Значение архитектурных особенностей строений при обеспечении пожарной безопасности образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №4 (242) январь 2019 г.

Дата публикации: 24.01.2019

Статья просмотрена: 37 раз

Библиографическое описание:

Лазарев, В. В. Значение архитектурных особенностей строений при обеспечении пожарной безопасности образовательной организации / В. В. Лазарев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 46-47. — URL: https://moluch.ru/archive/242/55882/ (дата обращения: 15.11.2024).



Исследование посвящено изучению вопросов обеспечения пожарной безопасности в рамках комплексной безопасности образовательных учреждений. Рассмотрены требования норм законодательства к зданиям и сооружениям образовательных учреждений, а также уделено внимание выявлению архитектурных особенностей, оказывающих влияние на уровень безопасности учреждения в процессе эксплуатации и в случае возникновения возгорания. Рассмотрены показатели, влияющие на эффективность проведения эвакуационных мер, требующие внимания при составлении инструкций по эвакуации.

Ключевые слова: пожарная безопасность, образовательные учреждения, обеспечение безопасности, архитектурные особенности.

Задача обеспечения комплексной безопасности образовательной организации затрагивает множество сфер регулирования. Важной частью этого комплекса является обеспечение пожарной безопасности. Современное образовательное учреждение представляет из себя сложный социально-технологический комплекс, организация работы которого, требует принятия во внимание возможных рисков возникновения чрезвычайных ситуаций. Помимо формального соблюдения требований действующих нормативных актов, требуется понимание специфики конкретной образовательной организации и разработка алгоритма действий, нацеленного на повышение уровня защищенности организации, её сотрудников и обучающихся от потенциальных угроз здоровью и жизни. Особенности учебного заведения должны быть учтены при составлении предписаний, в соответствии с требованиями норм пожарной безопасности. Учет конструктивных особенностей здания не должен быть формальным. Факторы опасности, исходящие из архитектурно-строительных особенностей учреждения должны быть рассмотрены с точки зрения практической реализации мер по предотвращению возникновения жертв, в результате возгорания.

Основным правовым документом, регулирующим пожарную безопасности на территории Российской Федерации, является Федеральный Закон № 63 «О пожарной безопасности» [1]. Нормы пожарной безопасности на этапах проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений регламентированы большим количеством правовых документов, таких как СНиП и другие нормативные акты. При этом не существует единого утвержденного структурированного перечня, включающего все нормы, правила и требования. Приказ и инструкции по пожарной безопасности являются основными нормативными документами учебного заведения, которые, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном законом. Нарушение или невыполнение требований этих документов карается административной, дисциплинарной, уголовной или иной ответственностью, предусмотренную с действующим законодательством. Приказ о пожарной безопасности является подобием закона, действующего в конкретном учреждении, а в инструкциях детализируется порядок мероприятий пожарной безопасности. В тексте приказа назначаются сотрудники, ответственные за пожарную безопасность, регламентируются их обязанности, вводятся в действие основные положения, противопожарные инструкции, рекомендации по предупреждению угроз и осуществлению противопожарной защиты сооружений и территории, относящихся к ведению организации.

Из всех помещений образовательного учреждения, наибольшей потенциальной пожароопасностью обладают те, в которых могут находиться горючие и легковоспламеняющиеся материалы и вещества. К ним, традиционно, относятся учебные кабинеты физики и химии и мастерские трудового обучения. Проходы к эвакуационным выходам должны быть свободными. Все элементы интерьера, такие как шкафы, классные доски, парты стулья и прочая мебель не должны препятствовать свободному проходу. Требуется строгое соблюдение противопожарного режима в мастерских. Перед началом работ, подразумевающих использование электрооборудования, обязательно нужно провести ознакомление с инструкциями и правилами по эксплуатации. Не допускается скопление производственного мусора или любых других отходов.

Наличие плана эвакуации обязательно для всех учреждений образования. Планы размещаются на видных местах на стенах помещений. План эвакуации содержит указания по оповещению педагогического состава о происшествии, выводу учеников из опасных зон, отражает пути эвакуации и расположение выходов. До разделяется на графическую и текстовую часть. На графической части схематично изображена поэтажная планировка строения. Допускается упрощенное представления планировки. При этом, все выходы должны быть отражены. Названия помещений представляются непосредственно на схеме, или в виде прономерованного списка с указателями и пояснениями. Такое представление упрощает чтение плана. Двери на схеме изображаются в открытом виде. Пути движения при эвакуации изображаются исходя из наименьшего времени, требуемого для выхода и наибольшей безопасности. Сплошными линиями обозначаются основные пути эвакуации. В случае недоступности основных путей, следует пользоваться запасными. Они отображаются прерывистыми линиями. Помимо указания путей выхода, план отражает местоположение кнопок пожарной тревоги, пожарных кранов и огнетушителей. Графическая часть плана размещается на стенах в виде стенда или информационной таблички. Она должна располагаться на видном месте. Текстовая часть представляется в виде таблицы, содержащей указания действий при пожаре, порядок их выполнения и должности исполнителей. Таблица должна быть корректно подготовлена и утверждена руководителем учреждения.

К показателям, определяющим уровень опасности здания, следует отнести материалы постройки. Также, материалы внутренней отделки помещений должны соответствовать требованиям. Не допускается применение легкогорючих лакокрасочных и напольных покрытий. Образовательные учреждения относятся к классу функциональной пожарной опасности Ф4.1 и, вне зависимости от этажности здания, в них допустимо использование материалов с показателем пожарной опасности КМ0, КМ1 и КМ2 для вестибюлей, общих коридоров и холлов, используемых в качестве эвакуационных путей [2]. Важнейшим показателем, определяющим эффективность эвакуационных мероприятий, является ширина дверных проемов, коридоров и лестничных пролетов. Ширина коридоров должна быть не менее 1,2 м при длине 10 м; не менее 1,5 м — при длине свыше 10 м [3].

При планировании мер эвакуации из помещений с максимальной продолжительностью эвакуационных путей, следует учитывать данный показатель. Необходимо осуществлять планирование эвакуационных путей исходя из показателей их доступности, наименьшего времени эвакуации. Следует уделить особое внимание процессу инструктирования сотрудников, ответственных за проведение эвакуации учеников из данных помещений. При планировании мер эвакуации помещений, предполагающих единовременное присутствие большого количества учеников, следует учитывать площадь данных помещений и обеспечить использование всех доступных путей эвакуации с равной степенью плотности потока эвакуируемых. Помещения, предполагающие одновременное прибивание 50 и более человек должны быть оснащены как минимум двумя эвакуационными выходами [4]. Также следует уделить внимание координации действий ответственных за эвакуацию учеников из помещений с повышенным уровнем потенциальной опасности возникновения возгорания. Доведение до сведения сотрудников и учеников наличия потенциальных угроз, обусловленных особенностями эксплуатации, является важнейшим элементом системы обеспечения пожарной безопасности организации.

Принятие во внимание перечисленных показателей поспособствует повышению уровня подготовленности персонала к выполнению мероприятий, предписываемых правилами пожарной безопасности и инструкциями по эвакуации, что в свою очередь, повысит и уровень защищенности здоровья и жизни людей от факторов опасности, имеющих место при функционировании образовательного учреждения.

Литература:

  1. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9028718
  2. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78699/
  3. СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200139445
  4. СП. 1.13130.2009 «Эвакуационные пути и выходы» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200071143
Основные термины (генерируются автоматически): пожарная безопасность, инструкция, комплексная безопасность, образовательная организация, образовательное учреждение, показатель, помещение, текстовая часть, учебное заведение, учреждение.


Похожие статьи

Обеспечение пожарной безопасности при эксплуатации учреждений дополнительного образования детей

В статье обосновывается необходимость обеспечения пожарной безопасности зданий, предназначенных для организации дополнительного образования детей. Приведено описание результатов визуального обследования помещений спортивной школы. Установлено, что на...

К вопросу повышения безопасности учащихся образовательного учреждения в случае возникновения пожара

В статье рассматривается проблема, связанная с обеспечением безопасности учащихся образовательной организации в случае возникновения пожара при невозможности самостоятельной эвакуации из здания; представлены результаты анализа состояния пожарной безо...

Способы обеспечения пожарной безопасности развлекательных зон в закрытых помещениях

В статье представлен анализ нормативных требований к ограничению распространения опасных факторов пожара в развлекательных центрах. Рассмотрен состав развлекательной составляющей торговых центров. Проведен анализ проблематики пожарно-технической клас...

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Повышение результативности автоматических систем пожаротушения торгово-развлекательных центров

В работе выявляются основные проблемы использования автоматических систем пожаротушения торгово-развлекательных центров и подготавливаются передовые и нестандартные пути для их дальнейшего осуществлении.Основополагающим элементом обеспечения совокупн...

Огневая подготовка как один из аспектов морально-психологической устойчивости курсантов образовательных учреждений ФСИН России

В статье рассмотрены правовые основы применения огнестрельного оружия сотрудниками пенитенциарной системы, разобраны основания его применения. В рамках моральной и психологической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы обнаружены проб...

Огневая подготовка как один из аспектов морально-психологической устойчивости курсантов образовательных учреждений ФСИН России

В статье рассмотрены правовые основы применения огнестрельного оружия сотрудниками пенитенциарной системы, разобраны основания его применения. В рамках моральной и психологической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы обнаружены проб...

Педагогическое сопровождение проектной деятельности детей младшего школьного возраста

В статье обращается внимание, что в условиях возрастания темпов развития общества, требований к подрастающему поколению, следует создавать условия для формирования у детей способностей конструктивно решать задачи по достижению поставленной цели. Раск...

Методы оценки безопасных расстояний от магистральных трубопроводов до рядом расположенных населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений

В данной работе рассматриваются методы оценки безопасных расстояний между линейной частью магистральных трубопроводов и расположенными на определенном расстоянии от трубопроводов территориями населенных пунктов и объектами различного назначения. Исхо...

Оптимизация системы контроля в деятельности учителя физической культуры на основе разработки автоматизированной системы учета показателей физической подготовленности и физического развития старших школьников

В статье рассматривается вопрос организации контроля и учета в образовательной среде, в частности, на уроках физической культуры. Особое внимание уделяется автоматизированным системам учета, которые повышают качество, эффективность и оперативность уп...

Похожие статьи

Обеспечение пожарной безопасности при эксплуатации учреждений дополнительного образования детей

В статье обосновывается необходимость обеспечения пожарной безопасности зданий, предназначенных для организации дополнительного образования детей. Приведено описание результатов визуального обследования помещений спортивной школы. Установлено, что на...

К вопросу повышения безопасности учащихся образовательного учреждения в случае возникновения пожара

В статье рассматривается проблема, связанная с обеспечением безопасности учащихся образовательной организации в случае возникновения пожара при невозможности самостоятельной эвакуации из здания; представлены результаты анализа состояния пожарной безо...

Способы обеспечения пожарной безопасности развлекательных зон в закрытых помещениях

В статье представлен анализ нормативных требований к ограничению распространения опасных факторов пожара в развлекательных центрах. Рассмотрен состав развлекательной составляющей торговых центров. Проведен анализ проблематики пожарно-технической клас...

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Повышение результативности автоматических систем пожаротушения торгово-развлекательных центров

В работе выявляются основные проблемы использования автоматических систем пожаротушения торгово-развлекательных центров и подготавливаются передовые и нестандартные пути для их дальнейшего осуществлении.Основополагающим элементом обеспечения совокупн...

Огневая подготовка как один из аспектов морально-психологической устойчивости курсантов образовательных учреждений ФСИН России

В статье рассмотрены правовые основы применения огнестрельного оружия сотрудниками пенитенциарной системы, разобраны основания его применения. В рамках моральной и психологической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы обнаружены проб...

Огневая подготовка как один из аспектов морально-психологической устойчивости курсантов образовательных учреждений ФСИН России

В статье рассмотрены правовые основы применения огнестрельного оружия сотрудниками пенитенциарной системы, разобраны основания его применения. В рамках моральной и психологической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы обнаружены проб...

Педагогическое сопровождение проектной деятельности детей младшего школьного возраста

В статье обращается внимание, что в условиях возрастания темпов развития общества, требований к подрастающему поколению, следует создавать условия для формирования у детей способностей конструктивно решать задачи по достижению поставленной цели. Раск...

Методы оценки безопасных расстояний от магистральных трубопроводов до рядом расположенных населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений

В данной работе рассматриваются методы оценки безопасных расстояний между линейной частью магистральных трубопроводов и расположенными на определенном расстоянии от трубопроводов территориями населенных пунктов и объектами различного назначения. Исхо...

Оптимизация системы контроля в деятельности учителя физической культуры на основе разработки автоматизированной системы учета показателей физической подготовленности и физического развития старших школьников

В статье рассматривается вопрос организации контроля и учета в образовательной среде, в частности, на уроках физической культуры. Особое внимание уделяется автоматизированным системам учета, которые повышают качество, эффективность и оперативность уп...

Задать вопрос