Результаты экспериментального исследования по развитию позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (242) январь 2019 г.

Дата публикации: 26.01.2019

Статья просмотрена: 1827 раз

Библиографическое описание:

Бегунова, А. Г. Результаты экспериментального исследования по развитию позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста / А. Г. Бегунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 377-381. — URL: https://moluch.ru/archive/242/56009/ (дата обращения: 15.11.2024).



Общение — это основа становления человеческой психики, ее формирование и развитие, а также становление разумного культурного поведения. Как отмечают многие психологи, именно через общение с разносторонне развитыми людьми человек расширяет свои познавательные способности и качества личности. Дошкольный возраст — это особенно важный период в воспитании и развитии личности ребёнка. В возрасте с 4 до 7 лет у детей отмечаются довольно сложные взаимоотношения в общении с другими детьми (ссоры, оскорбления друг друга, несдержанность, обидчивость, драки), что, естественно, влияет на становление и формирование личности детей старшего дошкольного возраста. Изучение данных факторов побуждает нас обратиться к проблеме развития позитивных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста, с тем, чтобы определить их возрастные особенности и психолого-педагогическую природу, которые проявляются в процессе формирования и развития этих отношений у детей в условиях группы детского сада. Что и является проблемой данного исследования.

Ключевые слова: позитивные межличностные отношения, конфликтные ситуации, отношения сверстников, социометрия, театрализованная деятельность, старший дошкольный возраст, группа детского сада.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о том, что эмоциональная отзывчивость и уважительное отношение к сообществу детей и взрослых является основным фактором воспитания и развития в дошкольном возрасте. Вступать в активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, учитывать интересы и чувства других, сопереживать радостям и неудачам, договариваться об участии в совместных играх, обладать чувством собственного достоинства ребёнок способен лишь на завершающем этапе дошкольного образования [1. с. 18].

Развитие позитивных межличностных отношений чрезвычайно актуально, потому что среди детей дошкольного возраста в последнее время очень часто наблюдаются такие проявления, как: жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и грубость. Они начинают закладываться, а впоследствии очень активно развиваются, в раннем и дошкольном детстве. В современной жизни изменились условия и умения взаимодействия между людьми: умение общаться, прибегать к совместным действиям, отстаивать свои интересы, при этом, не задевая личностные качества других людей. Именно поэтому к воспитанию детей дошкольного возраста предъявляют более высокие требования, чем к младшим школьникам или подросткам.

Нами было рассмотрено понятие «межличностные отношения».

Межличностные отношения — это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы, относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности ценностями, на которых основывается общения людей [2. с. 54].

Межличностные отношения — это субъективно переживаемое, личностно значимое, эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия [3. с. 75].

Классическое определение отношений личности принадлежит В. Н. Мясищеву: «Отношения — это целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности, включающая три взаимосвязанных компонента: отношение человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира». Термин «межличностные» указывает не только на то, что объектом отношения выступает другой человек, но и на взаимную направленность отношений [5, с.230].

Несмотря на то, что определений межличностным отношениям давалось большое количество, все они не противоречат друг другу, а дополняют, так как в их многообразии прослеживается общее значение этих отношений. Существенной и главной особенностью позитивных межличностных отношений, по мнению многочисленных авторов, является их эмоциональная основа. Это значит, что позитивные межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, проявляющихся у людей по отношению друг к другу. Эти отношения зарождаются в дошкольном детстве и развиваются на протяжении всей жизни.

Старший дошкольный возраст — это самый ответственный период в воспитании и развитии личности ребёнка. Взрослые: родители, воспитатели и психологи должны четко определить свою позицию в данной группе и понимать, что именно общение с детьми является самым важным и очень необходимым условием для гармоничной и всесторонне развитой личности [2, с.53].

Изучение данных факторов побуждает нас более детально рассмотреть проблему развития позитивных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста, для того, чтобы понять их возрастные особенности и психолого-педагогическую природу, которые проявляются в процессе формирования и развития этих отношений у детей в условиях группы детского сада. Что и является проблемой данного исследования.

Целю, данного исследования являлось изучить особенности развития позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста.

В процессе исследования для решения проблемы мы обозначили следующие задачи:

− изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития позитивных межличностных отношений старших дошкольников в условиях группы детского сада;

− на основе анализа психолого-педагогической литературы изучить требования к условиям и факторам, способствующим развитию позитивных межличностных отношений у старших дошкольников;

− выявить уровень сложившихся позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста, используя методы: наблюдения, социометрия, проблемные ситуации;

− составить коррекционную программу развития позитивных межличностных отношений старших дошкольников в условиях данной возрастной группы детского сада;

− провести экспериментальное исследование разработанной коррекционно-развивающей программы.

Нами были использованы следующие методы: теоретический анализ и изучение психолого-педагогической литературы по данной теме; метод наблюдения; социометрический метод; метод «проблемные ситуации»; метод статистической обработки полученных данных в результате исследования развития позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста.

Данная проблема широко изучалась многими педагогами-психологами. Например такими как: М. И. Лисина и Т. Д. Марцинковская. Они, одни из многих, в своих многолетних исследованиях обращались к вопросу становления и развития отношений детей в группе детского сада [3, с.73]. Т. В. Антонова рассматривала особенности проявлений старшими дошкольниками инициативности в поведении и общении с другими детьми того же возраста [2. с. 55]. Е. О. Смирнов, а также В. М. Холмогорова, очень глубоко изучали проблему межличностных отношений старших дошкольников [4. с. 384]. Е. В. Субботский рассматривал взаимоотношения дошкольников со сверстниками внутри отдельно взятой группы. Именно поэтому необходимо создавать необходимые условия, которые способствуют развитию позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы детского сада, что и определило тему нашего исследования.

Старший дошкольный возраст с 5 до 7 лет можно охарактеризовать, как период значительных изменений в организме ребенка. Поэтому он является определяющим этапом в развитии и созревании организма. Именно на данном этапе идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. В старшем дошкольном возрасте идёт интенсивное развитие познавательных, мыслительных и психических процессов. К познавательным процессам детей данного возраста относятся: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, а также речь (устная и письменная).

Целю экспериментально-практического исследования, являлась апробация положительной динамики развития позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы детского сада.

На данном этапе исследования мы ставили следующие задачи:

  1. Исследование начального уровня развития позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы детского сада.
  2. Реализация коррекционной программы по развитию позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы детского сада.
  3. Анализ результатов экспериментально-практического исследования по развитию позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы детского сада.

Возраст испытуемых детей от 5 до 6 лет. Дети, принимающие участие в исследовании, посещают старшую группу детского сада.

Для реализации данной цели и задач мы организовали три этапа экспериментального исследования.

Первый этап был констатирующим экспериментом.

Целью констатирующего эксперимента являлось исследование начального уровня развития позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы детского сада.

Задачами констатирующего этапа эксперимента было:

  1. Изучение социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста (метод наблюдения Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой).
  2. Определение лояльности к каждому члену группы, как основу позитивных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (методика вербальных выборов Е. О. Смирнова, М. И. Лисина).
  3. Выявление предпочтений в межличностных отношениях детей старшего дошкольного возраста в условиях группы детского сада (метод «Два домика», «Капитан корабля» Т. Д. Марцинковская, Е. О. Смирнова).
  4. Изучение влияния позитивных межличностных отношений на социометрический статус в группе (метод проблемных ситуаций «Строитель», «Одень куклу», «Мозаика» Е. О. Смирнова, Т. Д. Марцинковская).

Мы провели диагностику в контрольной и экспериментальной группе для реализации поставленных цели и задач.

В процессе проводимого исследования, мы обратили внимание, на то, что позитивные межличностные отношения между детьми находятся на начальной стадии развития. В старшем дошкольном возрасте дети проявляют симпатию к сверстникам недостаточно. Детей в большей степени интересуют собственные переживания и потребности. Негативный эмоциональный фон преобладает по многим параметрам. Но следует отметить, что большинство детей уже умеют передавать разное эмоциональное настроение, но регулировать свои эмоциональные реакции умеют далеко не все дети.

На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы. На начальном этапе эксперимента показания в двух группах находятся примерно на одном уровне развития. Мы убедились, что в сфере межличностных отношений в дошкольном возрасте еще нельзя определить четкую границу в межличностных отношениях, даже при использовании всех возможных методов.

В данном возрасте межличностные отношения, как и уровень самосознания, находится в процессе интенсивного формирования и развития. Именно поэтому мы не можем давать однозначное и окончательное заключение об индивидуальных особенностях ребенка.

Поскольку игра является основным и преобладающим видом деятельности детей дошкольного возраста, основываясь и опираясь на проведенные исследования, мы составили коррекционную программу развития позитивных межличностных отношений старших дошкольников в условиях детского сада посредством театрализованной игры.

Разработанная коррекционная программа может быть использована в практической деятельности педагогов и психолога для решения конкретных поставленных задач по формированию и развитию позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы детского сада.

Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет, которые испытывают затруднения в межличностных отношениях в группе сверстников. Занятия проводятся со всей группой 2–3 раза в неделю, их продолжительность 20–35 минут.

Целью программы являлось развитие позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры, которая способствует формированию и развитию позитивных межличностных отношений в группе между сверстниками.

При помощи программы мы решали следующие задачи:

  1. Развивать и совершенствовать позитивные межличностные отношения старших дошкольников.
  2. Устранить конфликтные ситуации между сверстниками.
  3. Научить взаимодействовать детей с окружающими.
  4. Установить позитивную и доброжелательную обстановку в коллективе.

Методы: беседы, этюды на выражение движений, игры на развитие воображения, разыгрывание сказок с помощью различных видов театра, психогимнастика, логоритмика.

Контрольный эксперимент мы проводили по окончании реализации коррекционно-развивающей программы. Нами были использованы и проведены те же диагностические методики и в тех же условиях, что и на этапе констатирующего эксперимента.

Результаты исследования уровня развития позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы детского сада после проведения формирующего этапа эксперимента в сравнении с исходным уровнем показали изменения во всех ранее рассмотренных областях. Такие параметры как: «взаимодействие» увеличился на 20 %; «партнёрство в деятельности» вырос на 15 %; «отношение сверстников» увеличилось на 16 %; «участие в действиях» составил 50 %, то есть вырос на 17 %. Так же увеличились такие показатели, как: «Готовность откликаться на предложения» стал выше на 20 % и составил 40 %; «учёт действий партнёра» — 36 %, вырос на 16 %. Показатель «эмоциональный фон» составил 52 %, он увеличился на 32 %.

Сравнение результатов развития позитивных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста по итогам экспериментов отображены в таблице.

Параметры

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Динамика

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимен

Динамика

Взаимодействие

32 %

52 %

20 %

35 %

36 %

1 %

Партнёрство в деятельности

27 %

42 %

15 %

30 %

31 %

1 %

Отношение сверстников

20 %

36 %

16 %

33 %

37 %

4 %

Участие в действиях

33 %

50 %

17 %

40 %

43 %

3 %

Готовность откликаться на предложения

30 %

40 %

10 %

29 %

31 %

2 %

Учёт действий партнёра

20 %

36 %

16 %

17 %

20 %

3 %

Эмоциональный фон

20 %

52 %

32 %

25 %

28 %

3 %

В контрольной группе коррекционно-развивающая программа не проводилась, поэтому критерии по всем параметрам изменились незначительно. Разница в изменении в показателях составила 2–4 %.

Сравнивая результаты методик до и после проведения коррекционно-развивающей программы, мы пришли к следующим выводам, в которых говорится о том, что у детей из экспериментальной группы четко прослеживается положительная динамика в развитии позитивных межличностных отношений между детьми старшего дошкольного возраста.

Таким образом, коррекционно-развивающая программа, составленная на основе бесед, этюдов на выражение различных движений, мимике и жестов; игр на воображение; психогимнастики; логоритмики и разыгрывания различных сказок, дала положительный результат и была очень эффективна. С помощью коррекционно-развивающей программы коллектив стал как одно целое. Дети научились бесконфликтно разрешать различные ситуации, договариваться между собой о взаимодействии. Позитивные межличностные отношения у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы детского сада были успешно сформированы.

В процессе теоретического изучения проблемы межличностных отношений нами было отмечено, что проблема развития позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы детского сада всегда была актуальна, многие исследователи в своих работах затрагивали именно эту тему. Все они рассматривали вопросы, связанные с условиями развития отношений между детьми, особенности их становления как личности и какие причины способствуют проявлению негативности в сложившихся отношениях.

Необходимо отметить, что именно в дошкольном возрасте ведущей деятельностью для детей является игра, а общение становится ее неотъемлемой частью и одним из главных условий. Игра детей дошкольного возраста является многоплановым и многопластовым образованием, благодаря которому рождаются разные типы детских отношений: сюжетные (или ролевые), реальные (или деловые) и межличностные отношения.

Реализация деятельности педагога по формированию позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы детского сада реализуется через использование словесных, наглядных и практических методов. Навыки межличностного общения и взаимного сотрудничества наилучшим образом развиваются и совершенствуются при использовании театрализованной игры. В совместной деятельности между педагогом и ребенком формируются доброжелательные отношения к сверстникам и взрослым, развивается умение управлять своим поведением, появляется контроль над эмоциями и чувствами.

Предлагаемая коррекционно-развивающая программа помогает снизить проявление конфликтных ситуаций среди сверстников, развитию у детей чувства эмпатии, взаимопонимания, взаимопомощи и сотрудничества а, главное, приобретению навыков межличностного общения не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Таким образом, применяя различные методики диагностики межличностных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста на практике, мы имеем возможность своевременно обнаружить проблемные, конфликтные формы в отношениях каждого конкретного ребенка с другими детьми. Использование данных методик на практике позволяет нам выявить и увидеть достаточно полную картину не только особенностей поведения детей, но также определить психологические основания того или иного поведения, направленного на других детей. Эмоциональное и практически-действенное отношение выявляются в этих методиках в неразрывном единстве, что особенно ценно для диагностики межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях группы детского сада.

Всё это свидетельствует о том, что коррекционно-развивающая программа на основе театрализованных игр действительно эффективна и способствует развитию позитивных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях группы детского сада.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 г. Москва // Российская газета «RG.RU». Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html, с. 18.
  2. Антонова, Т. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками / Т. Антонова // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 10, с.53–55
  3. Лисина, М.И. «Общение, личность и психика ребёнка» М: Изд-во Институт практической психологии — 1997 г., с. 73.
  4. Смирнова, Е. О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов / Е. О. Смирнова. — Москва: Школа-Пресс, — 1997. С. 384.
  5. Мясищев В. Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. — Воронеж, 2009, с.230.
Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, детский сад, условие группы, отношение, ребенок, дошкольный возраст, межличностное отношение детей, развитие, коррекционно-развивающая программа, межличностное отношение старших дошкольников.


Похожие статьи

Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста

В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...

Проблема развития позитивных межличностных отношений среди старших дошкольников

Человек по своей природе является биосоциальным существом. Благодаря межличностным отношениям человек становится целостной личностью, учится взаимодействовать в мире социальных связей и может удовлетворить свои потребности в общении. В статье отмечен...

Влияние общения на коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста

В современном мире коммуникация становится все более ключевой компетенцией. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развития. Данный возраст является ответственным в первую очередь и в...

Социализация детей дошкольного возраста при помощи игр

В дошкольном развитии приоритетной задачей является укрепление и охрана психологического здоровья воспитанников. В данной статье мы поднимем вопрос социализации детей дошкольного возраста, так как на сегодняшний день это актуальная проблема. Дети в д...

Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников

В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...

Влияние индивидуальных особенностей подростка на формирование взаимоотношений внутри ученического коллектива

Период обучения в школе один из наиболее важных этапов жизни каждого человека. За одиннадцать лет обучения ребенок приобретает необходимые знания, оттачивает умения и навыки, совершенствует свои способности. Вместе с интеллектуальной сферой активно р...

Развитие представлений о социальной действительности у старших дошкольников

Уже в дошкольном возрасте обусловливают развитие социальной перцепции, интереса к жизни взрослых, положительного отношения к труду и его результатам. Вместе с тем, мы можем отметить трудности проникновения современных дошкольников в те области социал...

Особенности формирования детского коллектива как фактора развития личности детей младшего школьного возраста

Детский коллектив — это группа детей, которые посещают одно учебное заведение или занимаются в одной дополнительной образовательной организации. Такой коллектив становится важным фактором развития личности детей младшего школьного возраста, так как о...

Влияние психологического климата в семье на психическое здоровье ребенка

Тема, рассмотренная в моей работе по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество дете...

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Похожие статьи

Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста

В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...

Проблема развития позитивных межличностных отношений среди старших дошкольников

Человек по своей природе является биосоциальным существом. Благодаря межличностным отношениям человек становится целостной личностью, учится взаимодействовать в мире социальных связей и может удовлетворить свои потребности в общении. В статье отмечен...

Влияние общения на коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста

В современном мире коммуникация становится все более ключевой компетенцией. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развития. Данный возраст является ответственным в первую очередь и в...

Социализация детей дошкольного возраста при помощи игр

В дошкольном развитии приоритетной задачей является укрепление и охрана психологического здоровья воспитанников. В данной статье мы поднимем вопрос социализации детей дошкольного возраста, так как на сегодняшний день это актуальная проблема. Дети в д...

Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников

В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...

Влияние индивидуальных особенностей подростка на формирование взаимоотношений внутри ученического коллектива

Период обучения в школе один из наиболее важных этапов жизни каждого человека. За одиннадцать лет обучения ребенок приобретает необходимые знания, оттачивает умения и навыки, совершенствует свои способности. Вместе с интеллектуальной сферой активно р...

Развитие представлений о социальной действительности у старших дошкольников

Уже в дошкольном возрасте обусловливают развитие социальной перцепции, интереса к жизни взрослых, положительного отношения к труду и его результатам. Вместе с тем, мы можем отметить трудности проникновения современных дошкольников в те области социал...

Особенности формирования детского коллектива как фактора развития личности детей младшего школьного возраста

Детский коллектив — это группа детей, которые посещают одно учебное заведение или занимаются в одной дополнительной образовательной организации. Такой коллектив становится важным фактором развития личности детей младшего школьного возраста, так как о...

Влияние психологического климата в семье на психическое здоровье ребенка

Тема, рассмотренная в моей работе по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество дете...

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Задать вопрос