В статье раскрывается общее понятие «сотрудник» правоохранительных органов. Определены сотрудники, образующие правоохранительную систему. Выделены признаки, характеризующие сотрудников правоохранительных органов.
Ключевые слова: Российская Федерация, классный чин, правоохранительный орган, специальное звание, свобода человека, статус сотрудника, орган, сотрудник.
Правоохранительным органам в Российской Федерации и во всем мире в целом принадлежит важная роль в механизме современных государств. Эффективность деятельности правоохранительных органов предопределяет уровень законности и правопорядка в стране, безопасность граждан, защиту их прав и законных интересов. В свою очередь, эффективность деятельности правоохранительных органов находится в прямой зависимости от сотрудников, которые и образуют данную систему.
Правоохранительная деятельность — это не просто работа, а образ жизни, особая ментальность. Человек, которому государство оказало доверие, наделив статусом сотрудника правоохранительного органа, должен иметь высокий уровень правосознания и быть примером для окружающих при выполнении своих служебных обязанностей [1].
Анализируя действующее законодательство Российской Федерации, научную литературу, диссертационные исследования можно сделать вывод о том, что наиболее точно понятие «сотрудник правоохранительного органа» сформулировано Добродеевым С.А, он писал «сотрудник — это должностное лицо федерального органа исполнительной власти, основной функцией которого является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью и иными правонарушениями, принятый в установленном законом порядке на специальную службу, и которому присвоено специальное звание или классный чин, предусмотренное федеральным законом» [1]. И как отмечает Шушанова Т. «Осуществляемая им [сотрудником] деятельность связана с разрешением человеческих судеб, зачастую судеб тех, кому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред. Надлежащее же разрешение человеческих судеб возможно лишь в условиях, когда субъекты, вершащие судьбы, обладают необходимыми для этого профессиональными знаниями и высокой нравственностью» [2].
Анализируя предъявляемые, в частности, к судьям требования, известный юрист XIX — XX вв. А. Ф. Кони писал, что «судья призван прилагать все силы ума и совести, знания и опыта, чтобы постигнуть житейскую и юридическую правду дела... Как бы хороши ни были правила деятельности, они могут потерять свою силу и значение в неопытных, грубых и недобросовестных руках. Чем больше оттенков в своем практическом применении допускают эти правила, чем глубже касаются они личности и участи человека, чем более важным интересам общественной жизни они служат, тем серьезнее представляется вопрос — в чьи руки отдается приложение этих правил и при каких условиях» [3]. Эти требования в равной степени относятся ко всем другим сотрудникам правоохранительных органов государства.
Что касается «круга лиц», относящихся к сотрудникам правоохранительных органов, то опираясь на содержание ст. 274 Федерального закона от 20.04.1995 № 45-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», к нему можно отнести: прокуроров, следователей и лиц, производящих дознание; лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; сотрудников федеральных органов внутренних дел; сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; сотрудников органов федеральной службы безопасности; сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств; судебных исполнителей, сотрудников органов государственной охраны; работников таможенных органов. К ним относятся и сотрудники миграционной службы (Указ Президента РФ от 19.07.2004 № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы») [4].
Сотрудники правоохранительной системы — это особая категория лиц с отличными условиями труда. Эти условия характеризуются важностью решаемых задач по обеспечению правопорядка, повышенными моральными и психологическими перегрузками, а также опасностью для жизни и здоровья сотрудника, наличием установленных законодательством ограничений. Законодатель выделяет два признака «сотрудника»:
1) гражданин должен занимать должность в соответствующем правоохранительном органе,
2) ему должно быть присвоено специальное звание, классный чин. При этом сотрудники прокуратуры именуются прокурорскими работниками.
Законодательством, регулирующим особенности прохождения службы в правоохранительных органах, правовой статус работника (государственного служащего) определяется исходя из понятия «сотрудник», что предполагает более заинтересованное участие работника в общем деле, налагает повышенную ответственность за совместные действия и достижение определенного результата, которые не требуются от обычного наемного работника.
Таким образом, статус сотрудника правоохранительных органов и сам сотрудник в России имеет особое значение в жизни общества, так как Российская Федерация в соответствии со ст. 1 Конституции РФ — демократическое, федеративное и правовое государство. «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» [5], что напрямую отражает важность и значимость существования и функционирования сотрудников правопорядка.
Литература:
- Добродеев С. А. Понятие сотрудника правоохранительного органа в российском уголовном законодательстве// Проблемы экономики и юридической практики. 2014. № 2. С. 182–187.
- Шушанова Т. Сотрудник правоохранительных органов: каким он должен быть // Кадровик. Трудовое право для кадровика. — 2010. — № 4. — С. 59–64.
- Кони А. Ф. Избранные произведения. Том I. М., 1959. С.217.
- Указ Президента РФ от 19.07.2004 № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы //Российская газета. — 2004. — 19 июля. — Федеральный выпуск № 3531 (0)
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. — 25 декабря.