Данная тема является актуальной в связи с участившимися в последние годы проблемами, связанными с полигонами твердых бытовых отходов. Недовольство граждан обосновывается тем, что вопрос размещения полигонов и дальнейшего его функционирования напрямую влияет на экологическую ситуацию в зоне размещения жилой, рабочей и рекреационной зон. Количество несанкционированных свалок растет, сортировка мусора в промышленных масштабах не производится, а мусоросжигательные заводы все больше вредят атмосфере [1].
Введем понятие отходов производства и потребления — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению. Изучая актуальную ситуацию последних лет, замечаем, что уделяется большое внимание решению проблем обращения с отходами и их утилизации, которые в полной мере не решены ни в одной из стран мира.
Таким образом, появление отходов производства и потребления является неотъемлемым сопутствующим процессом жизнедеятельности города как антропогенной экосистемы. Анализ статистических данных показывает, что объемы этих отходов растут из года в год и в значительной мере зависят от масштабов города, численности его населения, особенностей сосредоточенных в нем производств. В настоящее время широко используется захоронение твердых бытовых отходов как один из основных видов утилизации отходов.
При решении задач, связанных с размещением и эксплуатацией полигонов ТБО, возникает ряд экологических проблем, которые в большинстве своем пока не нашли решения. К важнейшим из них относится негативное воздействие на различные компоненты окружающей среды в зоне расположения полигонов ТБО. Значительный процент этих воздействий обусловлен наличием на полигоне токсичных и отравляющих веществ.
Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, предельно допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух. Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев и других зон [2].
При закрытии полигонов ТБО неизбежно возникновение потребности в рекультивации, для возвращения земель в пригодное для эксплуатации состояние. Рекультивация полигонов ТБО представляет собой комплекс работ, которые направлены на восстановление народнохозяйственной ценности и продуктивности восстанавливаемых территорий. Кроме того, данные работы также направлены на улучшение экологических условий окружающей среды. Процесс рекультивации полигонов ТБО начинается непосредственно после окончания складирования на нем мусора [3].
Рекультивация полигона происходит в два этапа. Первый этап — технический. Он включает разработку и транспортировку материалов для создания рекультивационного покрытия, конструирование всех необходимых сооружений. Производится установка защитных экранов, сбор сточных вод и фильтрата с их последующей переработкой и утилизацией, а также сбор газа [3].
Второй этап — биологический. Его задача — восстановление хозяйственной ценности земли. Проводится комплекс агротехнических мероприятий, результатом которых служит готовность поврежденной почвы к использованию. Для сохранения природного и экологического равновесия, которое и так довольно сильно пошатнулось из — за деятельности человека, необходимо серьезно отнестись к вопросу хранения бытовых отходов. Основное условие возможности приема промышленных отходов на полигоны твердых бытовых отходов — соблюдение санитарно-гигиенических требований по охране атмосферного воздуха, почвы, грунтовых и поверхностных вод [3].
Анализируя зарубежный опыт можно отметить, что альтернативой проведения рекультивации может стать проектирование и строительство газоперерабатывающей станции на месте бывшего полигона. Так как тело полигона заполнено частично газом, в большую часть из которого составляет метан, то разработка этого газа, как энергоносителя имеет рациональное применение. Но как отмечает практика: строительство газоперерабатывающих заводов — это в первую очередь большие финансовые инвестиции и долгий срок окупаемости по сравнению с обыкновенной рекультивацией. Вторым альтернативным вариантом может стать проектирование и строительство современного общественного пространства, например парков или других культурно-развлекательных рекреационных зон.
На сегодняшний день стратегический вопрос размещения полигонов твердых бытовых отходов в России имеет ряд проблем. Основой разрешения данной проблемы является пересмотр существующих норм законодательства, а также детальное изучение вопроса планирования предоставления земельных участков под строительство полигонов твердых бытовых отходов и установление объективно применимых санитарно-защитных зон. Нужны жесткий правила, которые будут регламентировать сферу перспектив расширения зон размещения полигонов твердых бытовых отходов. Другими словами, на государственном уровне следует обратить внимание на резервирование возможных территорий в целях предоставления земельных участков для целей размещения таких ключевых объектов, как полигоны твердых бытовых отходов. Разработать систему взаимодействия субъектов Федерации в целях оптимизации финансовых расходов, затрат человеческих и земельных ресурсов.
Обращая внимание на содержание и эксплуатацию существующих полигонов, стоит отметить, что на многих полигонах не соблюдаются требования законодательства, происходит перенаполняемость полигонов, превышаются ПДК вредных веществ и возникает множество других проблем, существующие как следствие нерационального и недобросовестного управления полигоном. Одно из возможных решений данной проблемы — усиление контроля со стороны компетентных органов и профильных комитетов и министерств. Существуют различные способы мониторинга и подсчета объемов размещенных отходов. Одним из современных и наиболее развивающихся является полет над телом полигона с использованием беспилотных летательных аппаратов. С помощью закрепленного специального технического и фотооборудования существует возможность проводить экологический, противопожарный, технический и санитарный контроль. Данный метод позволяет производить оптимальные и быстрые вычисления, анализируя данные, полученные при полете беспилотных летательных аппаратов, а также постраивать цифровые 3D модели местности. Отслеживание и контроль выхода опасных газов, вероятность возникновения пожара — все эти проблемы возможно устранить, организовав регулярный независимый мониторинг местности в области обращения с твердыми отходами [4].
В последние годы по сути земельный ресурс передается в руки частных компаний, которые нацелены на максимальное извлечение прибыли, но не сохранения экологически чистой среды. Вместе с тем с 2019 года планируется крупная реструктуризация организационных процессов по обращению с отходами. Самым главным изменением станет введение Регионального оператора — единого оператора по обращению с отходами. Что должно изменить ситуацию в лучшую сторону.
Литература:
- Фонд твёрдых бытовых отходов [Электронный ресурс]: (https://www.rbc.ru/newspaper). Дата обращения: 17.11.2018 г.
- Ганичева Л. З., Парамонова О. Н. «Эколого-экономические особенности обращения с твердыми бытовыми отходами». Сборник материалов Всероссийской конференции «Проблемы геологии, планетологии, геоэкологии и рационального природопользования», г. Новочеркасск, ЮРГТУ (НПИ), 2011. 329 с.
- Куприенко П. С., «Рекультивация закрытых полигонов ТБО» [Электронный ресурс]: (https://cyberleninka.ru/article/n/rekultivatsiya-zakrytyh-poligonov-tbo). Дата обращения: 01.12.2018 г.
- Шеина С. Г., Бабенко Л. Л., Неделько С. С., Кобалия Н. Б. Система управления твердыми бытовыми отходами с использованием ГИС технологий // «Инженерный вестник Дона» 2012, № 4 (часть 2). [Электронный ресурс]: (ivdon.ru/ru/magazine/archive /n4p2y2012/1258/) Дата обращения: 11.12.2018 г.