Проблемные вопросы единой информационной системы в сфере закупок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №4 (242) январь 2019 г.

Дата публикации: 26.01.2019

Статья просмотрена: 5930 раз

Библиографическое описание:

Пинегина, А. А. Проблемные вопросы единой информационной системы в сфере закупок / А. А. Пинегина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/archive/242/55970/ (дата обращения: 18.12.2024).



Статья посвящена освещению проблем, связанных с функционированием официального сайта Единой информационной системы, которые относятся к области государственных закупок.

Ключевые слова: государственные закупки, Единая информационной система, размещение информации, электронное правительство, контрактная система закупок, официальный сайт Единой информационной системы.

Целью статьи является анализ, определение и теоретическое обоснование содержания информационного обеспечения, способствующего оптимизации закупочной деятельности, а также проблем возникающие при использовании сайта Единой информационной системы при осуществлении государственных и закупок.

В настоящее время использование информационных технологий, при осуществлении государственных закупок является неотъемлемой частью закупочной детальности. Осуществление государственных закупок при помощи использования информационных технологий нашло свое выражение в форме официального сайта Единой информационной системы. С 1 января 2016 г. начал работать сайт Единой информационная система в сфере закупок. С помощью этого информационно-технического ресурса осуществляются закупки для государственных (муниципальных) нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1] (далее — Закон о контрактной системе) и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [2] (далее — Закон о закупках отдельными видами юридических лиц). В эпоху информационных технологий использование достижений в данной области не обошло стороной и государственный заказ.

Информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте Единой информационной системы (далее — ЕИС) в сфере закупок.

Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок [3, с. 35].

До введения в работу Единой информационной системы в сфере закупок, всю информацию о закупках содержал Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд [4] (далее Официальный сайт в сфере закупок), имеющий ряд проблем, которые подлежали устранению для улучшения эффективности закупочной деятельности, в настоящее время всю информацию о закупках содержит ЕИС в сфере закупок.

Размещаемая Заказчиками информация, такая как планирование закупок, информация о реестре недобросовестных поставщиков, информация по исполнению контракта, поступивших жалобах и вынесенных решениях, является публичной и находится в открытом доступе [5, с. 80]. Исключение составляют сведения, содержащие государственную тайну, подобная информация для общего доступа закрыта. Все размещаемые сведения должны быть полными и достоверными, в противном случае вступает в действие кодекс об административных правонарушениях.

Однако не все проблемы Официального сайта в сфере закупок устранены с введением в эксплуатацию ЕИС в сфере закупок. Рассмотрим данные проблемы и способы их решения:

– ЕИС в сфере закупок не позволяет ознакомиться с развернутой статистикой по расторгнутым контрактам по основаниям расторжения контракта;

– ЕИС в сфере закупок дает возможность поиска заключенных контрактов по номеру реестровой записи контракта, сформированному ЕИС, а не по номеру самого контракта.

– ЕИС в сфере закупок не дает возможность собрать агрегированные статистические данные о проведении экспертизы результатов исполнения контракта.

– ЕИС в сфере закупок не позволяет сортировать заявителей по жалобам по таким критериям как, является ли заявитель участником закупки либо лицом, осуществляющим общественный контроль, а также по иным критериям, например, по способам определения поставщика.

– в реестре контрактов отсутствует поиск по исполнителю (подрядчику), что затрудняет мониторинг контрактов, заключенных с конкретным поставщиком.

– не функционируют такие разделы как «Сводные аналитические отчеты», «Перечни перспективных потребностей в продукции машиностроения» [6].

Совокупность информации, находящейся в открытом доступе в ЕИС, должна облегчать работу добросовестным заказчикам и поставщикам. Публикация закупочной информации служит лишь одним из комплекса средств по профилактике и пресечению правонарушений в сфере госзакупок, а не панацеей от них. Информация, размещаемая в Единой информационной системе в сфере закупок, круглосуточно доступна пользователям ЕИС для ознакомления без взимания платы и иных ограничений. Файлы, находящиеся в ЕИС, имеют распространенные и открытые форматы, а также не зашифрованы и не защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств

При размещении информации на официальном сайте ЕИС периодически возникают сложности с размещением информации из-за перегрузки серверов. Чаще всего сложности возникают в период окончания одного календарного года и начала нового. Как правило, в этот период отмечается существенное возрастание количества обращений на сервер ЕИС, это связано с тем, что заказчики в конце года обязаны производить окончательные платежи по заключенным контрактам, чтобы не потеть бюджетные деньги [7, с. 9]. Как показывает практика, из-за того, то все заказчики в конце календарного года размещают сведения об исполненных (расторгнутых, в т. ч. из-за окончания срока действия), контрактах, в ЕИС возникают сбои, ошибки, задвоения системы, что в дальнейшем приводит к нарушениям Закона о контрактной системе.

Единая информационная система в сфере закупок является одним из видов государственных информационных ресурсов для обеспечения управленческой деятельности органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок. ФАС России является федеральным органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок и согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) [8]. ФАС России с помощью ЕИС осуществляет такие функции как:

– ведение реестра недобросовестных поставщиков;

– ведение реестра плановых и внеплановых проверок;

– ведение реестра жалоб;

– приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу;

– формирование реестра результатов контроля по итогу проведения проверок;

– передача жалоб по подведомственности территориальным органам для рассмотрения согласно компетенции;

– формирование возврата жалоб;

– осуществление проверок соблюдения сроков, установленных законодательством о контрактной системе, публикации информации заказчиком [9].

Однако являясь уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок органом, Федеральная антимонопольная служба России не наделена достаточным перечнем полномочий для полного и объективного осуществления плановых и внеплановых проверок деятельности государственных и муниципальных заказчиков, поскольку не имеет полный доступ к ЕИС.

Хотелось бы отметить, что в течение 2017 гг. ЕИС претерпела изменения, после возникших трудностей при размещении плана закупок. План закупок не размещался корректно на официальном сайте ЕИС, что влекло за собой невозможность размещения плана-графика, являющегося основанием для проведения закупки. Таким образом, заказчик не имел законного основания проводить торги. Такая ситуация продлилось практически до конца февраля, что не могло не отразиться на деятельности учреждений, особенно это было заметно на учреждениях здравоохранения.

Формирование электронного государства в нашей стране — это необходимый шаг к совершенствованию власти и управления, обеспечению возможности осуществления эффективной борьбы с коррупцией, поддержанию позиций России на международной арене в сфере информационно-коммуникативных технологий и электронного государственного управления.

Весь документооборот между заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) начиная с 1 января 2016 года осуществляться исключительно в электронном виде посредством ЕИС в сфере закупок и электронных торговых площадок.

Таким образом, электронный формат является гарантией доступности и конфиденциальности участия в закупочных процедурах. Благодаря ему поставщики (подрядчики, исполнители) получают более широкие возможности для участия в закупках. Возрастает конкуренция, обеспечение которой является одним из главных принципов контрактной системы в сфере закупок. Эффективность проведения торгов увеличивается, что экономит бюджетные средства заказчика. Имеются проблемы, которые были решены в 2017 год, однако по-прежнему остаются проблемы, возникающие при осуществлении закупочной деятельности в ЕИС в сфере закупок, которые необходимо разрешить.

Литература:

  1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ: в ред. от 31.12.2017 № 506-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». — Последнее обновление 10.03.2018
  2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ: в ред. от 27.12.2018 № 512-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». — Последнее обновление 08.01.2019.
  3. Тасалов Ф. А. Нормирование в сфере закупок: пробелы и недостатки законодательства о контрактной системе // Право и экономика. — 2016. — № 2. — С. 33–39.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ [Электронный ресурс]. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 07.12.2017).
  5. Волгина Т. Е. Современные проблемы внедрения «электронного правительства» / Т. Е. Волгина // Ученые заметки ТОГУ. — 2015. — № 3. — С. 80–86.
  6. Портал закупок: Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок [Электронный ресурс]. URL: http://www.zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения 13.12.2017).
  7. Куемжиева С. А. Роль и значение информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок для ее участников // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2014.- С. 9–14.
  8. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013г. № 44-ФЗ [Электронный ресурс]. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/. (дата обращения: 16.12.2017).
  9. Мокренко А. В. Планирование закупочной деятельности. Теоретические и практические аспекты // Институциональные императивы развития экономики России: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Ростов н/Д.: Издат. центр ДГТУ. — 2016. — 252 с.
Основные термины (генерируются автоматически): сфера закупок, единая информационная система, контрактная система, официальный сайт, заказчик, закупка, осуществление контроля, поставщик, размещение информации, закупочная деятельность.


Похожие статьи

Правовое регулирование электронных закупок

Статья посвящена анализу правового регулирования осуществления государственных и муниципальных закупок с использованием специализированных электронных площадок посредствам внедрения новых информационных технологий.

Анализ первого опыта применения Закона о контрактной системе. Основные проблемы

Настоящая статья посвящена основным проблемам, возникшим при применении Закона о контрактной системе, которые на настоящий день не урегулированы.

Роль казначейского контроля в системе закупок товаров, работ и услуг

В статье рассмотрена динамика развития казначейского контроля в сфере государственных закупок на территории Российской Федерации, а также проанализирована роль Федерального казначейства, как основного контрольного органа в сфере закупок товаров, рабо...

Некоторые особенности порядка ведения реестра контрактов для заказчиков в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Осуществление принципов открытости и прозрачности с помощью единой информационной системы в сфере закупок

Статья посвящена осуществлению принципов открытости и прозрачности в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд через применение единой информационной системы в сфере закупок.

Проблемы правового регулирования Единой информационной системы в сфере закупок

В статье рассмотрены основные положения правового регулирования Единой информационной системы в сфере закупок, рассмотрены правила и требования, применяемые к государственных информационным системам. Проанализированы нововведения и изменения, касающи...

Актуальность внедрения искусственного интеллекта в контрактную систему закупок

В статье автор исследует перспективу и актуальность внедрения искусственного интеллекта в контрактную сферу закупок товаров, услуг, работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Динамика развития государственной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг

В статье автор исследует становление и развитие современной государственной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг, а также приоритетные направления совершенствования контрактной системы в сфере государственных закупок.

Структура механизмов электронного правительства России

В статье рассматривается проблема развития электронного правительства в России. Рассмотрены основные механизмы отечественного электронного правительства, реализуемые в рамках данной политики. По итогам исследования была разработана специальная схема,...

Организационно-правовые проблемы использования системы электронного документооборота в системе МВД

В настоящее время переход на электронный документооборот является одним из важнейших направлений правовой политики. Внедрение электронного делопроизводства в системе правоохранительных органов обусловлено различными видами вопросов. В статье рассматр...

Похожие статьи

Правовое регулирование электронных закупок

Статья посвящена анализу правового регулирования осуществления государственных и муниципальных закупок с использованием специализированных электронных площадок посредствам внедрения новых информационных технологий.

Анализ первого опыта применения Закона о контрактной системе. Основные проблемы

Настоящая статья посвящена основным проблемам, возникшим при применении Закона о контрактной системе, которые на настоящий день не урегулированы.

Роль казначейского контроля в системе закупок товаров, работ и услуг

В статье рассмотрена динамика развития казначейского контроля в сфере государственных закупок на территории Российской Федерации, а также проанализирована роль Федерального казначейства, как основного контрольного органа в сфере закупок товаров, рабо...

Некоторые особенности порядка ведения реестра контрактов для заказчиков в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Осуществление принципов открытости и прозрачности с помощью единой информационной системы в сфере закупок

Статья посвящена осуществлению принципов открытости и прозрачности в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд через применение единой информационной системы в сфере закупок.

Проблемы правового регулирования Единой информационной системы в сфере закупок

В статье рассмотрены основные положения правового регулирования Единой информационной системы в сфере закупок, рассмотрены правила и требования, применяемые к государственных информационным системам. Проанализированы нововведения и изменения, касающи...

Актуальность внедрения искусственного интеллекта в контрактную систему закупок

В статье автор исследует перспективу и актуальность внедрения искусственного интеллекта в контрактную сферу закупок товаров, услуг, работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Динамика развития государственной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг

В статье автор исследует становление и развитие современной государственной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг, а также приоритетные направления совершенствования контрактной системы в сфере государственных закупок.

Структура механизмов электронного правительства России

В статье рассматривается проблема развития электронного правительства в России. Рассмотрены основные механизмы отечественного электронного правительства, реализуемые в рамках данной политики. По итогам исследования была разработана специальная схема,...

Организационно-правовые проблемы использования системы электронного документооборота в системе МВД

В настоящее время переход на электронный документооборот является одним из важнейших направлений правовой политики. Внедрение электронного делопроизводства в системе правоохранительных органов обусловлено различными видами вопросов. В статье рассматр...

Задать вопрос