Регистрация права собственности существует довольно долгий период, постоянно совершенствуется и всегда будет актуальна, так как данная процедура юридически важна для граждан, с помощью неё государством официально подтверждается право на объект недвижимости. Регистрация права — единственное доказательство существования права на земельный участок и может быть оспорено только в суде.
Ранее до 2016 года по завершению регистрации права собственности на недвижимость выдавалось свидетельство, подтверждающее данное право.
После 2016 года прекратилась выдача свидетельств, теперь данные о собственнике и данные о факте регистрации права собственности регистрируется в Едином государственном реестре недвижимости (далее ЕГРН). И для удостоверения права собственности, выдается выписка из ЕГРН, где будут прописаны данные о регистрации права [1].
На уровне законодательства данный процесс регламентируется 218 ФЗ. В нем описан сам процесс регистрации права собственности, первый этап которого — подача заявления и прилагаемых к нему документов. Последние так же регламентированы этим законом. Согласно 218 ФЗ, статья 18, к заявлению прилагаются:
– документ, подтверждающий полномочия представителя, если заявление подает не сам заявитель;
– документы основания для осуществления государственной регистрации права;
– иные документы, предусмотренные 218 ФЗ [2]
В законодательстве указываются основания государственной регистрации прав, а именно:
– акты, которые устанавливают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права объекта недвижимости;
– договоры или иные сделки, совершенные в отношении недвижимого имущества;
– свидетельства о приватизации жилых помещений;
– свидетельства о праве на наследство;
– судебные акты, которые вступили в силу;
– план земельного участка, являющийся предметом сделки;
– иные документы, подтверждающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права объекта недвижимости [3].
Все это указано в статье 14 218 — ФЗ, но в ней указаны основания для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, но не указано, что это является документами основаниями и не разграничено, что относится к кадастровому учету, а что к регистрации прав. Для граждан, не причастных к данной сфере это проблема, так как ввиду незнания они не понимают, какие нужны документы для интересующей их процедуры. Так же нигде не указывается, что является иными документами.
Несмотря на то, что процедура со стороны законодательства прозрачна, продолжают поступать приостановки и отказы по данной процедуре. Более того законодательством регламентируются основания приостановления осуществления государственной регистрации прав, основания для возврата заявления и иных документов без рассмотрения. Но опять, все это указывается совместно с государственным кадастровым учетом без разграничения. Возможно, законодательство полагалось на то, что в большинстве случаев кадастровый учет и регистрация прав осуществляется совместно, за исключением ряда случаев.
Согласно 218 — ФЗ, статья 25, без рассмотрения могут вернуть документы только в тех случаях, если:
– не установлена личность лица, обратившегося за осуществлением государственной регистрации прав, в том числе если не предъявлен документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина Российской Федерации);
– заявления и прилагаемые к нему документы, представленные в электронном виде, не соответствуют формату;
– заявления и прилагаемые к нему документы, представленные на бумажном носителе, имеют подчистки или какие-либо исправления от руки, либо, если документ сильно поврежден, что затрудняет истолкование его содержания;
– отсутствует информация об уплате государственной пошлины по истечении 5 дней с даты подачи заявления;
– в ЕГРН присутствует отметка о невозможности проведения каких-либо действий с объектом недвижимости без личного присутствия собственника;
– заявителем не подписано заявление о государственной регистрации прав [4].
Только в вышеуказанных случаях заявителю может быть отказана в приеме документов. Если сотрудник многопрофильного центра или органа регистрации прав отказывает вам, указывая иную причину, то нужно настоять на приеме документов. Со стороны законодательства — это неверно, что указывает на некомпетентность специалиста.
Что касаемо оснований приостановления осуществления государственной регистрации прав, то законодательство насчитывает 60 таких причин, но это совместно с основаниями для приостановления кадастрового учета. Наиболее частыми причинами приостановок являются:
– появились проблемы в государственном кадастровом учете, в случаях, когда учет осуществляется совместно с регистрацией прав;
– отсутствуют документы, необходимые для данной процедуры;
– представленные сведения являются недостоверными;
– форма документов не соответствует требованиям законодательства [5].
Причиной отказа в осуществлении регистрации прав является то, если в течение установленного срока приостановления не устранены причины, послужившие этому [6].
Таким образом, проведя анализ в данной сфере, можно сделать вывод о том, что несмотря на то, что данная процедура прозрачна со стороны законодательства, тем не менее, учитывая отказы и приостановки, она остается непонятной для населения. Для избежание этих проблем следует упорядочить законодательство:
– более четко указать документы, необходимые для регистрации права;
– разграничить данные о кадастровом учете и регистрации прав;
– указывать последовательно данные в законодательстве, чтобы одно вытекало из другого, а не было разрознено;
– обучать специалистов, чтобы те давали достоверные данные,
– сделать материал более доступный, чтобы он в наиболее понятной форме находился на другом ресурсе.
Литература:
- Особенности государственной регистрации права собственности на землю // Elibrary.ru. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_28790145_23843819.pdf (дата обращения: 19.01.2019)
- Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182661/b9b9f049ea155ae41eeefef26dbc7dfcd67dd1d0/ (дата обращения: 19.01.2019)
- Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182661/cec950b7d67461cec8418d349b532c4574a9db11/ (дата обращения: 19.01.2019)
- Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182661/43fbfe087e5ba58cae3dd30b6c6342d87c11c6ba/ (дата обращения: 19.01.2019)
- Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182661/f10dc2166d2e834a0086658226e2f96fb5f1cb5f/ (дата обращения: 19.01.2019)
- Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182661/57b5e78bd4909a6e15d4c3c0f17f15de22d885f5/ (дата обращения: 19.01.2019)