народный дух, который живёт в гражданах этого государства и достигается в них путём высшего самосознания. Согласно Гегелю, становление гражданского общества подразумевает под собой наличие государства как его основу. Прибегая к анализу с помощью диалектики, он трактует его как живую организацию, в которой существует целостная свобода людей. Идею диалектического развития философ разделил на основные три ступени «духа»: субъективный, объективный и абсолютный. Именно объективный дух — это этап когда свобода впервые обретает форму действительности, он построен на трех базисах (мораль, право, нравственность).
Как известно, несмотря на проведение Гегелем в своих трудах критики либерализма, он поддерживал некоторые его принципы. В ряде дискуссий современные учёные сходятся на теории о принадлежности Гегеля к политическим либералам. «Для Гегеля совершенное государство — это мир свободы: в нём развиты идеи, каждая обретает свое право» [3, с. 138]. Он соглашается с идеями Джона Локка и Шарля Луи Монтескье о государственном разделении властей и гарантии независимости, однако считает их мнение о самостоятельности власти неверным, потому что при таком раскладе подразумевается вражда каждой ветви власти друг к другу, всё это может «взорвать изнутри» систему управления государством.
Мы выяснили, что по мнению Гегеля государство является результатом развития сферы гражданского общества, помимо этого оно строится на правовой основе. Впервые понятие «правовое государство» возникло в первой половине XIX столетия. Образование гражданского общества и правового государства было тесно связано с разложением феодальных структур и переходом к свободной конкуренции собственников. Поэтому для Гегеля гражданское общество представляет собой развитый средний класс, связанный с двумя особо значимыми субстанциями — сформированным самосознанием и личной собственностью, дающей достойную жизнь её гражданам с помощью правового государства.
Главными характерными чертами для становящегося гражданского общества был порядок и общественное движение, который проникая в политическую жизнь многих государств на рубеже XVIII — XIX веков влиял на свободное самоопределение индивида, без вмешательства государства, особенно в экономике и культуре. Таким образом, по убеждению многих философов, гражданское общество возникает только лишь на определенном этапе развития общества, по мнению Гегеля, как сказано выше, этим этапом является объективный дух. Не менее известный немецкий философ Карл Маркс, под ним отождествлял капиталистические отношения. Маркс, так же, как и Гегель, считал, что государство и гражданское общество пребывают между собой в конфликте.
Учения Иммануила Канта и Георга Гегеля в начале XIX века значительно расширило представления о гражданском обществе и правовом государстве. Философское учение Гегеля о праве считается пиковой точкой в истории идеалистической мысли. Он рассматривал всю философию права как переосмысление всех правовых свобод граждан, а основной задачей ставил познание государства и права, потому что они неразрывны и зависимы от социума. «Многие идеи, рассмотренные Гегелем в «Философии права» являются сегодня актуальными и требуют своего глубокого беспристрастного (с социально-классовой точки зрения) осмысления» [3, с. 139].
Литература:
- Гегель Г. В. Ф. Философия права. — М.: Мысль, 1990. — 524 с.
- Геллнер Э. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники. — М.: AdMarginem, 1995. — 222 с.
- Лавриненко В. Н. Философия: учебник для бакалавров. — 6-е изд. — М.: Юрайт, 2014. — 575 с.