Оценка возможной обстановки при авариях на объектах ЖКХ на территории Республики Крым | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Оценка возможной обстановки при авариях на объектах ЖКХ на территории Республики Крым / Р. И. Фесенко, К. Н. Соловьева, К. В. Жиганов [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 456-459. — URL: https://moluch.ru/archive/242/55964/ (дата обращения: 18.12.2024).



Население Республики Крым составляет 1 965 300 чел., в том числе городское население — 1 235 800 чел., сельское — 729 500 чел. Плотность населения на 1 км2–0,073 тысячи чел. Трудоспособное население составляет более 61 % от общей численности.

Крым является энерго-дефицитным районом, обеспечивающим свои потребности в электроэнергии только на 20 % и импортирующим более 80 % потребляемой.

Основными причинами аварийных ситуаций на объектах ЖКХ республики Крым являются износ основных фондов отрасли, устарелость технологий и как следствие значительные расходы (воды, тепловой энергии и т. д.) и низкая энерго-эффективность. Порядка 70 % жилого фонда построено до 1970 г., износ основных фондов превышает 60 %. Также, одной из наиболее существенных причин аварийных остановок котельных в зимний период является несанкционированный отбор воды, а также сверхнормативные потери теплоносителя в системе отопления.

Кроме того, имеет место несоответствие имеющихся на сегодняшний день инфраструктурных мощностей растущим требованиям и потребностям. В условиях современных реалий это может привести к чрезвычайным ситуациям.

Возможные ЧС на коммунально-энергетических сетях:

− обрушение элементов транспортных коммуникаций;

− обрушение зданий и сооружений жилого, производственного, социально-бытового и культурного назначения.

− аварии на электроэнергетических системах (сетях) с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей или обширных территорий;

− аварии на электрогенерирующих станциях.

Последний вид аварий приведет к серьёзным нарушениям электроснабжения на территории Республики Крым.

Аварии на коммунальных системах:

− аварии на канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ;

− аварии в системах снабжения населения питьевой водой;

− аварии на тепловых сетях (системах горячего водоснабжения в холодное время года);

− аварии в коммунальных газопроводах;

− аварии на очистных сооружениях сточных промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ.

При нарушении электроснабжения нарушается работа основных объектов городской и промышленной инфраструктуры:

− систем теплоснабжения, как централизованного, так и децентрализованного, в отопительный период;

− систем водоснабжения и канализации, иных гидротехнических сооружений;

− систем наземного, подземного и воздушного транспорта и систем управления их движением;

− больниц, родильных домов и учреждений дошкольного воспитания и школьного образования.

В связи с этим к объектам электроснабжения предъявляются следующие требования:

− устойчивость объектов электроснабжения от кратковременных (от долей до нескольких секунд) погашений, вызванных работой автоматических и защитных устройств энергосистем;

− обеспечение объектов источниками аварийного электро- и теплоснабжения по нормам технологической и аварийной брони; гарантированное их включение в работу при первой необходимости; оснащение указанных источников топливом в необходимом объеме и квалифицированном обслуживании;

− наличие готовых к работе передвижных электростанций, подстанций и резервных трансформаторов для использования их при крупных нарушениях электроснабжения и в иных чрезвычайных ситуациях.

Основными последствиями аварийных и чрезвычайных ситуаций на объектах ЖКХ для Республики Крым являются:

− отключение электричества вследствие изношенности основных фондов электрических сетей и малой обеспеченности резервными источниками электроснабжения;

− воздействие внешних негативных факторов на качество питьевой воды;

− ограничение водопотребления из закрытых водоисточников;

− возникновение дефицита источников теплоснабжения в отдельных населенных пунктах;

− создание перегруженности магистральных инженерных сетей канализации и полей фильтрации;

− образование утечек в сетях тепло- и водоснабжения, приводящих к вымыванию грунта и образованию провалов на дорожном полотне и местности.

После вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации были проведены мероприятия, направленные на повышение надежности энергоснабжения потребителей, развитие генерирующих мощностей, а также модернизацию и строительство новых электросетевых объектов.

Возможность возникновения аварий усугубляется тем, что на большинстве объектов жилищно-коммунального хозяйства существует высокая степень износа основных производственных фондов, не осуществляется практическая модернизация, ремонт и профилактические работы, продолжается падение производства и технологическая дисциплина, остаются нерешёнными финансовые проблемы [3].

Исходя из данных среднестатистических наблюдений на территории Республики Крым ежегодно прогнозируется угроза возникновения от 1 — до 3 чрезвычайных ситуаций природного характера межмуниципального уровня, от 3 — до 5 чрезвычайных ситуаций муниципального уровня, от 1 — до 3 чрезвычайные ситуации техногенного характера регионального и муниципального уровня.

Аварии и чрезвычайные ситуации на объектах ЖКХ Республики Крым очень часто связаны с комплексом неблагоприятных гидрометеорологических явлений.

Наибольшую опасность представляют наводнения из-за резкого таяния снега, обильных дождей и нагонной волны из акватории Черного и Азовского морей.

На территории Республики Крым расположено 755 социально-значимых объектов и объектов жизнеобеспечения, из них 221 имеют автономные источники электро- и теплоснабжения.

Для обеспечения нормальной жизнедеятельности в Республике Крым имеются:

− на социально — значимых объектах установлены и подключены с Государственном Унитарном Предприятии Республики Крым «Крымэнерго» 799 ед. дизель-генераторов;

− в резерве ГУ МЧС России по Республике Крым находится 171 дизель-генератор, из них в городах и районах — 76 ед.

В целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», на территории Крымского федерального округа созданы подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), такие как:

− функциональная подсистема РСЧС на территории Республики Крым;

− территориальная подсистема РСЧС на территории Республики Крым.

Также учитываются органы управления, силы и средства министерств и ведомств, не имеющих функциональных подсистем РСЧС.

Всего на муниципальном уровне в Республике Крым создано 25 управлений (отделов, секторов) специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Организация управления в ЧС включает в себя комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на безусловное решение задач по управлению силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС, связанных с авариями на объектах ЖКХ.

В целях совершенствования деятельности органов управления территориальной подсистемы РСЧС при реагировании на ЧС и принятии управленческих решений, приказом ГУ МЧС России по Республике Крым от 14.04.2014 № 17 «Об оперативном штабе по ликвидации чрезвычайных ситуаций Главного управления МЧС России по Республике Крым» создан оперативный штаб по ликвидации ЧС и происшествий на территории Республики Крым [6].

Оперативный штаб развертывается и функционирует на базе ЦУКС Главного управления, с введением для управления режима повышенной готовности для полного состава сил и режима чрезвычайной ситуации, а также по решению начальника Главного управления по Республике Крым.

Силы Главного управления МЧС России по Республике Крым разделяются на 3 эшелона:

− время готовности к выезду боевых расчетов первого эшелона до 1 минуты;

− время готовности к выезду боевых расчетов второго эшелона до 1,5 часов;

− время готовности к выезду боевых расчетов третьего эшелона до 3-х часов (при привлечении 90 % личного состава).

При возникновении крупномасштабных ЧС в районе её возникновения развертывается межведомственный оперативный штаб ликвидации ЧС, задачами которого по видам обеспечения являются:

− разведка органами управления, силами и средствами оперативных групп Главного управления МЧС России по Республике Крым, пожарных гарнизонов, КЧС и ОПБ муниципальных районов и городских округов, и других специализированных формирований, привлекаемых к проведению АСДНР, в целях сбора данных об обстановке в зонах ЧС, определения количества пострадавших, степени и характере разрушений, возможных направлений распространения поражающих факторов источников ЧС и других данных.

Взаимодействие на всех уровнях территориальной подсистемы РСЧС осуществляется по вопросам:

− подготовки и внесения на рассмотрение местными органами власти предложений по вопросам ликвидации ЧС для принятия решений по организации и проведению мероприятий по защите населения и территорий;

− информирования о прогнозах возникновения ЧС;

− обеспечение работ по организации жизнеобеспечения населения.

Силы и средства территориальной подсистемы РСЧС, в зависимости от предназначения, имеют различные степени готовности:

Первый эшелон: ведомственные аварийно-спасательные формирования, противопожарные подразделения, подразделения скорой медицинской службы, МВД и дежурная смена республиканской (краевой, областной) пожарно-спасательнной службы (ПСС) со сроком готовности не более 30 минут.

Основными задачами сил и средств первого эшелона являются:

− проведение разведки района чрезвычайной ситуации, локализация чрезвычайной ситуации, тушение пожаров, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой помощи пострадавшим.

Второй эшелон: ведомственные и территориальные аварийно-спасательные формирования (АСФ), республиканская (краевая, областная) ПСС и медицинские бригады центра медицины катастроф.

Основными задачами сил и средств второго эшелона являются:

− организация радиационно-химического контроля и разведки, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи.

Третий эшелон (резерв): ведомственные и территориальные аварийно-спасательные формирования (АСФ) и аварийно-восстановительные формирования (АВФ), специализированные строительно-монтажные формирования, подразделения войск гражданской обороны и Минобороны России.

Основными задачами сил и средств третьего эшелона (резерва) являются:

− — проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, рекультивация территории, ремонтно-восстановительные работы в населенных пунктах, восстановление первичного жизнеобеспечения в районах чрезвычайной ситуации (подача воды, тепла, электроэнергии, обеспечение населения питанием, восстановление транспортных коммуникаций), оказание специализированной медицинской помощи.

В целях недопущения чрезвычайных ситуаций и снижения возможного материального ущерба, основные усилия органов управления и сил функциональной и территориальной подсистем РСЧС Республики Крым в подготовительный период сосредоточены на:

− организации контроля выполнения организационных и технических мероприятий, направленных на подготовку топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства республики муниципальных районов (городских округов) к осенне-зимнему периоду;

− создании на территориях группировки сил и средств, обеспечивающих ликвидацию чрезвычайных ситуаций, связанных с деятельностью жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса;

− создании резерва финансовых ресурсов и запасов материальных средств.

Ежегодно проводятся следующие мероприятия:

− в муниципальных образованиях создаются штабы по контролю за подготовкой объектов ЖКХ к отопительному сезону;

− проводятся тренировки с постоянно действующими и повседневными органами управления функциональной и территориальной подсистем РСЧС по прогнозированию возможной обстановки, обмену информацией и реагированию на возникающие чрезвычайные ситуации, вызванные авариями на объектах ЖКХ;

− уточняются алгоритмы единых дежурно-диспетчерских служб по обеспечению экстренного реагирования на обращения и заявления граждан по вопросам хода подготовки и эксплуатации объектов ЖКХ в осенне-зимний период.

В случае возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций на объектах топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, спланировано к введению в действие «Плана организации первоочередного жизнеобеспечения населения Республики Крым в чрезвычайных ситуациях». Последовательность и способы выполнения задач.

а) При угрозе ЧС:

− оценка обстановки и возможных масштабов аварии, отдача предварительных распоряжений на принятие необходимых мер;

− приведение в готовность оперативных групп, дежурных сил и средств, в т. ч. и территориальной подсистемы РСЧС, определение порядка их действий и организация взаимодействия;

− выдвижение оперативной группы (групп) в район (районы) возможных ЧС, уточнение данных обстановки;

− постановка задач органам управления, силам территориальной подсистемы РСЧС;

− проведение мероприятий по уменьшению опасных воздействий чрезвычайных ситуаций;

− проведение подготовительных мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.

б) При возникновении ЧС:

− перевод органов управления и сил в режим «повышенной готовности» и «чрезвычайной ситуации»;

− выдвижение сил и средств в район (районы) чрезвычайной ситуации;

− принятие оперативных мер по локализации возникших аварий и не допущению их развития;

− уточнение объемов работ и приведение в готовность других сил и средств;

− ведение оперативного контроля за ликвидацией аварий;

− отселение населения из районов возникновения аварий;

− проведение первоочередных мероприятии й по жизнеобеспечению пострадавшего населения (обеспечение жильем, продовольствием, водой, поддержание общественного порядка в местах временного проживания пострадавших, медицинское, информационное обеспечение и т. д.);

− восстановление объектов первоочередного жизнеобеспечения.

Материально-техническое обеспечение группировки сил и средств и жизнеобеспечение населения.

Техническое обеспечение осуществляется силами штатных водителей с привлечением технических подразделений ГУ МЧС России по Республике Крым, организаций (объектов) в целях поддержания работоспособности транспорта и специальной техники, используемых при проведении работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Материальное обеспечение осуществляется силами ГУП «Крымэнерго», Главного управления МЧС России по Республике Крым и организаций (учреждений) муниципальных районов в целях бесперебойного и своевременного снабжения действий сил в ходе ведения работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации материальными средствами, необходимыми для выполнения поставленных задач и для жизнеобеспечения населения.

Медицинское обеспечение осуществляется силами и средствами департамента здравоохранения республики в целях проведения лечебно-эвакуационного и санитарно-гигиенического обеспечения пострадавших, а также мероприятий по медицинской защите участвующего в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации личного состава формирований.

Информационное обеспечение организуется с целью информирования населения об обстановке, мерах безопасности, о возможностях обеспечения водой, питанием, предметами первой необходимости, о местах размещения медицинских пунктов и лечебных учреждений, о порядке обеспечения коммунально-бытовыми услугами; организация информационного центра с привлечением всех средств массовой информации, определение периодичности информирования населения, создание справочно-информационной службы.

Для инженерного обеспечения привлекаются формирования управления ЖКХ и энергетики республики, управления автомобильных дорог и дорожной деятельности.

Литература:

  1. Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  2. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
  3. Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД 03–28–2008).
  4. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
  5. Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 N 1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
  6. Приказ ГУ МЧС России по Республике Крым от 14.04.2014 № 17 «Об оперативном штабе по ликвидации чрезвычайных ситуаций Главного управления МЧС России по Республике Крым».
Основные термины (генерируются автоматически): Крым, территориальная подсистема, чрезвычайная ситуация, ситуация, территория Республики, Республика, защита населения, МЧС России, оперативный штаб, техногенный характер.


Похожие статьи

Актуальные проблемы применения мер административной ответственности за правонарушения в области организации дорожного движения

Актуальные вопросы совершенствования системы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах

Предупреждение чрезвычайных ситуаций на химически опасных объектах Забайкальского края

Актуальные вопросы о видах административной ответственности за правонарушения в области организации дорожного движения

Изучение доступности первичной медико-санитарной помощи населению районов Оренбургской области

Прогнозирование использования земельных ресурсов производителями сельскохозяйственной продукции Бессоновского района Пензенской области

Отдельные вопросы совершенствования работы управляющих организаций в сфере ЖКХ на муниципальном уровне

Актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законодательства при осуществлении контроля за качеством возводимых жилых домов

Актуальные нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Особенности планирования расходов местных бюджетов в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Похожие статьи

Актуальные проблемы применения мер административной ответственности за правонарушения в области организации дорожного движения

Актуальные вопросы совершенствования системы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах

Предупреждение чрезвычайных ситуаций на химически опасных объектах Забайкальского края

Актуальные вопросы о видах административной ответственности за правонарушения в области организации дорожного движения

Изучение доступности первичной медико-санитарной помощи населению районов Оренбургской области

Прогнозирование использования земельных ресурсов производителями сельскохозяйственной продукции Бессоновского района Пензенской области

Отдельные вопросы совершенствования работы управляющих организаций в сфере ЖКХ на муниципальном уровне

Актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законодательства при осуществлении контроля за качеством возводимых жилых домов

Актуальные нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Особенности планирования расходов местных бюджетов в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Задать вопрос