В данной статье рассмотрены основные особенности 4PL-провайдера, а также влияние логистического аутсорсинга на оптимизацию затрат и увеличение конкурентоспособности компании.
Ключевые слова: логистическая деятельность, цепь поставок, 4PL-провайдер, логистика.
На сегодняшний день концепция аутсорсинга находит широкое применение в компаниях, осуществляющих логистическую деятельность. Интеграционные процессы в экономике приводят к необходимости глобального управления логистическими системами. Такая тенденция делает необходимым появление провайдеров логистических услуг.
На практике выделяют 5 логистических провайдеров, обладающих определенными компетенциями:
- 1PL (First Party Logistics) — автономная логистика, предполагается, что операции выполняются самим грузовладельцем;
- 2PL (Second Party Logistics) — компания осуществляет частичный аутсорсинг логистических операций по транспортировке и складированию товаров;
- 3PL (Third Party Logistics) — компания полностью или частично делегирует полномочия в логистической деятельности третьей стороне, включает систему дополнительных услуг таких как промежуточное хранение груза, проектирование и разработку информационных системы;
- 4PL (Fourth Party Logistics) — предполагает интеграцию всех компаний, вовлеченных в цепь поставок, осуществляет контроль, планирование и управление за всеми логистическими процессами;
- 5PL (Fifth Party Logistics) — интернет-логистика. Система предполагает осуществление полного спектра логистических задач посредством электронных средств информации.
4PL-провайдер, являясь системным логистическим интегратором, способен обеспечить оптимальное управление логистическими процессами, способствуя оптимизации ресурсов цепи. Логистические 4PL-провайдеры специализируются на консалтинге, логистическом планировании и управлении цепями поставок в сетевых структурах предприятий. 4PL-провайдеры, за счет сотрудничества с многочисленными предприятиями способны внедрять эффективные логистические схемы и современные информационные технологии, значительно сокращающие логистические издержки [1, c. 50 -54].
4PL-провайдер объединяет услуги логистических посредников для клиентов. В качестве подключаемых контрагентов выступают 3PL-провайдеры и компании IT сферы. Основа успешной деятельности 4PL-провайдера заключается в адаптировании к конкретным условиям цепи поставок и востребованности среди задействованных партнеров.
К основным задачам 4PL-провайдеров относятся:
- Планирование, управление и оптимизация цепей поставок;
- Интеграция IT-систем;
- Управление складским хозяйством и запасами;
- Стратегическое сетевое планирование;
- Консалтинг;
- Планирование и оптимизация маршрутов перевозок;
- Отслеживание маршрута и информации о происхождении груза;
- Отслеживание статуса заказа и географического положения груза;
- Эффективное управление продажами продукта;
- Управление документацией;
- Предоставление информационно-вычислительных ресурсов и услуг;
- Поиск и предоставление персонала в найм;
- Финансовые услуги [3, c. 27–40].
Возникновение 4PL-провайдера возможно за счет развития 3PL-провайдера, переориентации или намеренного создания предприятием дочерней компании, осуществляющей функции 4PL-провайдера. Также возможно становление провайдера четвертой стороны совместного предприятия партнеров по цепи поставок, поставщика IT услуг или консалтинговой компании [2, c. 2–4].
Наиболее часто 4PL-провайдерами становятся операторы 3PL, поскольку они обладают опытом в логистической деятельности и клиентской базой. Однако такой переход может сопровождаться рядом проблем связанных с признанием клиентом роли 4PL за своим оператором.
4PL-провайдер представляет собой сочетание оперативного и стратегического управления, а именно функций 3PL-оператора и консалтинговой компании, поэтому консалтинговые компании, осуществляя деятельность на уровне оперативных процессов, могут взять на себя функции по управлению цепями поставок.
Эффективность работы 4PL-провайдера достигается за счет скоординированной работы входящих в него центров, таких как центр внедрения, IT-центр, центр формирования продуктов и компетенций, а также основных служб, занимающихся документооборотом, складированием и распределением.
Бизнес-фокус 4PL- провайдера содержит следующие компоненты:
- Сосредоточенность на эффективности цепочки поставок своих клиентов;
- Направленность решений на организацию управления множеством поставщиков услуг и подчинения бизнес-правилам;
- Наличие единого показателя KPI для всех поставщиков услуг [4, c. 424–426].
Основное преимущество 4PL подхода заключается в оптимизации расходов предприятия, увеличении эффективности за счет сокращения операционных затрат, основного и оборотного капитала, а также трудовых ресурсов. Предприятие может сократить уровень вложений в основной капитал за счет отсутствия необходимости в содержании собственных материальных активов для обеспечения логистических процессов.
Таким образом, аутсорсинг 4PL обладает рядом значительных преимуществ. Тем не менее, его реализация сопряжена с риском и определенными проблемами. Успешные аутсорсинговые проекты показывают высокий уровень сотрудничества, что связывает партнеров дополнительными обязательствами.
4PL-провайдеры обеспечивают оптимальное управление логистическими системами на межорганизационном уровне цепей поставок, что способствует минимизации экономических и производственных издержек.
Литература:
- Бикмаев, А. В. Анализ основных аспектов и факторов развития аутсорсинга в логистике // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике, 2016. –№ 4–2 (10). — С. 50–54.
- Воронов, В. И. Инновационные технологии в логистике // Инновации и инвестиции. — 2015. — № 4. — С. 2–4.
- Дементьев,А.В., Контрактная логистика / А. В. Дементьев. — СПб.: ООО «Книжный Дом», 2013. — С. 27–40.
- Пименова, М. В. Формы стратегического поведения провайдеров в цепях поставок / М. В. Пименова, Ю. В Галкина // Решетневские чтения. − 2016. − № 20. — С. 424–426.