Особенности субъективного чувства одиночества в подростковом возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (242) январь 2019 г.

Дата публикации: 25.01.2019

Статья просмотрена: 3649 раз

Библиографическое описание:

Моисеева, Т. А. Особенности субъективного чувства одиночества в подростковом возрасте / Т. А. Моисеева, Ю. О. Юртаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 158-161. — URL: https://moluch.ru/archive/242/55918/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье рассматривается понятие одиночества, его виды, основные проявления в подростковом возрасте. А также приводятся результаты исследования субъективного чувства одиночества у юношей и подростков.

Ключевые слова: одиночество, субъективное чувство одиночества, подростки, юноши.

Проблема одиночества всегда была актуальна в социуме, было написано множество художественной и научной литературы писателями и философами разных веков. В настоящее время этой проблеме уделяется особое внимание, все большее количество работ, изучающие сущность одиночества, причины его появления у человека, проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни. В современном мире люди все чаще испытывают чувство одиночества, но каждый человек переживает его по-разному. Для некоторых людей одиночество — это результат осознания завершения их существования. Результат, который сопровождается безнадежностью и потерей надежды. Для других людей, одиночество — это возможность творить, создавать произведения искусства, активный творческий порыв, возможность для общения с самим собой и источник силы.

Проанализировав различные научные труды и исследования, можно прийти к выводу, что данная проблема еще не до конца изучена. Анализ различных научных источников позволил понять, что чувство одиночества в острой форме впервые появляется именно в подростковом возрасте, когда происходит поиск собственной идентичности и связей с окружающим миром.

В настоящее время под одиночеством понимают социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности [1, с. 314]. Одиночество происходит от слова «один». Понятия одиночество и физическая изоляция не являются идентичными, стоит указать отличительные характеристики. Физическая изоляция не может оцениваться отрицательно. Не всегда человек, который находится один, испытывает одиночество. Но можно быть одному и не чувствовать себя одиноким, а можно быть в толпе, в кругу друзей и чувствовать одиночество.

Субъективное чувство одиночества — это переживание личности, которое обусловлено конкретными особенностями социальной ситуации развития и индивидуально-возрастными особенностями человека. Существует множество классификаций одиночества, позволяющих рассмотреть данный феномен с различных сторон. Одна из них классификация Дж. Янга. Он полагал, что существует три типа одиночества:

1) хроническое одиночество, развивающееся тогда, когда индивид в течение длительного времени не может установить удовлетворяющие его социальные связи;

2) ситуативное одиночество, наступающее в результате значительных стрессовых событий жизни, таких как смерть близких, разрыв брачных отношений.

3) преходящее одиночество, являющееся наиболее распространенной формой этого состояния, относящегося к кратковременным приступам одиночества.

В данной статье будет рассмотрено субъективное чувство одиночества у подростков и юношей (т.е субъективная оценка человеком собственного одиночества на основе имеющегося личного эмпирического опыта), а также приведены результаты исследования.

В исследовании приняли участие две группы первая группа — подростки, ученики седьмого класса, возраст которых 13–14 лет, вторая — юноши, студенты второго курса вуза, возраст которых 19–20лет. Для исследования был использован диагностический опросник «Одиночество» (Корчагина С.Г). Эта методика предназначена для определения уровня и типа одиночества. В опроснике три шкалы: диффузное, отчуждающее и диссоциированное одиночество.

Люди с диффузным типом одиночества отличаются отсутствием доверия в межличностных отношениях, также в них сочетаются амбивалентные личностные качества: сопротивление и приспособление в конфликтах; наличие всех уровней эмпатии. А также возбудимость, тревожность и эмотивность характера, коммуникативная направленность.

Отчуждающее одиночество проявляется в возбудимости, тревожности, низкой эмпатии, выраженной неспособности к коллективной деятельности, мнительности и конформности (чаще, в зависимости от мнения других).

Диссоциированное одиночество выражается демонстративности характера, личной направленности, сочетании высокой и низкой эмпатии, эгоистичности и зависимости в социальной среде. Люди с таким видом одиночества крайне амбивалентны в своем поведении.

Преимущество данной методики в том, что она разрабатывалась на выборке людей, представляющей собой психологически достаточно однородную группу: во-первых, все испытуемые это люди одной возрастной категории, во-вторых, — что выяснилось в ходе разработки, — это люди с высшим образованием или получающие его. Среди них — научные сотрудники, экономисты, инженеры, педагоги, медики. Многие, в связи со сложной экономической ситуацией, не работают в данный момент по своей основной специальности. Именно поэтому данная методика считается наиболее достоверной.

При подсчете средних показателей одиночества у подростков и юношей было выявлено (рисунок 1):

Рис. 1. Средние показатели одиночества у подростков и юношей

Как видно из рисунка 1, средние баллы по 2 шкалам из 3 у подростков выше, чем у юношей. По шкале «диффузное одиночество» у подростков средний балл — 7,4, у юношей — 6,6; по шкале «отчуждающее одиночество» средний балл подростков — 7,1, юношей — 6,4; и по шкале «диссоциированное одиночество» средний балл подростков — 6,3, юношей — 6,4. Из этого следует, что и у подростков, и у юношей показатели по всем шкалам в пределах средних значений, однако средние баллы подростков несколько выше баллов юношей. В обеих группах у испытуемых преобладает диффузное одиночество.

Следовательно, о большей части группы можно сказать, что, привыкая давать сравнительную характеристику себе и другим людям, группе, они постепенно утрачивают свое «Я», которое становится несвойственным, инородным и угрожающим. Так как превалирование одной тенденции не означает полное отключение другой, то механизмы обособления все же проявляются размытыми, плохо различимыми границам собственного «Я». Вследствие того, что данный вид состояния одиночества детерменирован субъективной потерей собственного «Я», его растворением в социуме, обезличенностью общения и ксеноморфизмом Эго. Для данной группы характерна неосознаваемость одиночества, проявляется на бессознательном уровне.

Отчуждающий вид одиночества характеризуется протяженностью процесса и состояния во времени, имеет динамику процесса отчуждения: отчужденными объектами в жизни данных испытуемых могут быть те объекты, которые ранее были близки, интересны, привязаны каким-либо образом. Кроме того, здесь предполагается двусторонний характер действия механизма отчуждения: со стороны объекта, что непременно увеличивает психологическую дистанцию между ними, как следствие внутреннего дискомфорта. Чем больше отчужденных объектов в жизни человека, тем выше переживание одиночества. Другими словами, для данных испытуемых присущ разрыв эмоциональной связи с другими людьми, знакомыми местами, теплыми прежде воспоминаниями, ситуациями и переживаниями, которые становятся далекими и посторонними, а контакт с ними лишен смысла.

Диссоциированный вид одиночества, выявленный у других испытуемых, характерен людям с ярким и выразительным проявлением чувств. Проявление эмоций спонтанно и экспрессивно, порой очень бурное, а способность к самоконтролю и критичности значительно снижена. Одной из ведущих характеристик данного вида одиночества является то, что в таком состоянии появляется как бы признак диссоциации, то есть человек внутренне почти разделен на две части, но не на отдельные личности, как в случае с психическими расстройствами, а на «хорошего себя» и «плохого себя».

Такие люди зависимы, с одной стороны, от того, в кого «смотрятся», с другой — от своего состояния, от отношения к самому себе, вернее, от его отсутствия. Да, действительно, отношение к себе в данном случае можно считать отчужденным, так как свое «Я» расколото, не опознано и очень искажено в представлениях. Кроме того, таким людям трудно признать в себе какие-то реально существующие отрицательные качества, страх ответственности, также часто наблюдается нарциссизм и истерические нарушения. Обвинение других в своей несостоятельности, страх принимать решения, инициативу в каких-либо начинаниях. Неспособность просить или принимать помощь других людей, выражать собственные чувства, частое чувство вины. Склонность к деструктивному поведению.

Распределение испытуемых, по виду ощущения одиночества выглядит следующим образом (рисунок2):

Рис. 2. Процентное распределение испытуемых по преобладающему виду одиночества

Были получены следующие результаты (рисунок 2): для подростков характерно преобладание диффузного чувства одиночества– 44,6 %, для 40 % испытуемых характерно наличие отчуждающего одиночества, у оставшихся 13,4 % преобладает диссоциативное одиночество. Для 40 % юношей также характерно преобладание диффузного одиночества, на втором месте диссоциированное одиночество — 33,4 %, и у остальных 26,6 % преобладает отчуждающее одиночество. Следует вначале сказать, что отчуждающее и диффузное одиночество более просты в происхождении и переживании их индивидом, нежели диссоциированное, которое более сложно и длительно возникает, и которое наиболее травматично для личности.

Большинство людей, испытывающих диффузное одиночество — это люди, растворенные в социуме, они обезличенные и отчужденные даже от себя. Те люди, у которых преобладает отчуждающее одиночество, отчуждены от других людей, ценностей, норм и мира в целом. теряют связь с собственным «Я», так как познание «Я» невозможно без взаимодействия с окружающим миром и людьми.

И у оставшихся испытуемых наблюдается «смесь» первых двух видов одиночества–диссоциированное одиночество. У людей с данным видом одиночества механизмы идентификации и отчуждения резко сменяют друг друга даже в отношении одних и тех же объектов или субъектов.

Полученные результаты говорят, что как для подростков, так и для юношей свойственно диффузное одиночество. Подобные результаты были ожидаемы. Подростковый возраст предполагает наличие именно диффузного одиночества, ведь в этот период у подростка формируется осознание себя и своего места в мире. Плюс к этому подростковый возраст характеризуется эмоциональной нестабильностью, частой сменой настроения, повышенным эгоцентризмом, резкостью суждений, что достаточно часто приводит к ощущению одиночества. Это возраст противоречий и конфликтов, а также направленности на общение и взаимодействие с другими людьми.

В юношеском возрасте личность еще полностью не самоопределяется и продолжает путь к развитию. Юношеский возраст — это продолжение развития, а одиночество, как уже было сказано, — толчок к развитию. На наш взгляд, именно диффузное одиночество оказывает наиболее положительное влияние на развитие личности человека. Следует также сказать, что подростковый возраст предрасполагает к развитию именно диффузного одиночества, так как подростки склонны к общительности, а когда по каким-либо причинам у них не получается наладить отношения со сверстниками, то возникает именно это чувство.

Литература:

  1. Авдеева, Н. Н. Большой психологический словарь / Авдеева Н. Н. — М.: ОЛМА-Пресс, 2003. — 666с.
  2. Болтунова, А. И. Особенности межличностного общения среди подростков / А. И. Болтунова // Молодой ученый. — 2014. — № 1. — С. 492–494.

3. Долгинова, О. Б. Изучение одиночества как психологического феномена / О. Б. Долгинова// Практическая психология.– 2000. — № 4.– С. 28–36.

  1. Малышева, С. В. Особенности чувства одиночества у подростков / С. В. Малышева // Вестник Московского Университета.– 2010. — № 3.– С. 61–65.
Основные термины (генерируются автоматически): диффузное одиночество, одиночество, вид одиночества, подростковый возраст, отчуждающее одиночество, подросток, субъективное чувство одиночества, юноша, балл подростков, физическая изоляция.


Похожие статьи

Субъективное переживание одиночества в старшем подростковом возрасте

В данной статье рассматривается понятие одиночества, его виды, концепции, и основные проявления в подростковом возрасте.

Особенности переживания одиночества в подростковом возрасте

В данной статье рассматривается переживание одиночества в подростковом возрасте. Причин для переживания одиночества в подростковом возрасте очень много, и исходя из разных причин, дети могут по-разному воспринимать одиночество. В статье приведены рез...

Особенности самосознания подростков

В данной статье рассмотрено понятие самосознания, дана характеристика подросткового возраста, а также изучены особенности становления и развития самосознания в этом периоде.

Причины чувства одиночества и депрессии в подростковом возрасте

В данной статье рассматривается проблема одиночества у подростков. Автор акцентирует внимание на причинах возникновения данного феномена. Описывается взаимосвязь одиночества и депрессивного расстройства. Также приводится ряд факторов, которые могут с...

Особенности самоотношения подростков группы риска

Статья посвящена изучению самоотношения подростков группы риска с результатами исследований. В статье рассматривается самоотношение, его компоненты, влияние искажения самоотношения на причины девиантного поведения подростков.

Изучение взаимоотношений родителей с подростками девиантного поведения

В данной статье изучены особенности взаимоотношений родителей с подростками девиантного поведения, а также представлены результаты экспериментального исследования по данной проблеме.

Различия в переживаниях чувства одиночества у подростков из благополучных и неблагополучных семей

Статья посвящена рассмотрению связи между семейным неблагополучием и особенностями переживания одиночества у подростков, а также анализу особенностей переживания одиночества у подростков из неблагополучных семей.

Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте

В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.

Взаимосвязь типа родительского отношения и тревожности в подростковом возрасте

В статье приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи родительского отношения и тревожности у подростков.

Психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте

В статье рассмотрены основные причины возникновения агрессии, представлены результаты эмпирического исследования по данной проблеме, а также на основе анализа психолого-педагогической литературы выделены эффективные способы снятия повышенной агрессии...

Похожие статьи

Субъективное переживание одиночества в старшем подростковом возрасте

В данной статье рассматривается понятие одиночества, его виды, концепции, и основные проявления в подростковом возрасте.

Особенности переживания одиночества в подростковом возрасте

В данной статье рассматривается переживание одиночества в подростковом возрасте. Причин для переживания одиночества в подростковом возрасте очень много, и исходя из разных причин, дети могут по-разному воспринимать одиночество. В статье приведены рез...

Особенности самосознания подростков

В данной статье рассмотрено понятие самосознания, дана характеристика подросткового возраста, а также изучены особенности становления и развития самосознания в этом периоде.

Причины чувства одиночества и депрессии в подростковом возрасте

В данной статье рассматривается проблема одиночества у подростков. Автор акцентирует внимание на причинах возникновения данного феномена. Описывается взаимосвязь одиночества и депрессивного расстройства. Также приводится ряд факторов, которые могут с...

Особенности самоотношения подростков группы риска

Статья посвящена изучению самоотношения подростков группы риска с результатами исследований. В статье рассматривается самоотношение, его компоненты, влияние искажения самоотношения на причины девиантного поведения подростков.

Изучение взаимоотношений родителей с подростками девиантного поведения

В данной статье изучены особенности взаимоотношений родителей с подростками девиантного поведения, а также представлены результаты экспериментального исследования по данной проблеме.

Различия в переживаниях чувства одиночества у подростков из благополучных и неблагополучных семей

Статья посвящена рассмотрению связи между семейным неблагополучием и особенностями переживания одиночества у подростков, а также анализу особенностей переживания одиночества у подростков из неблагополучных семей.

Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте

В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.

Взаимосвязь типа родительского отношения и тревожности в подростковом возрасте

В статье приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи родительского отношения и тревожности у подростков.

Психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте

В статье рассмотрены основные причины возникновения агрессии, представлены результаты эмпирического исследования по данной проблеме, а также на основе анализа психолого-педагогической литературы выделены эффективные способы снятия повышенной агрессии...

Задать вопрос