Государственные гарантии социальной защиты инвалидов на примере налогообложения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (242) январь 2019 г.

Дата публикации: 25.01.2019

Статья просмотрена: 154 раза

Библиографическое описание:

Гюлджян, А. Г. Государственные гарантии социальной защиты инвалидов на примере налогообложения / А. Г. Гюлджян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 293-295. — URL: https://moluch.ru/archive/242/55911/ (дата обращения: 18.12.2024).



Основы системы социальных гарантий, направленных на защиту лиц, имеющих нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности [3], заложены Конституцией Российской Федерации. Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством [1], что создает особые условия и значение реализации мер по обеспечению безопасной жизнедеятельности социально незащищенных слоев населения.

Нормативная правовая база в Российской Федерации, направленная на обеспечение достойной социальной интеграции лиц, субъективно ограниченных в реализации своих конституционных прав и свобод, в первую очередь, представлена Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предметом правового регулирования которого непосредственно являются общественные отношения, формирующиеся в процессе жизнедеятельности инвалидов [3].

Помимо отраслевого законодательства общего характера, регулирование отношений, субъектами которых являются инвалиды, осуществляется также нормами специальных законов, регулирующих иные правоотношения, к примеру, в сфере налогообложения.

Налоговое законодательство в Российской Федерации регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — также НК РФ), определяющим правила установления, ведения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации [6].

Исходя из системного анализа Налогового кодекса Российской Федерации в отношении рассматриваемой категории населения федеральным законодателем установлено право на льготы по налогу на доходы физических лиц, по налогу на имущество, а также по уплате государственной пошлины.

К вышеуказанным категориям льгот, например, законодательством отнесены освобождение доходов от налогообложения и налоговые вычеты, уменьшающие облагаемый доходом налог.

Так, от обложения налогом освобождены такие доходы инвалидов, как суммы компенсации стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление на территории Российской Федерации (п. 9 ст. 217 НК РФ), оплата оказанных медицинских услуг (п. 10 ст. 217 НК РФ), призы спортсменов-инвалидов за призовые места (п. 20 ст. 217 НК РФ), плата за технические средства, необходимые для профилактики инвалидности и реабилитации (п. 20 ст. 217 НК РФ), возмещение стоимости или оплата лекарств, а также материальная помощь (п. 28 ст. 217 НК РФ).

Кроме того, лица, получившие инвалидность вследствие чернобыльской катастрофы, инвалиды Великой отечественной войны, инвалиды I, II и III групп из числа военнослужащих, инвалидность которых наступила вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении военной службы, инвалиды с детства, а также инвалиды I и II групп имеют право на стандартный налоговый вычет. При этом законодательством определены рамки применения инвалидами налогового вычета: в том случае, если лицо обладает право на налоговый вычет по нескольким основания, он может получить только один вычет максимальный по размеру [7].

Другим видом налога, по которому законодательством предусмотрены льготы для инвалидов, является налог на имущество. Данной льготой могут воспользоваться инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, дети-инвалиды в отношении недвижимого имущества, которое находится в их собственности и не используется в предпринимательской деятельности [8]. Налоговая льгота предоставляется названным лицам в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения [9].

В 2017 году вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, согласно которым налоговая база по земельному налогу уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади одного земельного участка, принадлежащего инвалидам I и II групп, инвалидам с детства, детей-инвалидов, инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий, лицам, ставшим инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику [10]

Помимо прочего налоговым законодательством Российской Федерации предусмотрено, что транспортным налогом не облагаются легковые автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт), полученные или приобретенные через органы социальной защиты населения [11]

В части уплаты государственной пошлины также существуют преференции для лиц, ограниченных в реализации своих прав и свобод. К примеру, при обращении за совершением юридически значимых действий инвалиды Великой Отечественной войны освобождены от уплаты государственной пошлины полностью, инвалиды — граждане Российской Федерации, которые являются единственными авторами программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральной микросхемы и правообладателями на нее и испрашивают на них свидетельства о регистрации на свое имя, освобождены от уплаты государственной пошлины, необходимой для совершения соответствующих регистрационных действий [12].

Все истцы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями при обращении с исками неимущественного характера, связанными с защитой прав и законных интересов инвалидов [13], а истцы-инвалиды I и II групп освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, если цена иска не превышает 1 млн руб. При цене иска свыше 1 млн руб. сумма госпошлины, исчисленная исходя из цены иска, уменьшается на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб. [14]. Более того, инвалиды I и II групп обладают правом на оплату лишь 50 % государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий [15].

Кроме того, инвалиды различных категорий имеют возможность пользоваться льготами, установленными не только федеральным законодательством, а в том числе органами государственной власти того или иного субъекта Российской Федерации (в отношении региональных налогов) и органами местного самоуправления (в отношении местных налогов).

Также органами местного самоуправления Астраханской области муниципальными нормативными правовыми актами закреплены дополнительные льготы по земельному налогу для инвалидов различных категорий. К примеру, от уплаты земельного налога полностью освобождены инвалиды детства, инвалиды 1, 2, 3 групп в муниципальном образовании Село Пироговка Астраханской области [5], а в муниципальном образовании Поселок Нижний Баскунчак Астраханской области от уплаты данного налога освобождены инвалиды с детства, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны [16].

Таким образом, анализ действующего законодательства Российской Федерации в сфере налогообложения позволяет сделать вывод о том, что публичная власть и российской общество в целом неуклонно признают ответственность за обеспечение социальной интеграции, безопасной и достойной жизнедеятельности социально незащищенных слоев населения, в частности, инвалидов. Вместе с тем, являясь динамично развивающейся системой общество бросает новые вызовы действующим правилам и нормам, которые требуют переосмысления и преобразования для соответствия действительным нуждам в дальнейшем.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации, статья 7
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  3. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  4. Решение Совета муниципального образования «Поселок Нижний Баскунчак» от 18.02.2016 № 14 «Об утверждении Положения о земельном налогообложении на территории МО «Поселок Нижний Баскунчак».
  5. Решение Совета муниципального образования «Село Пироговка» от 01.10.2018 № 9 «Об утверждении Положения «О земельном налогообложении на территории муниципального образования «Село Пироговка».
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации, статья 2.
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации, пункт 2 статьи 218.
  8. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 1 статьи 407.
  9. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 2 статьи 407.
  10. Налоговый кодекс Российской Федерации, статья 391.
  11. Налоговый кодекс Российской Федерации, статья 358.
  12. Налоговый кодекс Российской Федерации, статья 338.35.
  13. Налоговый кодекс Российской Федерации, статья 338.36.
  14. Налоговый кодекс Российской Федерации, статья 338.37.
  15. Налоговый кодекс Российской Федерации, статья 338.38.
  16. Решение Совета муниципального образования «Поселок Нижний Баскунчак» от 18.02.2016 № 14 «Об утверждении Положения о земельном налогообложении на территории МО "Поселок Нижний Баскунчак».
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, инвалид, РФ, государственная пошлина, Астраханская область, Великая Отечественная война, цена иска, земельный налог, местное самоуправление, Налоговый кодекс.


Задать вопрос