В данной статье анализируется одно из юридических свойств Конституции РФ — прямое действие, затрагиваются вопросы складывания представлений о прямом действии. Автор уделяют внимание проблемам обеспечения прямого действия Конституции РФ.
Ключевые слова: Конституция РФ, прямое действие Конституции РФ, реализация принципа, Конституционный Суд РФ, права и свободы человека, пленум Верховного Суда РФ, проблемы конституционного права, органы государственной власти, органы местного самоуправления, решение проблемы.
Конституция как основной закон государства и общества закрепляет наиболее главные, принципиальные положения, которые, действуя непосредственно, в то же время находят свое более конкретное выражение в других законодательных актах. Ряд статей Конституции РФ включает необходимость принятия Федеральных и Федеральных конституционных законов, которые устанавливают порядок реализации конституционных норм. Во многих положениях Конституции заключается прямая отсылка к закону, что неизбежно связывает данную норму с текущим законодательством. Область прямого действия Основного закона не заключается лишь в самостоятельном применении конституционных норм государственными органами и общественными организациями. Конституция не прекращает действие и в процессе параллельной реализации конституционных норм с нормами текущего законодательства.
Понятие «прямое действие» включает несколько аспектов его значения, так как оно определяет действие норм Основного закона во времени, в пространстве, по кругу лиц; включает использование, реализацию и соблюдение конституционно-правовых норм; направляет деятельность государственных органов и органов местного самоуправления на прямое применение положений Конституции [4].
Цель закрепления принципа прямого действия Конституции РФ заключается в обеспечении эффективности, стабильности Основного закона.
В общем смысле под прямым действием Конституции РФ понимается, что ее нормы действуют не только в приоритетном порядке, но и непосредственно по отношению к иным правовым нормам. Из этого следуют, что нормы закрепленные в конституции могут выступать в качестве правовой основы регулирования правоотношений, разрешения споров и т. д. В следствии чего Применение норм Конституции РФ в различных видах правоотношений, а также наличие признака нормативности в ее положениях обеспечивают верховенство закона.
Функциями прямого действия Конституции РФ, являются:
– охранительная, под которой понимается принятие норм, включающих в себя санкции, которые позволяют требовать защиту нарушенного права;
– регулятивная, подразумевающая под собой упорядочивание общественных отношений, посредством издания нормативно правовых актов, воплощающих в реальность конституционные предписания;
– балансирующая функция, призванная поддерживать баланс интересов между государством и личностью, с помощью создания условий для наиболее полной реализации прав и свобод личности.
Так обеспечение прямого действия Конституции — это одна из главных задач органов правосудия. В связи с чем возникает вопрос какова структура обеспечения прямого действия норм Конституции РФ.
Можно выделить следующую структуру [5]:
- Деятельность федеральных органов государственной власти направленная на издание законов и осуществление правовой деятельности по обеспечению действия Конституции. К таким органам относятся — глава государства (Президент РФ), Федеральное собрание РФ; Правительство РФ; Прокуратура РФ; суды РФ.
- Правовая деятельность государственной власти субъектов РФ, в том числе законодательных, исполнительных, судебных;
- Правовая деятельность органов местного самоуправления (здесь само наличие органа указывает на проявление прямого действия Конституции — человеку обеспечено право на местное самоуправление), эта иерархия обусловливает наиболее полное влияние на применение положении конституционных норм.
Конституция 1993 г. соответствует требованиям международных отношений. В ряде ее норм задача учета этих приоритетов поставлена весьма определенно. Например, согласно ст. 17 Конституции [2], в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Так же необходимо учитывать ст. 15 [2], где говорится, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Но применительно к Конституции эти положения, как правило, не применяются. Считается, что данное положение относится к иным нормативным актам. Согласно ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» [1], если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции РФ, решение о согласии на его обязательность для РФ возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ или пересмотра ее положений в установленном порядке.
В федеративном государстве соотношению федеральной конституции и конституций уставов субъектов федерации уделяется большое внимание. Анализируя соотношение Конституции и договоров, А. В. Маслов делает вывод, который нельзя не поддержать: в приоритете конституционный метод в разграничении предметов ведения и полномочий, что прежде всего обусловлено более высокой юридической силой Конституции РФ.
Конституция РФ в ч. 3 ст. 11 [2] высказывается на этот счет следующим образом: разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В ст. 71 отражены предметы исключительного ведения РФ, в ст. 72 — совместного ведения. Ст. 73 посвящена предметам ведения субъектов федерации.
Исходя из данного разделения приходим к следующим положениям: конституции, уставы субъектов федерации должны соответствовать Конституции РФ, не противоречить ей; субъект не может вторгаться в компетенцию РФ; ч. 6 ст. 76 говорит, что в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.
К сожалению, реализация принципа прямого действия Конституции РФ еще встречает немало трудностей. На этом фоне весьма эффективными являются усилия Верховного Суда РФ. Сразу же после вступления в силу Конституции РФ было принят ряд постановлений, направленных на то, чтобы суды в своей практике применяли ее как акт прямого действия. Согласно положениям постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» устанавливает определенные правила, которыми должен руководствоваться суд, разрешая дело [3]. Непосредственное применение Конституции имеет место, в частности, в случаях, «когда закрепленные Конституцией положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения».
На основании разъяснений Пленума ВС РФ, суд должен учитывать непосредственно положения Конституции РФ в определенных случаях. Во-первых, в случае, когда положения Основного закона не устанавливают дополнительной регламентации с помощью иных нормативно-правовых актов. Во-вторых, в случаях, когда суд устанавливает несоответствие федерального закона соответствующим положениям Конституции РФ. В-третьих, в случаях, когда обнаруживается противоречие в законе субъекта РФ соответствующим положениям Конституции РФ (по вопросам совместного ведения), а соответствующего Федерального закона не существует.
Большинство норм Конституции действуют прямо, но реализуются в соответствии с иными нормативно-правовыми актами. На практике получается так, что Конституция является базой текущего законодательства, которое, в свою очередь, развивает положения Конституции.
Нужно отметить, что Конституция РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. Глава 2 Конституции посвящена основным правам и свободам человека и гражданина. Конституция говорит, что они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Учитывается международная практика: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией». Тем не менее, многими нормами либо пренебрегают, либо нет условий для их реализации. К таковым можно отнести положения ст. 53 «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц» [2].
Из-за отсутствия должного финансирования не реализуются положения ч. 3 ст. 40 «Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами». В ст. 39 говорится о том, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца. На практике возникают случаи, когда человек не может обеспечить даже свои минимальные потребности.
В заключении нужно сказать о том, что в настоящее время прямое действие Конституции РФ ассоциируется с возможностью защиты прав и свобод граждан. В связи с чем при реализации принципа прямого действия Конституции РФ встречается ряд проблем:
– невысокий уровень правовой культуры, в плане отношения к конституционным нормам как к декларативным и тождественным, не имеющим способствовать реальному воздействию на общественные отношения;
– и основная проблема, это отсутствие механизма, который позволил бы выполнять нормы прописаны в Конституции не только в конфликтных ситуациях, но и в повседневной жизни.
Таким образом решение данных проблем стало бы толчком для успешного развития правового государства, в частности способствовало претворению в жизнь принципа прямого действия Конституции РФ.
При этом оценивая качество Основного закона нашей страны как акта прямого действия, нужно отметить его исключительно современный характер, который соответствует правовому государству. В ней отчетливо прослеживается уважение и защита основных прав человека, как высшей ценности государства, что является ее неоспоримым преимуществом перед всеми предшественницами.
Литература:
- «О международных договорах Российской Федерации»: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ (в ред. от 12.03. 2014 г. № 29-ФЗ0 // СЗ РФ. — 1995. — № 29. — Ст. 2757.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6 — ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2 –ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // CЗ РФ.2014. № 31. Ст.4398.
- «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. № 8 (ред. от 03.03.2015г.) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. — 1996. — № 2. — Ст. 1.
- Аничкин Е. С., Зенина О. А. Принцип прямого действия конституции Российской Федерации: некоторые актуальные вопросы // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2015. — № 2 (40). — С. 14–17.
- Балагурова Н. Н. Прямое действие конституции Российской Федерации: проблемы определения // Вестник Челябинского государственного университета. — 2012. — № 37 (291). — С. 5–9.