Семейные и детско-родительские отношения в психологической консультации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (242) январь 2019 г.

Дата публикации: 24.01.2019

Статья просмотрена: 660 раз

Библиографическое описание:

Мишечкина, Н. А. Семейные и детско-родительские отношения в психологической консультации / Н. А. Мишечкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 155-157. — URL: https://moluch.ru/archive/242/55909/ (дата обращения: 18.10.2024).



В данной статье рассматривается психологическая помощь семье при возникновении различных трудностей. Рассматриваются модели психологического консультирования и приводятся примеры методик, направленных на диагностику взаимоотношений в семье.

Ключевые слова: семья, психологическая помощь, модели психологического консультирования семьи, методики диагностики.

Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью [3].

Семейные отношения и детско-родительские отношения являются частым гостем на различных психологических (консультативных) семинарах (обсуждениях). В этих отношениях существует масса проблем и трудностей, с которыми члены семьи не могут справиться самостоятельно, поэтому наступает момент, когда семья решает обратиться за помощью к психологу-консультанту.

Психологическая помощь всегда оказывается на добровольной основе тем, кто в этой услуге нуждается и просит о ее оказании.

Отметим, в чем же заключается основной принцип социалистического подхода к семье, это уважение прав супругов и родителей, уважение неприкосновенности частной жизни граждан.

Следует отметить, пути оказания психологической помощи семье [2, с. 9]:

– только одному члену семьи, из-за того, что различного рода проблемы могут быть связаны прямо или косвенно с ним;

– брачной паре (или паре, которая собирается связать себя узами брака);

– семье в целом;

– родителю или родителям;

– родителям и детям;

– ребенку или подростку.

Следует отметить характер психологической помощи:

– рекомендации организационных мер, связанных с воспитанием ребенка;

– рекомендации методов воспитания, обучения;

– профессиональная ориентация подростков; определение готовности ребенка к школьному обучению и выявление причин трудностей в учении;

– осуществление психотерапевтических и психокоррекционных воздействий [2].

Следует отметить модели психологического консультирования семей: педагогическая модель, диагностическая модель, социальная модель, медицинская модель, психологическая (психотерапевтическая) модель [2].

Разберем подробнее модели психологического консультирования.

Педагогическая модель — модель основывается на предположении о недостаточной педагогической компетентности родителей, из этого следует оказание помощи родителям в воспитании детей. Консультант (вместе с родителями) анализирует ситуацию и разрабатывает программу, направленную на изменение тех или иных проблем. Отметим, что консультант, работающий по этой модели, является социальным работником или педагогом.

Диагностическая модель — модель основывается на предположении о том, что у родителей имеется дефицит знаний (умений), которые могли бы помочь принять верное решение в той или иной ситуации. Консультант, анализируя ситуацию, составляет диагностическое заключение, которое может привести и к другим специалистам, работающим по выявленной консультантом проблеме.

Социальная модель — модель основывается на предположении о том, что все семейные трудности — это результат обстоятельств (негативных). Специалист анализирует ситуации и дает рекомендации, которые предполагают непосредственный контакт специалиста с жизнью клиентов.

Медицинская модель — модель основывается на предположении о том, что семейные трудности происходят из-за различных болезненных состояний личности супруга или супругов, а также, ребенка. Работа специалистов направлена именно на излечение болезней.

Психологическая модель — модель основывается на предположении о том, что причины различных проблем в семье заключаются либо в внутрисемейном общении, либо в личностных особенностях членов семьи. Данная модель предполагает анализ семейной ситуации и личности клиента и создание на основе анализа «диагноза», который позволяет психологу-консультанту, психотерапевту помочь семье и ее членам.

Далее рассмотрим различные методы диагностики детско-родительских взаимоотношений в семье, которые могут посодействовать при работе психолога-консультанта.

Методики диагностики психологии семьи (перечислим самые популярные методики диагностики): Методика «Распределение ролей в семье». Методика «Диагностика родительского отношения» А. Я. Варга и В. В. Столина. Рисуночный тест «Рисунок семьи».

Методики для детей: Методика «Рисунок семьи». Методика «Семья животных». Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля. Детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Е. Бене-Антони. «Альбом моей жизни» — проективная методика для старшеклассников. Диагностическая беседа Т. Ю. Андрущенко «Мой круг общения». Методика диагностики субъективной оценки межличностных отношений ребенка Н. Я. Семаго.

Методики для взрослых: Опросник родительских отношений Варги-Столина. Опросник родительских установок PARI. Опросник эмоциональных отношений в семье Е. И. Захаровой (методика ОДРЭВ). Методика Р. Г. Овчаровой «Представления об идеальном родителе».

Методики, одинаково пригодные как для детей, так и для взрослых: Цветовой тест отношений А.Эткинда. Методика «Модель личностной сферы» Р. Шмидека. Семейная социограмма.

Методики, имеющие связанные друг с другом шкалы (формы) для родителей и для детей:

Диагностика супружеских отношений: Методика «Ролевые ожидания партнеров» Н.Волковой. Особенности общения между супругами.

Супружеские конфликты и их диагностика: Методика «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации». Опросник «Реакции супругов на конфликт» А. С. Кочаряна.

Диагностика совместимости: Опросник «Измерение установок в супружеской паре» Ю. Е. Алешиной. Диагностика сексуальных отношений и поведения супругов. Опросник сексуальности Айзенка.

Психологическое обследование семьи как целого: Опросник удовлетворенности браком В. В. Столина, Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко. Опросник Ю. Е. Алешиной. Рассказ «О-том-как-мы-встретились» и косвенные показатели удовлетворенности браком (методика Дж.Готтмана).

Семейный стресс и семейная тревога: Семья в пространстве стрессогенных жизненных событий по оценкам подростков (исследование О. А. Идобаевой). Опросник «Список неприятных событий» П. М. Левинсона. Диагностика сплоченности и гибкости семейной системы [1].

Литература:

  1. Психология семьи: под ред. Е. Г. Сурковой. — М.: Академия, 2014. — 240с.
  2. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования/ Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  3. Семья // Большая советская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://gufo.me/dict
Основные термины (генерируются автоматически): методика, психологическая помощь, Семья, Модель, родитель, диагностическая модель, медицинская модель, педагогическая модель, психологическое консультирование, социальная модель.


Ключевые слова

семья, психологическая помощь, модели психологического консультирования семьи, методики диагностики

Похожие статьи

Теоретические аспекты психологической коррекции семейных отношений

В статье рассматриваются понятие и сущность семьи, психологической коррекции семейных отношений, причины возникновения проблем в супружеских отношениях, типы семейных взаимоотношений и этапы их развития. Также в работе рассмотрены наиболее популярные...

Оказание психологической помощи семье при бракоразводном процессе

В данной статье рассмотрены основные нюансы работы семейного психолога с клиентами, состоящими в отношениях, для их стабилизации. Описаны постразводные фазы и их особенности, ключевые моменты работы специалиста на каждой из фаз.

Исследование детско-родительских отношений и самоидентификации ребенка по материалам методики «Рисунок семьи»

Статья посвящена проблеме исследования детско-родительских взаимоотношений и самоидентификации ребенка с помощью методики «Рисунок семьи». В статье предлагаются варианты интерпретации и рассматриваются основы психологического анализа результатов данн...

Психологическое здоровье современного ребёнка в детском саду

В статье рассматривается процесс обеспечения психологического здоровья дошкольников как единство диагностики, профилактики и коррекции в определенных психолого-педагогических условиях.

Психологическая готовность как успешный фактор адаптации ребенка к школе

В статье рассматривается психологическая готовность к школе, дается определение и выделяются компоненты. Рассматриваются способы диагностики, и приводится практический пример. Выделяются уровни готовности к школе и их значение для первоклассников.

Роль семьи и направления работы педагога-психолога для успешной адаптации ребенка к обучению в школе

В статье автор исследует роль семьи и направления работы педагога-психолога для успешной адаптации ребенка к обучению в школе.

Организация социальной работы с многодетными семьями

Данная статья посвящена рассмотрению социальных проблем многодетных семей и организации помощи им, на примере технологий социальной работы.

Психологический тренинг как средство развития эмпатии у будущих педагогов

В статье автор рассказывает о возможности развития эмпатии у будущих педагогов с помощью психологического тренинга. Затрагиваются структура тренинга и факторы, которые обеспечивают возможность развития участников группы

Использование инструментов медиации в психологическом консультировании семей в ситуации развода

Актуальность выбранной темы заключается в возможности расширить инструменты психологического консультирования при помощи медиативных техник, что особенно важно при консультировании семей в ситуации развода. Количество разводов не становится меньше, и...

Актуальные вопросы семейного образования: понятие, причины, подходы, проблемы

Статья посвящена проблемам семейного образования. В ней рассмотрены основные причины выбора данной формы обучения и проанализированы существующие в зарубежных исследованиях подходы к организации обучения, практикуемые в семьях.

Похожие статьи

Теоретические аспекты психологической коррекции семейных отношений

В статье рассматриваются понятие и сущность семьи, психологической коррекции семейных отношений, причины возникновения проблем в супружеских отношениях, типы семейных взаимоотношений и этапы их развития. Также в работе рассмотрены наиболее популярные...

Оказание психологической помощи семье при бракоразводном процессе

В данной статье рассмотрены основные нюансы работы семейного психолога с клиентами, состоящими в отношениях, для их стабилизации. Описаны постразводные фазы и их особенности, ключевые моменты работы специалиста на каждой из фаз.

Исследование детско-родительских отношений и самоидентификации ребенка по материалам методики «Рисунок семьи»

Статья посвящена проблеме исследования детско-родительских взаимоотношений и самоидентификации ребенка с помощью методики «Рисунок семьи». В статье предлагаются варианты интерпретации и рассматриваются основы психологического анализа результатов данн...

Психологическое здоровье современного ребёнка в детском саду

В статье рассматривается процесс обеспечения психологического здоровья дошкольников как единство диагностики, профилактики и коррекции в определенных психолого-педагогических условиях.

Психологическая готовность как успешный фактор адаптации ребенка к школе

В статье рассматривается психологическая готовность к школе, дается определение и выделяются компоненты. Рассматриваются способы диагностики, и приводится практический пример. Выделяются уровни готовности к школе и их значение для первоклассников.

Роль семьи и направления работы педагога-психолога для успешной адаптации ребенка к обучению в школе

В статье автор исследует роль семьи и направления работы педагога-психолога для успешной адаптации ребенка к обучению в школе.

Организация социальной работы с многодетными семьями

Данная статья посвящена рассмотрению социальных проблем многодетных семей и организации помощи им, на примере технологий социальной работы.

Психологический тренинг как средство развития эмпатии у будущих педагогов

В статье автор рассказывает о возможности развития эмпатии у будущих педагогов с помощью психологического тренинга. Затрагиваются структура тренинга и факторы, которые обеспечивают возможность развития участников группы

Использование инструментов медиации в психологическом консультировании семей в ситуации развода

Актуальность выбранной темы заключается в возможности расширить инструменты психологического консультирования при помощи медиативных техник, что особенно важно при консультировании семей в ситуации развода. Количество разводов не становится меньше, и...

Актуальные вопросы семейного образования: понятие, причины, подходы, проблемы

Статья посвящена проблемам семейного образования. В ней рассмотрены основные причины выбора данной формы обучения и проанализированы существующие в зарубежных исследованиях подходы к организации обучения, практикуемые в семьях.

Задать вопрос