Учебная экологическая тропа «Войди в природу другом» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (242) январь 2019 г.

Дата публикации: 28.01.2019

Статья просмотрена: 2291 раз

Библиографическое описание:

Гавриленко, А. В. Учебная экологическая тропа «Войди в природу другом» / А. В. Гавриленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 192-196. — URL: https://moluch.ru/archive/242/55967/ (дата обращения: 16.11.2024).



Актуальность экологического образования в современной кризисной ситуации не вызывает сомнений, потому что оно, по сути, выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности, как регулятора отношений в системе «человек-общество-природа».

Экологическая тропа — это перспективная учебная территория, где школьники выступают в роли учителей, пропагандистов, тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция.

Поэтому объектом исследования является экологическая тропа. В качестве методов исследования использовались теоретический анализ и обработка литературных источников, сбор материала на территории, прилегающей к ГУО «Боровлянская гимназия», маршрутный метод, метод геоботанических описаний.

В результате на территории ГУО «Боровлянская гимназия» был проложен маршрут экологической тропы «Войди в природу другом», создана инициативная группа учащихся. Разработано 10 экскурсий и ведется исследовательская работа на различных станциях тропы.

В процессе работы был изучен видовой состав наиболее характерных видов растений на определенной территории, расширено представление о методах изучения природных объектов, приобретены навыки исследовательской работы, навыки проведения экскурсий.

Ключевые слова: экологическая тропа, маршрут, станция, характерные виды.

Проблема формирования экологической культуры сейчас стоит как никогда остро, так как связана с будущей жизнью человечества. Опасность бездумного природопользования требует пересмотра взглядов на отношение людей к природе, ставит перед обществом и школой проблему поиска путей формирования экологической культуры личности с раннего детства [1, с.284].

23 декабря Постановлением Совета Министров от 21 декабря 2016 года № 1061 утвержден Национальный план действий по развитию зеленой экономики в Беларуси до 2020 года. Зеленая экономика — модель организации экономики, направленная на достижение целей социально-экономического развития при существенном сокращении экологических рисков и темпов деградации окружающей среды [7]. Она представляет стратегию выживания человечества, основанную на принципах гармоничного взаимодействия человека и природы.

Экологическая тропа в образовательном учреждении — это место приобретения знаний и пропаганды правильного поведения в природном сообществе.

Правильно организованная природоохранная деятельность на экологической тропе позволяет раскрыть учащимся их творческие способности, соединить умственные и физический труд по изучению, оценке состояния и охране природы родного края, что дает возможность применять знания по экологии, биологии, географии на практике.

Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности школьников непосредственно в природной среде, в мире природы. Данное положение требует создания «учебного кабинета в природе». Учебная экологическая тропа — специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий, а также полевого практикума [4, с. 85].

Общие принципы создания экологической тропы

Экологические тропы должны иллюстрировать наиболее интересные аспекты деятельности природоохраняемой территории либо ее наиболее важные отличительные черты. На некоторых объектах доступ посетителей на большую часть территории целесообразно ограничить по соображениям безопасности или охраны наиболее ценных видов [5, с. 290].

Маршруты троп должны отвечать принципам наименьшего вмешательства в окружающую природную среду. Тропы предпочтительно ограничить определенной широкой полосой (трассой тропы), планируемой с учетом величины потока посетителей и в соответствии с Инструкцией о порядке разработки, обустройства и использования экологических троп, утвержденной Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Устроителям экологических троп следует помнить о безопасном для природы прохождении маршрута, в частности маршруты должны в обязательном порядке обходить места обитания и произрастания редких и охраняемых видов животных и растений. О них лучше рассказать и показать их фото или рисунки. Точная информация о местонахождении редких видов животных и растений, включенных в Красную книгу Республики Беларусь, не подлежит разглашению [10, с.101].

Эколого-просветительская деятельность на тропе тем эффективней, чем лучше продуманы результаты, которых необходимо добиться. Четкая постановка задач позволит лучше оценить эффективность такой деятельности и внести в нее необходимые изменения. Задачи ставятся в соответствии с основными идеями экскурсии и целевой аудиторией [9, с.256].

Этапы создания иоформления экологической тропы

Маршруты экологической тропы выбираются в зависимости от поставленной цели таким образом, чтобы в них были представлены как участки естественной природной среды, так и территории, находящиеся в зоне антропогенного воздействия [3, с. 200].

Выбор маршрутов экологических троп основывается на следующих принципах:

– минимизация ущерба природным и историческим объектам тропы;

– доступность, удобство и безопасность посетителей;

– информативность и эмоциональная насыщенность маршрута [2, с. 312].

Прежде чем начать создание экологической тропы на любой территории, необходимо изучить не только существующие в ее пределах природные условия и примечательные объекты, но также характер существующего рекреационного использования (периоды наиболее активного посещения, виды деятельности отдыхающих и т. п.) [6, с. 461]. Тропа не должна быть монотонной. В процессе выбора трассы и благоустройства территории необходимо чередование открытых и закрытых пространств, характерные ландшафты должны сменяться экотонами.

Этапы создания экологической тропы:

1. Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;

2. Составление картосхемы тропы с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов) Картосхемы должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для учащихся рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут;

3. Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);

4. Изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;

5. Составление рекомендаций по использованию объектов тропы для работы с детьми [8, с. 320].

Предлагается маршрут экологической тропы для учащихся гимназии, а также свободного посещения, расположенный на территории ГУО «Боровлянская гимназия».

Экологическая тропа «Войди в природу другом» ГУО «Боровлянская гимназия»:

Паспорт экологической тропы «Войди в природу другом»:

– Местонахождение: Минская обл., Минский район, агр. Лесной.

– Тип экологической тропы: учебная, пешеходная тропа.

– Вид тропы — экологическая;

– Время прохождения маршрута (с учетом рассказа экскурсовода): 40 мин — 1 ч. В зависимости от темы экскурсии и возраста школьников.

– Количество станций — 10.

– Режим пользования: учебные экскурсии, исследования, свободное посещение.

– Дата создания тропы — 2016 год. (рис.1.)

Рис. 1. Стенд тропы «Войди в природу другом»

Обзорные точки экологической тропы

Станция 1. Хвойная

Тропа начинается со станции «Хвойная».

Характерные виды: лиственница европейская, ель европейская, Туя западная.

Наиболее «выдающимся»представителем на станции является лиственница европейская. О пользе смолы хвойных знали наши предки и, кроме всего прочего, она использовалась для консервирования и очищения воды благодаря своим высоким антимикробным свойствам. В декоративных целях хвойные используются для создания непроходимых живых изгородей, ветро- и снегозащитных полос вдоль дорог.

Станция 2. Цветник «Капля»

Рядом с хвойной расположена клумба, внешне напоминающая каплю воды, и поэтому название выбрано соответствующее.

Характерные виды: барбарис обыкновенный, спирея японская, дерен белый, хоста гибридная, бархатцы прямостоячие, агератум «Голубая норка», петуния многоцветковая, ценнерария серебристая. Эти декоративные растения, расположенные в художественном порядке, доставляют эстетическое наслаждение посетителям тропы.

Станция 3. Искусственный пруд «Кувшинка»

Следующая остановка — пруд «Кувшинка» (рис.2). Этот искусственный водоём, созданный нашей инициативной группой, вызывает неподдельный интерес всех посетителей. Первыми обитателями пруда стали караси речные. Пруд декорирован хостами гибридными, ирисами.

Рис. 2. Станция 3 искусственный пруд «Кувшинка»

Станция 4. Исследовательская «Найди себя»

Продвигаясь по экологической тропе, мы попадаем на станцию исследовательскую. Это равнинный участок, на котором проводятся уроки биологии, географии, изобразительного искусства на открытом воздухе. На нем произрастает множество травянистых дикорастущих растений. Единичные кустарниковые и древесные формы, такие как береза повислая и малина лесная.

Станция 5. Молодые дубки

Молодые дубки высажены в 2015 году выпускниками гимназии и теперь стало традицией гимназистов обновлять данную территорию новыми видами. Рядом с дубками соседствует ель голубая, дерен белый, а также многолетние дикорастущие почвопокровные растения.

Станция 6. Березовая аллея

Далее выходим на дорожку и двигаемся на задний двор гимназии. По правой стороне расположена березовая аллея (рис.3). Она формируется на автоморфных супесчаных почвах. Основным видом является береза повислая, иногда встречается примесь березы бородавчатой. В надпочвенном покрове бореальные мхи — Шребера, местами кукушкин лен можжевельниковый. В травном покрове можно встретить многолетние семейства злаковых: ежа сборная, тимофеевка луговая и щучка дернистая.

Рис. 3. Станция 6 «Березовая аллея»

Станция 7. Кормушка для птиц

На данной станции проводятся различные акции:

– «Поддержим птиц зимой!»;

– «Мастер-класс по изготовлению кормушек из твёрдых бытовых отходов»;

– «Голоса птиц» и т. д.

Кормушка для птиц — это довольно простое «сооружение». Главное, чтобы было, куда положить корм, защитить его от ветра, дождя и снега. Поэтому конструкции кормушек самые разнообразные и выполнены из любого подручного материала.

Станция 8. Дендрарий (рис. 4.)

По левой стороне, напротив березовой аллеи, располагается дендрарий.

Характерные виды: туя западная, ель голубая, можжевельник колоновидный, можжевельник казацкий, очиток, хосты гибридные, ирисы, кизильник, бирючина, дерен белый и красный.

Рис. 4. Станция 8 «Дендрарий»

Станция 9. Каштановая аллея

Пройдя до конца березовой аллеи, попадаем на каштановую аллею (рис.5.). Доминирующим видом является каштан конский. Деревья высажены вдоль дороги, являются, таким образом, шумозащитным и пылезащитным барьером. Рядом располагаются кустарники, такие как кизильник, бирючина, дерен, сумах, снежноягодник белый.

Рис. 5. Станция 9 «Каштановая аллея»

Станция 10. Клумба «Пейзаж»

Наш маршрут заканчивается клумбой «Пейзаж», которая расположена рядом с центральным входом в гимназию.

Характерные виды:

Страустник обыкновенный, ландыш майский, хосты, примулы, осоки, ирисы. Здесь располагаются многолетние растения, долго цветущие. Высажены в сочетании цветов и поэтому название клумбы соответствует виду.

Экологическая тропа — это перспективная учебная территория, где школьники выступают в роли учителей, пропагандистов, тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция.

Литература:

  1. Бойчук, Л. Д. Экология и охрана окружающей среды / Э. М. Соломенно, О. В. Бугай — М.: Университетская книга, 2003–284 с.
  2. Горышина, Т. К. Экология растений / Т. К. Горышина — М.: Высш. шк., 2004.- 312 с.
  3. Захлебный, А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина, 2010–200 с.
  4. Иванов, Д. А. Разработка концептуальных оснований трансляции и освоения нетрадиционного педагогического опыта на базе экспериментальных площадок: вопросы методологии / Д. А Иванов, А. И. Тубельский.— Изд. 3-е. — М.: Знание, 1992. — 85 с.
  5. Культиасов, И. М. Экология растений / В. Л. Культиасов — М.: МГУ, 2007. — 290 с.
  6. Мусиенко, М. М. Экология. Охрана природы: Словарь-справочник / В. В. Серебряков, О. В. Брайон. — М.: Знание, 2002–461 с.
  7. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://refleader.ru/rnabewotryfs.html — Дата доступа: 13.01.2017.
  8. Новиков, Ю. В. Экология, окружающая среда и человек:Учеб. пособие для вузов,а также учащихся средних школ и колледжей. / Ю. В. Новиков.- М.:ФАИР -ПРЕСС, 1999–320 с.
  9. Сухарев, С. М. Технология и охрана окружающей среды: учеб. пособие / С. О. Чудак, О. Ю. Сухарева — М.: Мир — 2000, 2004–256 с.
  10. Чижова, В. П. Экологическое образование, учебные тропы / В. П. Чижова, Е. Г. Петрова, А. В. Рыбаков. — Сб. «Общество и природа» МГУ, 1981. — 101 с.
Основные термины (генерируются автоматически): экологическая тропа, станция, березовая аллея, Беларусь, вид, природа, троп, активная жизненная позиция, антропогенное воздействие, зеленая экономика.


Похожие статьи

Травянистые сосудистые растения города Лабытнанги

С начальных классов мы интересуемся историей, географическими особенностями, экологией родного края. И каждый раз сталкиваемся с рядом противоречий, например: 1. С одной стороны знание лекарственных свойств брусники, черники, иван-чая с другой сторо...

Внеклассная работа по химии - средство развития личности учащихся

Материал адресован учителям естественно-научного цикла, председателям методических объединений, которые осваивают новые технологии по Федеральному стандарту образования нового поколения в свете концепции Новая школа. Представленный опыт работы — плод...

Скансены, как перспективный туристский ресурс территории

Работа студентки Галаслы Е. Г. посвящена разработке проекта уникального этнографического музея под открытым небом – скансена «Живая история Хабаровского края». Дальний Восток России традиционно воспринимается как регион с огромным культурно-историчес...

Сохраним природу Арктики

Данное мероприятие посвящено Году экологии. Содержит, кроме интересного материала по теме, песни, музыку, стихи. Представленные на конкурс стихотворения является авторскими. Ценность данных стихотворений заключается в том, что они являются авторским...

Экологическое образование молодежи как процесс обучения, воспитания и развития личности

В статье авторы проводят всестороннее исследование феномена экологического образования молодежи, рассматриваемого как многоаспектный процесс, охватывающий обучение, воспитание и всестороннее развитие личности. Основной целью этого процесса является ф...

Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках истории и кубановедения

В статье представлен опыт работы с кейс-технологиями на уроках истории и кубановедения в 11 классе по программе «Кубановедение для общеобразовательных учреждений Краснодарского края» [авт. сост: В. В. Латкин, И. А. Терская, О. А. Хамцова и др.] 2013....

Теоретико-методологические подходы к экологизации рисковой образовательной среды технического университета

Поскольку особенности технического университета усиливают рисковое влияние на образовательную среду и ее экологизацию, авторы считают, что создание педагогической системы экологизации рисковой образовательной среды в техническом вузе является актуаль...

Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях биологии как необходимое условие реализации требований ФГОС НОО

В данной статье рассматривается возможность использования цифровой лаборатории на занятиях элективного курса «Экология и человек» в 9 классе, как необходимое условие выполнения требований нового государственного стандарта второго поколения. Работа с ...

Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников в процессе реализации технологии А. И. Савенкова «Маленький исследователь»

В статье говорится об актуальности формирования исследовательского поведения дошкольника в рамках формирования предпосылок естественно-научной грамотности. Раскрыто значение исследовательской деятельности для формирования у детей любознательности, ин...

Особенности формирования кадровой структуры образовательных учреждений

В научной статье отмечено, что образовательные учреждения в настоящее время укомплектованы педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения поставленных перед нею задач. Автор в статье подчеркивает, что в современных условиях ко...

Похожие статьи

Травянистые сосудистые растения города Лабытнанги

С начальных классов мы интересуемся историей, географическими особенностями, экологией родного края. И каждый раз сталкиваемся с рядом противоречий, например: 1. С одной стороны знание лекарственных свойств брусники, черники, иван-чая с другой сторо...

Внеклассная работа по химии - средство развития личности учащихся

Материал адресован учителям естественно-научного цикла, председателям методических объединений, которые осваивают новые технологии по Федеральному стандарту образования нового поколения в свете концепции Новая школа. Представленный опыт работы — плод...

Скансены, как перспективный туристский ресурс территории

Работа студентки Галаслы Е. Г. посвящена разработке проекта уникального этнографического музея под открытым небом – скансена «Живая история Хабаровского края». Дальний Восток России традиционно воспринимается как регион с огромным культурно-историчес...

Сохраним природу Арктики

Данное мероприятие посвящено Году экологии. Содержит, кроме интересного материала по теме, песни, музыку, стихи. Представленные на конкурс стихотворения является авторскими. Ценность данных стихотворений заключается в том, что они являются авторским...

Экологическое образование молодежи как процесс обучения, воспитания и развития личности

В статье авторы проводят всестороннее исследование феномена экологического образования молодежи, рассматриваемого как многоаспектный процесс, охватывающий обучение, воспитание и всестороннее развитие личности. Основной целью этого процесса является ф...

Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках истории и кубановедения

В статье представлен опыт работы с кейс-технологиями на уроках истории и кубановедения в 11 классе по программе «Кубановедение для общеобразовательных учреждений Краснодарского края» [авт. сост: В. В. Латкин, И. А. Терская, О. А. Хамцова и др.] 2013....

Теоретико-методологические подходы к экологизации рисковой образовательной среды технического университета

Поскольку особенности технического университета усиливают рисковое влияние на образовательную среду и ее экологизацию, авторы считают, что создание педагогической системы экологизации рисковой образовательной среды в техническом вузе является актуаль...

Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях биологии как необходимое условие реализации требований ФГОС НОО

В данной статье рассматривается возможность использования цифровой лаборатории на занятиях элективного курса «Экология и человек» в 9 классе, как необходимое условие выполнения требований нового государственного стандарта второго поколения. Работа с ...

Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников в процессе реализации технологии А. И. Савенкова «Маленький исследователь»

В статье говорится об актуальности формирования исследовательского поведения дошкольника в рамках формирования предпосылок естественно-научной грамотности. Раскрыто значение исследовательской деятельности для формирования у детей любознательности, ин...

Особенности формирования кадровой структуры образовательных учреждений

В научной статье отмечено, что образовательные учреждения в настоящее время укомплектованы педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения поставленных перед нею задач. Автор в статье подчеркивает, что в современных условиях ко...

Задать вопрос