По оценкам ЮНВТО, ресурсный потенциал России является одним из самых привлекательных, ежегодно страна может принимать более 40 млн туристов. Государственными органами власти неоднократно предпринимались попытки развивать данный вид экономической деятельности посредством создания особых экономических зон туристско-рекреационного типа, затем туристских кластеров. Цель данной статьи — провести анализ реализации региональных инвестиционных проектов в сфере туризма в России. В статье рассматривается опыт взаимодействия органов государственной власти и частных инвесторов в туристской индустрии.
Ключевые слова: межрегиональное сотрудничество, инвестиционные туристские проекты, государственно-частное партнерство, развитие туризма.
Первым шагом в развитии внутреннего туризма было создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРЗ). Результаты их функционирования за период до 2016 года изложены в отчете Минэкономразвития РФ, в котором данный проект признан неэффективным. На территориях ТРЗ было создано 520 рабочих мест, что составило всего 27 % от плановых значений. Объем инвестиций, вложенных в проекты резидентами, на 93 % меньше ожидаемых показателей (570 млн. рублей), а объем налогов, уплаченных в бюджеты за весь период — 18 % от плана (более 110 млн рублей).
По результатам оценки за весь период эффективность деятельности резидентов в ТРЗ Алтайского края составила 69 %, в Иркутской области самый высокий показатель — 99 %, в Карачаево-Черкессии — 31 %, в Чечне — 16 % (при этом в ТРЗ Тверской области, Кабардино-Балкарской Республики, Дагестана и Ингушетии даже не были установлены плановые показатели эффективности). Следует, что вышеизложенный эксперимент с введением особых экономических зон туристско-рекреационного типа в целом потерпел неудачу.
В основу Федеральной целевой программы развития туризма с 2012 по 2018 год был положен кластерный подход. Туристские кластеры приобрели широкое распространение в Италии, Франции, Японии и других странах, как способ повышения конкурентоспособности за счет поступления государственных инвестиций, мобилизации ресурсов всех имеющихся предприятий, осуществляющих деятельность на данной территории, что в том числе способствуют увеличению занятости населения, росту доходов, повышает бюджетную эффективность.
Согласно отчету Федерального агентства по туризму РФ от 2017 года в 35 субъектах происходило строительство 45 туристско-рекреационных и авто-туристских кластеров при помощи использования механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). В ходе реализации программы уже в 2015 году было создано 18 тысяч рабочих мест.
Однако, по сообщениям средств массовой информации со ссылкой на данные проверки Счетной палаты РФ, создание туристических кластеров осуществлялось с нарушением указанных сроков. В октябре 2017 года созданы только два кластера, к которым относится авто-туристский кластер «Самоцветное кольцо Урала» и туристско-рекреационный кластер «Кезеной — Ам». По другим кластерам готовность составляла: от 50 % до 80 %. Результаты проверки показали, что проекты не оправдали ожиданий по развитию въездного туризма в России, поскольку данные ЮНВТО отражают снижение числа международных туристских прибытий в России на 8,6 % в 2016 году, сокращение доходов от международного туризма на 7,1 %. При этом финансирование госпрограммы оценивалось в 3,6 млрд. рублей, которые были «освоены» на 99,6 %.
Положительный опыт реализации инвестиционных проектов может быть рассмотрен на примере создания двух кластеров Приморском крае. Это туристско-информационный кластер «Пидан», включающий в себя 7 гостиниц по 80 мест, 2 летних городка, банный комплекс, инфраструктуру для занятия спортом, 6 горнолыжных спусков, 4 подъемника, а также туристско-рекреационный кластер «Изумрудное кольцо», якорными проектами которого являются ландшафтно-исторический парк «Изумрудная долина» и музейный комплекс «Царьград», к дополнительным проектам относятся комплексная гостиница, мини-гостиница, «Дом охотника и туриста», комплекс инфраструктуры автотуризма на трассе А370 «Уссури».
В период с 2011 по 2014 год объем инвестиций в создание кластера «Пидан» составил более 1,4 млрд рублей, где более 74 % средств было вложено из внебюджетных средств и 25,2 % (355 млн рублей) из бюджетных источников. С 2014 по 2018 годы динамика показателей составила: численность размещенных в коллективных средствах размещения увеличилась на 75 % (на 26 тысяч человек), площадь номерного фонда выросла до 7,7 тысяч кв. м или на 91,7 %. Количество сотрудников, работающих в данном кластере, составило 262 человека на 2018 год, что больше 2014 года на 30,9 %. Объем платных услуг, оказанных населению, увеличился более чем в 2,5 раза. Финансово-экономическая и бюджетная эффективность проекта выражается следующими показателями: период окупаемости проекта — более 6 лет, чистый дисконтированный доход — более 7 млрд рублей. Объем налоговых поступлений в бюджет за период до 2025 года составит более 2 млрд рублей.
По данным на 2015 год в проект «Изумрудное кольцо» было вложено 125 млн рублей. За весь срок проекта планируется привлечь 1,6 млрд рублей (81,6 % от суммы проекта) из внебюджетных источников и 360 млн рублей из средств бюджета на развитие инфраструктуры. Динамика показателей следующая: туристский поток вырос на 165 тысяч человек (почти в 20 раз), площадь номерного фонда выросла на 22 %. Количество сотрудников, работающих в данном кластере, составило 510 человек на 2018 год, что больше 2014 года на 50 %. Объем платных услуг, оказанных населению, увеличился в 3,6 раза. Финансово-экономическая и бюджетная эффективность проекта выражается в следующем, период окупаемости проекта составляет 7,5 лет, чистый дисконтированный доход — более 7 млрд рублей. Коэффициент бюджетной эффективности составит (краевой бюджет) — 4, что означает превышение доходов, получаемых в виде налогов, над расходами, в виде государственной помощи, в 4 раза.
Исходя из рассмотренных примеров, следует сделать вывод о том, что механизм государственно-частного партнерства для создания установленных федеральной целевой программой туристско-рекреационных кластеров работает не в полной мере. Применение такого рода сотрудничества принесёт успех в случае правильного распределения обязанностей между инвесторами и государственными органами власти при реализации проектов. Например, работы по созданию инженерной и транспортной инфраструктуры, проведение маркетинговых мероприятий по продвижению туристского бренда на внутреннем и международном рынках могут находиться под ответственностью государственных органов власти, финансироваться ими и исполняться. Также может быть избран иной путь участия государственных органов в развитии туризма, заключающийся в предоставлении гарантии стабильности и защиты прав иностранных инвесторов, благодаря проработанной, учитывающей все аспекты туристской деятельности, нормативно-правовой базы. Поскольку именно предприниматели являются движущей силой в воплощении идей строительства туристского кластера, в развитии дестинации в целом, органам региональной и местной власти следует обратить внимание на способы их привлечения и создать условия для эффективной работы.
Литература:
- Официальный сайт информационного агентства Regnum. URL: https://regnum.ru/news/2361793.html
- Официальный сайт Министерства экономического развития РФ URL: http://economy.gov.ru/
- Официальный сайт Федерального агентства по туризму РФ. URL: https://www.russiatourism.ru
- Статистическое приложение «Барометр международного туризма ЮНВТО». Том 16. Январь 2018