Основы системы социальных гарантий, направленных на защиту лиц, имеющих нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности [3], заложены Конституцией Российской Федерации. Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством [1], что создает особые условия и значение реализации мер по обеспечению безопасной жизнедеятельности социально незащищенных слоев населения.
Нормативная правовая база в Российской Федерации, направленная на обеспечение достойной социальной интеграции лиц, субъективно ограниченных в реализации своих конституционных прав и свобод, в первую очередь, представлена Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предметом правового регулирования которого непосредственно являются общественные отношения, формирующиеся в процессе жизнедеятельности инвалидов [3].
Помимо отраслевого законодательства общего характера, регулирование отношений, субъектами которых являются инвалиды, осуществляется также нормами специальных законов, регулирующих иные правоотношения, к примеру, в сфере налогообложения.
Налоговое законодательство в Российской Федерации регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — также НК РФ), определяющим правила установления, ведения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации [6].
Исходя из системного анализа Налогового кодекса Российской Федерации в отношении рассматриваемой категории населения федеральным законодателем установлено право на льготы по налогу на доходы физических лиц, по налогу на имущество, а также по уплате государственной пошлины.
К вышеуказанным категориям льгот, например, законодательством отнесены освобождение доходов от налогообложения и налоговые вычеты, уменьшающие облагаемый доходом налог.
Так, от обложения налогом освобождены такие доходы инвалидов, как суммы компенсации стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление на территории Российской Федерации (п. 9 ст. 217 НК РФ), оплата оказанных медицинских услуг (п. 10 ст. 217 НК РФ), призы спортсменов-инвалидов за призовые места (п. 20 ст. 217 НК РФ), плата за технические средства, необходимые для профилактики инвалидности и реабилитации (п. 20 ст. 217 НК РФ), возмещение стоимости или оплата лекарств, а также материальная помощь (п. 28 ст. 217 НК РФ).
Кроме того, лица, получившие инвалидность вследствие чернобыльской катастрофы, инвалиды Великой отечественной войны, инвалиды I, II и III групп из числа военнослужащих, инвалидность которых наступила вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении военной службы, инвалиды с детства, а также инвалиды I и II групп имеют право на стандартный налоговый вычет. При этом законодательством определены рамки применения инвалидами налогового вычета: в том случае, если лицо обладает право на налоговый вычет по нескольким основания, он может получить только один вычет максимальный по размеру [7].
Другим видом налога, по которому законодательством предусмотрены льготы для инвалидов, является налог на имущество. Данной льготой могут воспользоваться инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, дети-инвалиды в отношении недвижимого имущества, которое находится в их собственности и не используется в предпринимательской деятельности [8]. Налоговая льгота предоставляется названным лицам в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения [9].
В 2017 году вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, согласно которым налоговая база по земельному налогу уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади одного земельного участка, принадлежащего инвалидам I и II групп, инвалидам с детства, детей-инвалидов, инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий, лицам, ставшим инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику [10]
Помимо прочего налоговым законодательством Российской Федерации предусмотрено, что транспортным налогом не облагаются легковые автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт), полученные или приобретенные через органы социальной защиты населения [11]
В части уплаты государственной пошлины также существуют преференции для лиц, ограниченных в реализации своих прав и свобод. К примеру, при обращении за совершением юридически значимых действий инвалиды Великой Отечественной войны освобождены от уплаты государственной пошлины полностью, инвалиды — граждане Российской Федерации, которые являются единственными авторами программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральной микросхемы и правообладателями на нее и испрашивают на них свидетельства о регистрации на свое имя, освобождены от уплаты государственной пошлины, необходимой для совершения соответствующих регистрационных действий [12].
Все истцы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями при обращении с исками неимущественного характера, связанными с защитой прав и законных интересов инвалидов [13], а истцы-инвалиды I и II групп освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, если цена иска не превышает 1 млн руб. При цене иска свыше 1 млн руб. сумма госпошлины, исчисленная исходя из цены иска, уменьшается на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб. [14]. Более того, инвалиды I и II групп обладают правом на оплату лишь 50 % государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий [15].
Кроме того, инвалиды различных категорий имеют возможность пользоваться льготами, установленными не только федеральным законодательством, а в том числе органами государственной власти того или иного субъекта Российской Федерации (в отношении региональных налогов) и органами местного самоуправления (в отношении местных налогов).
Также органами местного самоуправления Астраханской области муниципальными нормативными правовыми актами закреплены дополнительные льготы по земельному налогу для инвалидов различных категорий. К примеру, от уплаты земельного налога полностью освобождены инвалиды детства, инвалиды 1, 2, 3 групп в муниципальном образовании Село Пироговка Астраханской области [5], а в муниципальном образовании Поселок Нижний Баскунчак Астраханской области от уплаты данного налога освобождены инвалиды с детства, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны [16].
Таким образом, анализ действующего законодательства Российской Федерации в сфере налогообложения позволяет сделать вывод о том, что публичная власть и российской общество в целом неуклонно признают ответственность за обеспечение социальной интеграции, безопасной и достойной жизнедеятельности социально незащищенных слоев населения, в частности, инвалидов. Вместе с тем, являясь динамично развивающейся системой общество бросает новые вызовы действующим правилам и нормам, которые требуют переосмысления и преобразования для соответствия действительным нуждам в дальнейшем.
Литература:
- Конституция Российской Федерации, статья 7
- Налоговый кодекс Российской Федерации.
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
- Решение Совета муниципального образования «Поселок Нижний Баскунчак» от 18.02.2016 № 14 «Об утверждении Положения о земельном налогообложении на территории МО «Поселок Нижний Баскунчак».
- Решение Совета муниципального образования «Село Пироговка» от 01.10.2018 № 9 «Об утверждении Положения «О земельном налогообложении на территории муниципального образования «Село Пироговка».
- Налоговый кодекс Российской Федерации, статья 2.
- Налоговый кодекс Российской Федерации, пункт 2 статьи 218.
- Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 1 статьи 407.
- Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 2 статьи 407.
- Налоговый кодекс Российской Федерации, статья 391.
- Налоговый кодекс Российской Федерации, статья 358.
- Налоговый кодекс Российской Федерации, статья 338.35.
- Налоговый кодекс Российской Федерации, статья 338.36.
- Налоговый кодекс Российской Федерации, статья 338.37.
- Налоговый кодекс Российской Федерации, статья 338.38.
- Решение Совета муниципального образования «Поселок Нижний Баскунчак» от 18.02.2016 № 14 «Об утверждении Положения о земельном налогообложении на территории МО "Поселок Нижний Баскунчак».