Население Республики Крым составляет 1 965 300 чел., в том числе городское население — 1 235 800 чел., сельское — 729 500 чел. Плотность населения на 1 км2–0,073 тысячи чел. Трудоспособное население составляет более 61 % от общей численности.
Крым является энерго-дефицитным районом, обеспечивающим свои потребности в электроэнергии только на 20 % и импортирующим более 80 % потребляемой.
Основными причинами аварийных ситуаций на объектах ЖКХ республики Крым являются износ основных фондов отрасли, устарелость технологий и как следствие значительные расходы (воды, тепловой энергии и т. д.) и низкая энерго-эффективность. Порядка 70 % жилого фонда построено до 1970 г., износ основных фондов превышает 60 %. Также, одной из наиболее существенных причин аварийных остановок котельных в зимний период является несанкционированный отбор воды, а также сверхнормативные потери теплоносителя в системе отопления.
Кроме того, имеет место несоответствие имеющихся на сегодняшний день инфраструктурных мощностей растущим требованиям и потребностям. В условиях современных реалий это может привести к чрезвычайным ситуациям.
Возможные ЧС на коммунально-энергетических сетях:
− обрушение элементов транспортных коммуникаций;
− обрушение зданий и сооружений жилого, производственного, социально-бытового и культурного назначения.
− аварии на электроэнергетических системах (сетях) с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей или обширных территорий;
− аварии на электрогенерирующих станциях.
Последний вид аварий приведет к серьёзным нарушениям электроснабжения на территории Республики Крым.
Аварии на коммунальных системах:
− аварии на канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ;
− аварии в системах снабжения населения питьевой водой;
− аварии на тепловых сетях (системах горячего водоснабжения в холодное время года);
− аварии в коммунальных газопроводах;
− аварии на очистных сооружениях сточных промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ.
При нарушении электроснабжения нарушается работа основных объектов городской и промышленной инфраструктуры:
− систем теплоснабжения, как централизованного, так и децентрализованного, в отопительный период;
− систем водоснабжения и канализации, иных гидротехнических сооружений;
− систем наземного, подземного и воздушного транспорта и систем управления их движением;
− больниц, родильных домов и учреждений дошкольного воспитания и школьного образования.
В связи с этим к объектам электроснабжения предъявляются следующие требования:
− устойчивость объектов электроснабжения от кратковременных (от долей до нескольких секунд) погашений, вызванных работой автоматических и защитных устройств энергосистем;
− обеспечение объектов источниками аварийного электро- и теплоснабжения по нормам технологической и аварийной брони; гарантированное их включение в работу при первой необходимости; оснащение указанных источников топливом в необходимом объеме и квалифицированном обслуживании;
− наличие готовых к работе передвижных электростанций, подстанций и резервных трансформаторов для использования их при крупных нарушениях электроснабжения и в иных чрезвычайных ситуациях.
Основными последствиями аварийных и чрезвычайных ситуаций на объектах ЖКХ для Республики Крым являются:
− отключение электричества вследствие изношенности основных фондов электрических сетей и малой обеспеченности резервными источниками электроснабжения;
− воздействие внешних негативных факторов на качество питьевой воды;
− ограничение водопотребления из закрытых водоисточников;
− возникновение дефицита источников теплоснабжения в отдельных населенных пунктах;
− создание перегруженности магистральных инженерных сетей канализации и полей фильтрации;
− образование утечек в сетях тепло- и водоснабжения, приводящих к вымыванию грунта и образованию провалов на дорожном полотне и местности.
После вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации были проведены мероприятия, направленные на повышение надежности энергоснабжения потребителей, развитие генерирующих мощностей, а также модернизацию и строительство новых электросетевых объектов.
Возможность возникновения аварий усугубляется тем, что на большинстве объектов жилищно-коммунального хозяйства существует высокая степень износа основных производственных фондов, не осуществляется практическая модернизация, ремонт и профилактические работы, продолжается падение производства и технологическая дисциплина, остаются нерешёнными финансовые проблемы [3].
Исходя из данных среднестатистических наблюдений на территории Республики Крым ежегодно прогнозируется угроза возникновения от 1 — до 3 чрезвычайных ситуаций природного характера межмуниципального уровня, от 3 — до 5 чрезвычайных ситуаций муниципального уровня, от 1 — до 3 чрезвычайные ситуации техногенного характера регионального и муниципального уровня.
Аварии и чрезвычайные ситуации на объектах ЖКХ Республики Крым очень часто связаны с комплексом неблагоприятных гидрометеорологических явлений.
Наибольшую опасность представляют наводнения из-за резкого таяния снега, обильных дождей и нагонной волны из акватории Черного и Азовского морей.
На территории Республики Крым расположено 755 социально-значимых объектов и объектов жизнеобеспечения, из них 221 имеют автономные источники электро- и теплоснабжения.
Для обеспечения нормальной жизнедеятельности в Республике Крым имеются:
− на социально — значимых объектах установлены и подключены с Государственном Унитарном Предприятии Республики Крым «Крымэнерго» 799 ед. дизель-генераторов;
− в резерве ГУ МЧС России по Республике Крым находится 171 дизель-генератор, из них в городах и районах — 76 ед.
В целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», на территории Крымского федерального округа созданы подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), такие как:
− функциональная подсистема РСЧС на территории Республики Крым;
− территориальная подсистема РСЧС на территории Республики Крым.
Также учитываются органы управления, силы и средства министерств и ведомств, не имеющих функциональных подсистем РСЧС.
Всего на муниципальном уровне в Республике Крым создано 25 управлений (отделов, секторов) специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Организация управления в ЧС включает в себя комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на безусловное решение задач по управлению силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС, связанных с авариями на объектах ЖКХ.
В целях совершенствования деятельности органов управления территориальной подсистемы РСЧС при реагировании на ЧС и принятии управленческих решений, приказом ГУ МЧС России по Республике Крым от 14.04.2014 № 17 «Об оперативном штабе по ликвидации чрезвычайных ситуаций Главного управления МЧС России по Республике Крым» создан оперативный штаб по ликвидации ЧС и происшествий на территории Республики Крым [6].
Оперативный штаб развертывается и функционирует на базе ЦУКС Главного управления, с введением для управления режима повышенной готовности для полного состава сил и режима чрезвычайной ситуации, а также по решению начальника Главного управления по Республике Крым.
Силы Главного управления МЧС России по Республике Крым разделяются на 3 эшелона:
− время готовности к выезду боевых расчетов первого эшелона до 1 минуты;
− время готовности к выезду боевых расчетов второго эшелона до 1,5 часов;
− время готовности к выезду боевых расчетов третьего эшелона до 3-х часов (при привлечении 90 % личного состава).
При возникновении крупномасштабных ЧС в районе её возникновения развертывается межведомственный оперативный штаб ликвидации ЧС, задачами которого по видам обеспечения являются:
− разведка органами управления, силами и средствами оперативных групп Главного управления МЧС России по Республике Крым, пожарных гарнизонов, КЧС и ОПБ муниципальных районов и городских округов, и других специализированных формирований, привлекаемых к проведению АСДНР, в целях сбора данных об обстановке в зонах ЧС, определения количества пострадавших, степени и характере разрушений, возможных направлений распространения поражающих факторов источников ЧС и других данных.
Взаимодействие на всех уровнях территориальной подсистемы РСЧС осуществляется по вопросам:
− подготовки и внесения на рассмотрение местными органами власти предложений по вопросам ликвидации ЧС для принятия решений по организации и проведению мероприятий по защите населения и территорий;
− информирования о прогнозах возникновения ЧС;
− обеспечение работ по организации жизнеобеспечения населения.
Силы и средства территориальной подсистемы РСЧС, в зависимости от предназначения, имеют различные степени готовности:
Первый эшелон: ведомственные аварийно-спасательные формирования, противопожарные подразделения, подразделения скорой медицинской службы, МВД и дежурная смена республиканской (краевой, областной) пожарно-спасательнной службы (ПСС) со сроком готовности не более 30 минут.
Основными задачами сил и средств первого эшелона являются:
− проведение разведки района чрезвычайной ситуации, локализация чрезвычайной ситуации, тушение пожаров, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой помощи пострадавшим.
Второй эшелон: ведомственные и территориальные аварийно-спасательные формирования (АСФ), республиканская (краевая, областная) ПСС и медицинские бригады центра медицины катастроф.
Основными задачами сил и средств второго эшелона являются:
− организация радиационно-химического контроля и разведки, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи.
Третий эшелон (резерв): ведомственные и территориальные аварийно-спасательные формирования (АСФ) и аварийно-восстановительные формирования (АВФ), специализированные строительно-монтажные формирования, подразделения войск гражданской обороны и Минобороны России.
Основными задачами сил и средств третьего эшелона (резерва) являются:
− — проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, рекультивация территории, ремонтно-восстановительные работы в населенных пунктах, восстановление первичного жизнеобеспечения в районах чрезвычайной ситуации (подача воды, тепла, электроэнергии, обеспечение населения питанием, восстановление транспортных коммуникаций), оказание специализированной медицинской помощи.
В целях недопущения чрезвычайных ситуаций и снижения возможного материального ущерба, основные усилия органов управления и сил функциональной и территориальной подсистем РСЧС Республики Крым в подготовительный период сосредоточены на:
− организации контроля выполнения организационных и технических мероприятий, направленных на подготовку топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства республики муниципальных районов (городских округов) к осенне-зимнему периоду;
− создании на территориях группировки сил и средств, обеспечивающих ликвидацию чрезвычайных ситуаций, связанных с деятельностью жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса;
− создании резерва финансовых ресурсов и запасов материальных средств.
Ежегодно проводятся следующие мероприятия:
− в муниципальных образованиях создаются штабы по контролю за подготовкой объектов ЖКХ к отопительному сезону;
− проводятся тренировки с постоянно действующими и повседневными органами управления функциональной и территориальной подсистем РСЧС по прогнозированию возможной обстановки, обмену информацией и реагированию на возникающие чрезвычайные ситуации, вызванные авариями на объектах ЖКХ;
− уточняются алгоритмы единых дежурно-диспетчерских служб по обеспечению экстренного реагирования на обращения и заявления граждан по вопросам хода подготовки и эксплуатации объектов ЖКХ в осенне-зимний период.
В случае возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций на объектах топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, спланировано к введению в действие «Плана организации первоочередного жизнеобеспечения населения Республики Крым в чрезвычайных ситуациях». Последовательность и способы выполнения задач.
а) При угрозе ЧС:
− оценка обстановки и возможных масштабов аварии, отдача предварительных распоряжений на принятие необходимых мер;
− приведение в готовность оперативных групп, дежурных сил и средств, в т. ч. и территориальной подсистемы РСЧС, определение порядка их действий и организация взаимодействия;
− выдвижение оперативной группы (групп) в район (районы) возможных ЧС, уточнение данных обстановки;
− постановка задач органам управления, силам территориальной подсистемы РСЧС;
− проведение мероприятий по уменьшению опасных воздействий чрезвычайных ситуаций;
− проведение подготовительных мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.
б) При возникновении ЧС:
− перевод органов управления и сил в режим «повышенной готовности» и «чрезвычайной ситуации»;
− выдвижение сил и средств в район (районы) чрезвычайной ситуации;
− принятие оперативных мер по локализации возникших аварий и не допущению их развития;
− уточнение объемов работ и приведение в готовность других сил и средств;
− ведение оперативного контроля за ликвидацией аварий;
− отселение населения из районов возникновения аварий;
− проведение первоочередных мероприятии й по жизнеобеспечению пострадавшего населения (обеспечение жильем, продовольствием, водой, поддержание общественного порядка в местах временного проживания пострадавших, медицинское, информационное обеспечение и т. д.);
− восстановление объектов первоочередного жизнеобеспечения.
Материально-техническое обеспечение группировки сил и средств и жизнеобеспечение населения.
Техническое обеспечение осуществляется силами штатных водителей с привлечением технических подразделений ГУ МЧС России по Республике Крым, организаций (объектов) в целях поддержания работоспособности транспорта и специальной техники, используемых при проведении работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
Материальное обеспечение осуществляется силами ГУП «Крымэнерго», Главного управления МЧС России по Республике Крым и организаций (учреждений) муниципальных районов в целях бесперебойного и своевременного снабжения действий сил в ходе ведения работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации материальными средствами, необходимыми для выполнения поставленных задач и для жизнеобеспечения населения.
Медицинское обеспечение осуществляется силами и средствами департамента здравоохранения республики в целях проведения лечебно-эвакуационного и санитарно-гигиенического обеспечения пострадавших, а также мероприятий по медицинской защите участвующего в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации личного состава формирований.
Информационное обеспечение организуется с целью информирования населения об обстановке, мерах безопасности, о возможностях обеспечения водой, питанием, предметами первой необходимости, о местах размещения медицинских пунктов и лечебных учреждений, о порядке обеспечения коммунально-бытовыми услугами; организация информационного центра с привлечением всех средств массовой информации, определение периодичности информирования населения, создание справочно-информационной службы.
Для инженерного обеспечения привлекаются формирования управления ЖКХ и энергетики республики, управления автомобильных дорог и дорожной деятельности.
Литература:
- Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
- Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
- Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД 03–28–2008).
- Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
- Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 N 1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
- Приказ ГУ МЧС России по Республике Крым от 14.04.2014 № 17 «Об оперативном штабе по ликвидации чрезвычайных ситуаций Главного управления МЧС России по Республике Крым».