Формирование вербально-коммуникативных умений у дошкольников в домашних условиях. Преемственность в работе ДОУ и школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (242) январь 2019 г.

Дата публикации: 28.01.2019

Статья просмотрена: 253 раза

Библиографическое описание:

Гаврик, Н. А. Формирование вербально-коммуникативных умений у дошкольников в домашних условиях. Преемственность в работе ДОУ и школы / Н. А. Гаврик, Е. Р. Абдразакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 384-388. — URL: https://moluch.ru/archive/242/56006/ (дата обращения: 18.12.2024).



Раздел: Работа с родителями.

Собрание для родителей будущих первоклассников на тему: «Фундамент формирования вербально-коммуникативных умений у дошкольников в домашних условиях, как залог успешного обучения в школе».

Цель: Показать необходимость формирования вербально-коммуникативных умений у старшего дошкольника в домашних условиях для успешного обучения его в школе.

Задачи:

– познакомить родителей с понятиями «вербально-коммуникативные умения», «коммуникабельный человек».

– помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка на этапе перехода из ДОУ в школу;

– создание благоприятной атмосферы общения в семье.

Форма проведения круглый стол.

Подготовительная работа к собранию:

– приглашение родителей будущих первоклассников на собрание.

– анкетирование дошкольников на тему: «Как я общаюсь дома» и обработка результатов.

– видеоматериалов с высказываниями детей;

– подборка журналов «Страна чудес» (издательство МБДОУд/с комбинированного вида

№ 105 «Мальвина»);

– буклет для родителей «Ваш ребёнок первоклассник».

– презентация для родителей по теме «Особенности формирования вербально — коммуникативных умений у детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Оборудование и ТСО:

– экран и компьютер с мульти — проектом.

– магнитофон с фонограммой песен.

– «Волшебный микрофон».

План собрания:

п/п

Содержание

Ответственный

1

Форма собрания — чаепитие за круглым столом

Учитель-логопед Гаврик Н. А.

2

Упражнение «Подари приветствие присутствующим» на вербальном уровне

Учитель-логопед Гаврик Н. А. Родители

Психолог Абдразакова Е. Р.

3

Дискуссия на тему «Что такое вербально-коммуникативные умения»

Родители

Учитель-логопед Гаврик Н. А.

4

Сообщение «Основные направления работы в формировании вербально-коммуникативных умений у школьников начальных классов»

Учитель-логопед Гаврик Н. А.

5

Проблемный вопрос родителей на тему «Достаточно ли вы общаетесь с ребенком дома? И каким образом происходит это общение?»

Родители

Учитель-логопед Гаврик Н. А.

6

Просмотр видеоматериалов с высказываниями детей.

Анализ анкетирования на тему «Как я общаюсь дома»

Психолог Абдразакова Е. Р.

7

Дискуссия родителей на тему: «В какие игры по развитию речи Вы играете с ребенком дома?»

Родители

Учитель-логопед Гаврик Н. А.

8

Знакомство родителей с играми и игровыми упражнениями, направленными на развитие вербально-коммуникативных умений младших школьников.

Учитель-логопед Гаврик Н. А.

9

«Вы спрашиваете — мы отвечаем»

Учитель-логопед Гаврик Н. А. Психолог Абдразакова Е. Р.

Ход собрания (звучит релаксационная музыка).

Учитель-логопед:

Уважаемые гости!

Спасибо, что вы приняли приглашение, нашли время и пришли на нашу встречу.

Давайте отвлечемся от проблем, которые вы решали весь день и поиграем в игру, но при одном условии: наша игра «Подари приветствие соседу» будет проходить на невербальном уровне. Кто знает, что означает это странное словосочетание «невербальный уровень»? (выслушиваю ответы родителей).

Да, вы правильно сказали — это приветствие без слов.

(Логопед начинает игру и «здоровается» с тем родителем, который находится рядом с ним. Родители придумывают свое приветствие).

Сегодня тема нашего собрания — «Фундамент формирования вербально-коммуникативных умений у дошкольников в домашних условиях, как залог успешного обучения в школе». Я принесла «волшебный микрофон», он поможет нам. Сейчас тот, у кого окажется в руках микрофон постарается высказать свою точку зрения о том, как он понимает, что такое «Вербально-коммуникативные умения». (Родители по очереди передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме).

Да, вы правильно сказали, что вербально-коммуникативное умение — это умение общаться друг с другом посредством слова. С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается — от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей, обеспечивает планирование, осуществление и контроль их деятельности. Поэтому основным условием возникновения и развития общения является совместная деятельность.

Несмотря на достаточно глубокую изученность данного вопроса, проблема общения и формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста остается актуальной. Реализация требований современной жизни поставила перед педагогикой задачу целенаправленной подготовки детей с самого раннего возраста к полноценному общению в различных сферах жизнедеятельности. Совсем недавно учащиеся 1-го класса пришли в школу из дошкольных учреждений. В практике дошкольного воспитания применяются образовательные программы, многие из которых предполагают развитие коммуникативной деятельности детей, как основы социализации, ставят задачу формирования коммуникативных умений у дошкольников как интегративного явления, имеющего трехблочную структуру: информационно-коммуникативные умения, регуляционно-коммуникативные умения, аффективно-коммуникативные умения. Именно к 5 годам у детей складывается потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстниками. Содержанием общения становится совместная, главным образом, игровая, деятельность, а на этапе начальной школы — учебная. В этом же возрасте возникает и потребность в уважении и признании себя в кругу сверстников. В момент перехода из дошкольного детства в школьную жизнь у наших детей существует риск возникновения проблемы и дополнительных трудностей при общении со сверстниками. Можно сказать, что в начальной школе ребёнок просто вынужден общаться, делиться новыми впечатлениями, активно перерабатывать новую информацию, которую получает на уроке и передавать её своим сверстникам, учителю, родителям. Данные теоретические положения позволили выделить особенности дальнейшего формирования коммуникативных умений у младших школьников: усвоение детьми коммуникативных моделей происходит в совместной деятельности с взрослым; в формировании социальных потребностей ребенка и освоении им опыта человеческой деятельности ведущая роль принадлежит совместным играм со сверстниками.

Одним из факторов формирования коммуникативных умений является благоприятный психологический климат в классе и в семье. Для описания модели формирования коммуникативных умений давайте с вами определим критерии сформированности коммуникативных умений у детей к моменту поступления их в школу: умение ориентироваться в ситуации общения, употребление вербальных и невербальных средств общения, умение организовать процесс общения, преодоление конфликтов, эмоциональное восприятие партнера по общению. (Презентация)

  1. Понятия «общение» и «коммуникация» рассматриваются нами как идентичные. Исходя из этого, под вербально-коммуникативными умениями дошкольников мы понимаем освоенные детьми способы выполнения вербально-коммуникативных действий, зависящих от сформированности его не только коммуникативных мотивов, потребностей, ценностных ориентаций, но и знаний, навыков владения языковыми средствами, что и определяет готовность ребенка к общению.
  2. В структуру вербально-коммуникативных умений детей 6–7 лет входят:

– информационно-коммуникативные умения: умение начать, поддержать и завершить общение, привлечь внимание собеседника; умение ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (адекватно реагировать на знакомого и незнакомого человека, понять намерения, мотивы общения партнеров); умение употреблять средства вербального и невербального общения, использовать слова и знаки вежливости;

– регуляционно-коммуникативные умения: умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнеров; умение помогать партнеру и самому принимать помощь; умение решать конфликты адекватными способами;

– аффективно-коммуникативные умения: умение замечать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние партнера; умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам.

Эффективность модели формирования вербально-коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности обеспечивается реализацией следующих условий:

а) развитие всех компонентов речи учащегося первого класса в процессе непосредственно организованной игровой, учебной деятельности на всех этапах обучения;

б) реализация комплекса игровых тренингов, обеспечивающего поэтапное формирование вербально-коммуникативных умений;

в) субъектная позиция педагога и родителей в процессе взаимодействия с учениками;

г) обеспечение единства когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов личности ребенка в процессе совместной игровой и учебной деятельности;

д) вариативность и рефлексивный характер учебной деятельности.

Исходя, из вышесказанного попробуйте ответить на вопрос: «Достаточно ли вы общаетесь с ребенком дома? И каким образом происходит это общение?». (Дискуссия родителей).

Я предлагаю вам посмотреть видеозапись о том, как сами дети отвечают на этот вопрос. (Просмотр видеозаписи с высказываниями детей).

Уважаемые родители, прошу ответить на вопрос: «В какие игры по развитию речи Вы играете с ребенком дома?». (Ответы родителей).

На этом этапе нашего «Круглого стола» предоставляю слово психологу ДОУ Абдразаковой Екатерине Равильевне.

Психолог:

Добрый вечер!

Мы провели с детьми анкетирование на тему: «Как я общаюсь дома». Было опрошено 32 первоклассника нашей школы.

Вот так выглядят в процентном отношении ответы на вопросы анкеты.

На вопрос: что тебе читали вчера? — лишь 12 первоклассников смогли назвать произведение, а у остальных данный вопрос вызвал затруднение.

Учитель-логопед:

Сегодня специалисты нашего учреждения приготовили для вас подарок — вот этот журнал «Страна чудес». Здесь есть подборка игр, в которые вы сможете играть с ребенком дома и ненавязчиво помочь ему формировать свои вербально-коммуникативные умения. Так же мы вам дарим буклет на тему: «Ваш ребёнок первоклассник», в котором собраны игры на развитие фонематического слуха, слоговой структуры слова, формирование лексико-грамматических категорий, развитие связной речи детей». Эти игры и игровые упражнения можно применить к любой лексической теме, общаясь с ребёнком стимулировать его к общению.

Игры иигровые упражнения для развития лексико-грамматических категорий речи.

  1. «Один-много». Взрослый называет один предмет, например, шишка, а ребенок называет форму множественного числа: много шишек.
  2. «Наоборот». Взрослый бросает ребенку мяч и называет признак предмета, например, высокое дерево, а ребенок, возвращая мяч, называет противоположный признак: низкое дерево.
  3. «Найди свою маму». Ребенок должен найти маму каждому детенышу животного. В эту игру хорошо поиграть с друзьями, использовать маски животных и их детенышей.
  4. «Большой-маленький». У ребенка картинки с изображением предметов разного размера. Необходимо найти пару «У меня гнездо, а у меня гнездышко». В эту игру лучше играть с несколькими детьми.
  1. «Угадай, чей домик». Взрослый загадывает загадку: «В лесу большая нора, в ней живет лиса. Чей домик?» (лисий).
  2. Необходимо учить ребенка вслушиваться в речь и различать окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода: «Про какой предмет можно сказать голубой (Карандаш.) Голубая? (Лента.) Голубое? (Пальто.)
  3. Научите ребенка составлять простые предложения типа «Мама варит суп. Папа рубит

дрова топором», а затем сложные с союзами «и», «а». Ребенок должен овладеть умением устанавливать последовательность событий, правильно выражать её словами. «Начался дождь, и дети надели плащи. Миша рисует дом, а Таня лепит утку».

  1. Учите ребенка обобщать. «Огурец, помидор, картофель — это овощи. Стул, кровать, диван, шкаф — это мебель и т. д».
  2. Вместе читайте и пересказывайте сказки. Рисуйте любимых героев книг и мультфильмов.

В первом классе, по результатам первичной логопедической диагностики функционирует школьный логопедический пункт, как одна из форм взаимодействия логопеда, родителей и детей. Сюда входит и проведение коррекционных занятий, и создание тетрадей, в которых отражены те виды речевых упражнений, тренингов для формирования языковых средств младших школьников, которые мы используем в своей коррекционно-развивающей работе. Проводим консультативные часы для родителей, чьи дети посещают, как нашу школу, так и ДОУ. Без Вашей помощи, уважаемые родителей, без фундамента, который Вы можете заложить в формирование вербально-коммуникативных умений у наших будущих первоклассников в домашних условиях, без взаимодействия педагогов образовательного учреждения и семьи в процессе обучения мы не представляем успешного обучения в школе.

Предлагаю Вам за нашим «Круглым столом» задать вопросы, которые у Вас возникли по ходу нашей встречи.

И как итог встречи хочу сказать, что по нашему глубочайшему убеждению высокая стартовая готовность ребёнка к обучению может сравниться с фундаментом здания: крепкий фундамент — залог надёжности и качества будущей постройки (успешной учёбы)

Изучение журналов «Страна чудес», а также буклета для родителей «Ваш ребёнок первоклассник».

(Рефлексия).

Литература:

  1. Т. С. Зенина «Родительские собрания в ДОО. Выпуск 1. Методическое пособие. ФГОС» Подробнее: https://www.labirint.ru/books/533355/
  2. О. С. Ушакова «Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. ФГОС ДО» Подробнее: https://www.labirint.ru/books/188935/
  3. О. А. Черенкова “Формирование коммуникативных умений у детей 4–5 лет в игровой деятельности”. https://new-disser.ru/_avtoreferats/01004131658.pdf
  4. http://schoool1141.narod.ru/zdr/logoped/logoped-gotovnost.htm
Основные термины (генерируются автоматически): умение, ребенок, родитель, ребенок дома, игра, успешное обучение, учебная деятельность, высказывание детей, Гаврик, младший школьный возраст.


Похожие статьи

Формирование у старших дошкольников знаний по пожарной безопасности в процессе организации образовательной деятельности в ДОУ

Система методической работы учителя начальных классов по формированию коммуникативных УУД

Способы формирования коммуникативной компетенции дошкольника через систему логопедических занятий

Малые формы фольклора в системе речевого развития у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в ДОУ

О формировании у детей основ коммуникативных компетенций

Формирование читательского интереса у дошкольников и партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса в условиях ДОУ (из опыта работы)

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах экологического воспитания дошкольников

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Проблемы изучения и формирования речевой готовности у старших дошкольников

Семья и ее роль в воспитании личности дошкольников. Методы партнерского взаимодействия детского сада с родителями

Похожие статьи

Формирование у старших дошкольников знаний по пожарной безопасности в процессе организации образовательной деятельности в ДОУ

Система методической работы учителя начальных классов по формированию коммуникативных УУД

Способы формирования коммуникативной компетенции дошкольника через систему логопедических занятий

Малые формы фольклора в системе речевого развития у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в ДОУ

О формировании у детей основ коммуникативных компетенций

Формирование читательского интереса у дошкольников и партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса в условиях ДОУ (из опыта работы)

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах экологического воспитания дошкольников

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Проблемы изучения и формирования речевой готовности у старших дошкольников

Семья и ее роль в воспитании личности дошкольников. Методы партнерского взаимодействия детского сада с родителями

Задать вопрос