Развитие предпосылок логического мышления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (242) январь 2019 г.

Дата публикации: 24.01.2019

Статья просмотрена: 459 раз

Библиографическое описание:

Мишечкина, Н. А. Развитие предпосылок логического мышления / Н. А. Мишечкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 154-155. — URL: https://moluch.ru/archive/242/55908/ (дата обращения: 18.10.2024).



В данной статье описывается процесс логического мышления и приводятся различные игры и упражнения, направленные на развитие предпосылок логического мышления младших школьников.

Ключевые слова: способности, логическое мышления, психология, упражнения на развитие.

Одной из самых важных способностей человека принято считать логическое мышление, которое помогает ему анализировать различные ситуации, с которыми он сталкивается, находить взаимосвязи между событиями и явлениями, которые он наблюдает и выделять необходимую ему информацию из всего многообразия знаний. Поэтому необходимо уделять особое внимание развитию этой способности, на протяжении всей жизни.

Особенно это актуально в дошкольном и школьном возрасте, так как в это время ребенок учится познавать мир сам, и, если в процессе его взросления его навыки логического мышления не будут тренироваться, он не сможет в дальнейшем успешно усваивать знания.

Перед тем как говорить о конкретных играх и упражнениях, направленных на развитие этой способности, необходимо дать теоретические знания по процессу мышления.

Мышление — это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними [1].

В своей работе «О возможностях развития логического мышления младших школьников в условиях целенаправленного обучения» Е. Г. Ревина, писала, что мышление — это высшая ступень познания человеком действительности. Основными чувственными пластами мышления считаются представление, ощущение и восприятие окружающего мира и событий. Только органы чувств позволяют иметь человеку связь с окружающим миром и получать из него информацию. Самой важной формой переработки информации является мышления. В процессе решения задач мышления, которые возникают перед человеком во время его жизни, он размышляет, выделяет главное и тем самым познаёт порядок вещей и структуру явлений. Мышление формируется на основе восприятий и ощущений. Процесс преобразования ощущения в мысль очень сложен, он состоит в выделении и признака конкретного предмета, единичного из всего многообразия предметов [2].

Психолог Л. Ф. Тихомирова [3] в своей работе, посвященной психолого-педагогическим основам обучения в школе, пишет, что логическое мышление не дано человеку при рождении. Человек овладевает им в процессе во время обучения на протяжении жизни. Выделяя важную значимость математики в развитии логического мышления, психолог выделяет общие положения организации восприятия:

– описание продолжительности процесса воспитания культуры мышления, постоянное его проведение;

– недопущение неточностей в логике рассказа и описания; -привлечение детей в постоянную работу по улучшению своего логического мышления, которая воспринималась бы ими как личная значимая цель;

– внедрение в состав обучения совокупности явных теоретических знаний, знаний о способах ориентирования при выполнении умственных действий.

Далее будут представлены различные игры и упражнения, направленные на развитие логического мышления младших школьников.

Игра «Разложи фигуры» [4]. Игра состоит из 24 карточек (8x6 см) с изображением геометрических фигур четырех видов (квадрат, треугольник, круг, ромб), трех цветов (синий, красный, зеленый), большого и маленького размера.

1-й вариант. В этой игре устная инструкция не используется. Взрослый молча раскладывает карточки на группы по какому- либо признаку (по форме, цвету, размеру). Разложив 8–12 карточек, передает остальные ребенку. Если он не понял, что надо делать, поясняет: «Клади подходящее к подходящему». Затем карточки раскладываются по другому признаку.

2-й вариант. Карточки делятся поровну между играющими. Взрослый выкладывает на стол карточку, ребенку нужно положить карточку с фигурой, отличающейся только одним признаком. Например, первая карточка — маленький красный круг, ребенку нужно положить большой красный круг, или маленький синий круг, или маленький красный квадрат и т. д.

Упражнение «Что не подходит?» выполняется в двух вариантах: с предметными картинками и с геометрическими фигурами [5].

1-й вариант. Используются карточки с изображением знакомых ребенку предметов. Поочередно взрослый выкладывает 4 карточки и говорит: «Посмотри, здесь все карточки можно объединить вместе, а одна не подходит к ним. Покажи ее. Почему она лишняя?».

2-й вариант. Используются карточки с изображением геометрических фигур. Перед ребенком выкладывают поочередно карточки с изображением фигур, в которых одна отличается от остальных по какому-либо признаку. Ребенка просят сказать, какая фигура не подходит и почему.

Игра «Назови одним словом» проводится с предметными картинками либо с игрушками небольшого размера [5]. Смысл упражнения заключается в том, чтобы научить ребенка правильно использовать обобщающие слова. Взрослый выкладывает на стол картинки, относящиеся к одной родовой категории, и просит ребенка назвать их, одним словом.

Игра «Похож — не похож» позволяет учить детей сравнивать предметы, находить сходство по форме, величине, цвету, материалу; развивает наблюдательность, мышление и речь ребенка [5].

1-й вариант. Детям предлагают найти в комнате два похожих предмета и доказать их сходство. Задача взрослого — обратить их внимание на скрытые свойства предметов, недоступные непосредственному восприятию.

2-й вариант. Играющие садятся в кружок. Взрослый предлагает детям загадать два предмета, а затем, не называя их, рассказать, чем они похожи и чем отличаются друг от друга. Все отгадывают, что было задумано.

В данной статье была раскрыта актуальность развивающей работы над таким познавательным процессом, как мышление. Были приведены примеры различных игр и упражнений на развитие данного познавательного процесса.

Литература:

  1. Мышление. Словесные субтесты // Программа исследования детей на готовность к школьному обучению. — М.: Просвещение, 1991. — С.9–13.
  2. Ревина, Е. Г. О возможностях развития логического мышления младших школьников в условиях целенаправленного обучения. — М.: Межвузовский сборник научно-технических статей. — Вольск: ВВВУТ (ВИ), 2007. — С. 141–145.
  3. Тихомирова, Л.Ф., А. В. Басов. Развитие логического мышления детей — М.: Ярославль: Академия развития, 1996. — С. 254.
  4. Иванова А. Я. Методика исследования обучаемости — М.: «ИМАТОН», 2010. — С. 8–10.
  5. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): логическое мышление, карточка, ребенок, игра, взрослый, мышление, окружающий мир, познавательный процесс, развитие этой, упражнение.


Ключевые слова

способности, психология, логическое мышления, упражнения на развитие

Похожие статьи

Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений

В статье рассмотрены особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр. Кроме того, показана классификация занимательных игр и описаны некоторые авторские игры по данной теме.

Развитие положительной мотивации учения младших школьников посредством интеллектуальных игр

В статье рассматриваются теоретические основы развития мотивации учения у младших школьников; роль игровых форм обучения в развитии положительной мотивации учения у детей младшего школьного возраста.

Некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

В этой статье излагаются некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики и даны рекомендации их применения на уроках с целью развития творческой самостоятельности учащихся.

Логическое мышление как психолого-педагогическая проблема развития детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются теоретические основы процесса развития логического мышления у детей дошкольного возраста; раскрыто понятие — логическое мышление; акцентируется внимание на значении речи и сенситивного периода в ходе мыслительного процесса ре...

Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

В статье раскрывается значение формирования коммуникативных навыков у современных дошкольников и возможности дидактической игры для решения данной задачи.

О различных подходах формирования творческих способностей учащихся на уроках математики

В этой статье излагаются некоторые аспекты использования различных подходов формирования творческих способностей учащихся на уроках математики и даны рекомендации по их применению в процессе изучения конкретных тем школьного курса математики.

Логическое мышление младших школьников и его характеристика

В статье авторы описывают пути формирования логического мышления младших школьников.

Педагогическое обеспечение игровой деятельности: понятие и структура

В статье раскрывается сущность педагогического обеспечения игры детей. Рассматриваются основные понятия и структура игровой деятельности.

Игровые технологии в формировании у дошкольников навыков диалогической речи

В статье раскрывается понятие «диалогической речи», перечислены игровые технологии её развития, а также описание некоторых педагогических технологий для дошкольников как средство активизации детской речи.

Особенности развития мышления в подростковом возрасте

В статье рассматриваются особенности развития мышления младших и старших подростков. Представлены теоретические аспекты развития мышления в подростковом возрасте. По результатам практического исследования показаны основные отличия мышления младших и ...

Похожие статьи

Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений

В статье рассмотрены особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр. Кроме того, показана классификация занимательных игр и описаны некоторые авторские игры по данной теме.

Развитие положительной мотивации учения младших школьников посредством интеллектуальных игр

В статье рассматриваются теоретические основы развития мотивации учения у младших школьников; роль игровых форм обучения в развитии положительной мотивации учения у детей младшего школьного возраста.

Некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

В этой статье излагаются некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики и даны рекомендации их применения на уроках с целью развития творческой самостоятельности учащихся.

Логическое мышление как психолого-педагогическая проблема развития детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются теоретические основы процесса развития логического мышления у детей дошкольного возраста; раскрыто понятие — логическое мышление; акцентируется внимание на значении речи и сенситивного периода в ходе мыслительного процесса ре...

Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

В статье раскрывается значение формирования коммуникативных навыков у современных дошкольников и возможности дидактической игры для решения данной задачи.

О различных подходах формирования творческих способностей учащихся на уроках математики

В этой статье излагаются некоторые аспекты использования различных подходов формирования творческих способностей учащихся на уроках математики и даны рекомендации по их применению в процессе изучения конкретных тем школьного курса математики.

Логическое мышление младших школьников и его характеристика

В статье авторы описывают пути формирования логического мышления младших школьников.

Педагогическое обеспечение игровой деятельности: понятие и структура

В статье раскрывается сущность педагогического обеспечения игры детей. Рассматриваются основные понятия и структура игровой деятельности.

Игровые технологии в формировании у дошкольников навыков диалогической речи

В статье раскрывается понятие «диалогической речи», перечислены игровые технологии её развития, а также описание некоторых педагогических технологий для дошкольников как средство активизации детской речи.

Особенности развития мышления в подростковом возрасте

В статье рассматриваются особенности развития мышления младших и старших подростков. Представлены теоретические аспекты развития мышления в подростковом возрасте. По результатам практического исследования показаны основные отличия мышления младших и ...

Задать вопрос