В статье рассматривается актуальная для современного образования проблема здоровьесбережения. Одним из условий здоровьесбережения в образовательной организации является эффективная методическая работа, направленная на формирование компетентности педагогов по созданию здоровьесберегающей среды и реализации здоровьесберегающих технологий.
Ключевые слова: здоровьесбережение, методическая работа.
В настоящее время, по информации системы здравоохранения, вызывают тревогу статистические данные, свидетельствующие о проблеме снижения качественных показателей здоровья детей. По результатам медицинских осмотров только 20–30 % первоклассников можно считать здоровыми, у остальных были выявлены различные врождённые или приобретённые нарушения. Возрастающая учебная нагрузка, гиподинамия современных детей, увлечение компьютерными играми приводят к нарушению здоровья [2].
Формирование основ здорового образа жизни необходимо с ранних лет, особое значение работа по созданию здоровьесберегающего и здоровьеформирующего пространства приобретает в образовании. Законом «Об образовании в РФ» на образовательные организации возложена ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса. К компетенции образовательной организации закон относит «создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации» [3].
Несмотря на то, что исследования по здоровьесбережению ведутся уже давно (В. Ф. Базарный, М. М. Безруких, А. В. Бойко, Э. М. Казин, Л. Г. Татарникова, Б. М. Чумаков и др.), данная проблема остается малоизученной. Социальный заказ общества, состоящий в воспитании здорового гражданина, к сожалению, входит в противоречие с несовершенством системы сбережения потенциала детского здоровья и низком уровне профессиональной подготовки педагогов в вопросах использования здоровьесберегательных технологий. Оказать помощь педагогам, создать условия для повышения уровня их компетентности в реализации идей здоровьесбережения призвана методическая работа.
Методическая работа является важной частью системы образования, различные аспекты ее организации раскрываются в работах К. Ю. Белой, B. C. Лазарева, Н. В. Немовой, A. M. Новикова, М. М. Поташника, П. И. Третьякова, Т. И. Шамовой и др. В научной литературе ведется поиск таких форм методической работы, которые бы отвечали современным тенденциям развития образования, способствовали повышению квалификации педагогов и раскрытию их творческого потенциала.
Понятие «методическая работа» в научной литературе раскрывается по-разному. Например, К. Ю. Белая считает, что методическая работа представляет собой управленческую систему, включающую цель, задачи, функции, формы и методы [1]. Данная система позволяет руководителю и педагогам повышать свой профессиональный уровень, обеспечивает методическую поддержку и помощь в реализации поставленных перед образовательной организацей целей и задач в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом, в том числе в направлении здоровьесбережения.
В исследованиях К. Ю. Белой, Л. М. Денякиной и других представлены следующие формы методической работы, которые можно использовать направлении здоровьесбережения:
‒ локальные — формы методической работы, организуемые внутри образовательной организации. К данным формам относятся семинар-практикум, индивидуальные и групповые консультации, открытые занятия и т. п.;
‒ интраактивные — формы методической работы, организуемые между образовательными организациями одного района. К данным формам относятся психолого-педагогические проблемные семинары, методические службы, деловые игры и т. п.;
‒ интерактивные — формы методической работы, организуемые на городском, областном и федеральном уровне. К данным формам относятся научно-практические конференции, фестивали, конкурсы и т. п.
На современном этапе требуются новые, инновационные, интерактивные, активные формы методической работы в направлении здоровьесбережения. Активные формы методической работы — это формы, при которых процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. В процессе такого взаимодействия осуществляется поиск и обсуждение проблем здоровьсебережения, совместное принятие решение. Это такие формы, как клуб, дискуссия, интерактивные игры, проектная деятельность, интерактивное взаимодействие посредством информационных технологий.
Таким образом, здоровьесбережение — одно из актуальных направлений деятельности методической работы. Различные формы методической работы должны быть направлена на повышение уровня компетентности педагогов, что в свою очередь позволит реализовать здоровьесберегающие технологии в образовательной организации.
Литература:
- Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы / К. Ю. Белая. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 96 с.
- Богачев, А. Н. Формирование готовности будущих педагогов к здоровьесберегающей деятельности / А. Н. Богачев // EurasiaScience. — 2017. — С. 105–107.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации: от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. — М.: Эксмо, 2018. — 787 с.