Психологические подходы воспитания межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (242) январь 2019 г.

Дата публикации: 30.01.2019

Статья просмотрена: 203 раза

Библиографическое описание:

Тлеумбетова, К. Д. Психологические подходы воспитания межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста / К. Д. Тлеумбетова, Н. У. Садыкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 415-416. — URL: https://moluch.ru/archive/242/56013/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье определен перечень психологических условий, соблюдение которых существенно влияет на уровень межэтнической толерантности детей старшего дошкольного возраста. Доказана их эффективность на основе данных экспериментального исследования.

Ключевые слова: межэтническая толерантность, педагогические условия, учебно-воспитательный процесс, дети старшего дошкольного возраста.

Введение. Процесс формирования этнокультурной компетентности личности наряду с овладением поликультурных знаний с самого раннего возраста приобретают, без преуменьшения, общенациональное значение. Вектор развития современного учебно-воспитательного процесса направлен на воспитание граждан с глубокими моральными базисами, планетарным мировоззрением и толерантными установками. Возникла необходимость внедрения ряда педагогических условий, отвечающих требованиям времени и служащих фактором повышения уровня межэтнической толерантности детей старшего дошкольного возраста.

Воспитание межэтнической толерантности именно в старшем дошкольном возрасте обусловлено рядом объективных факторов. Прежде всего, в конце дошкольного возраста нравственные эмоции приобретают устойчивый характер и становятся регуляторами поведения ребенка.

Соблюдение норм и правил становится для ребенка эмоционально привлекательным, положительным процессом. Ребенок является по своей природе доброжелательным к миру и окружающим, а родители и педагоги отвечают за то, чтобы эта доброжелательность переросла в систему устойчивых нравственных мотивов. Кроме развития эмоциональной сферы и формирования нравственных качеств растущей личности, следует обратить внимание на развитие этноидентичности ребенка, которая в 3–4 года возникает как диффузная идентичность с этнической группой.

Понятно, что уже с самого раннего возраста растущая личность начинает осознавать сходство и различие со своей социокультурной группой. Примечательно, что этноидентичность лица является основанием для формирования его этнокультурной компетентности. Этнокультурная компетентность позволяет человеку свободно ориентироваться в мире, строить поведение внутри соответствующей культурной группы и одновременно чувствовать ее пределы. Этнокультурная компетентность является структурным компонентом межэтнической толерантности растущей личности, ведь она, прежде всего, предполагает наличие знаний и представлений о собственном происхождении, культуре, особенностях своей этнографической группы.

Психолого-педагогическая диагностика родителей позволила нам узнать их отношение к проблеме воспитания межэтнической толерантности в ДОУ. В рамках указанного аспекта воспитатели активно использовали индивидуальные и групповые формы сотрудничества с семьями, особенно при обнаружении детьми толерантного отношения к другим для корректировки такого поведения, предупреждения его в будущем. Очень ценным для нас было понимание родителей о том, что негативные явления в поведении или отношении детей могут быть вызваны супружескими конфликтами, атмосферой в семье и другими факторами.

Методическая работа воспитателей с родителями детей основываются на использовании групповых (консультации, презентации лучших идей семейного воспитания); коллективных (брифинги, дискуссии, родительские конференции) и наглядно-письменных (родительские стенды, тематические планшеты, ящик предложений, информационные письма) форм работы педагогов с родителями.

Игры, занятия, различные формы работы в аспекте гуманизации учебно-воспитательного процесса, позволяют выявить, что дошкольники, познавая самих себя, стремятся к познанию окружающих. Так, можно провести занятия под названиями «Я — маленький человек», «Каждый привлекателен по-своему», «Я — лучший, ты — лучший, все вокруг — лучшие», «Я и люди вокруг меня» и др. В большинстве случаев родители воспитанников после нескольких занятий указанного направления отмечают, что дети после занятий поднимают больше вопросов, направленных на самопознание; анализируют свои поступки и поведение других, интересуются детьми и взрослыми. По нашему мнению, это косвенно свидетельствует о формировании основ межэтнической толерантности воспитанников.

Тенденции информатизации и интегрирования общества в мировое пространство становятся все более ощутимыми в нашей жизни. Рост личности происходит в беспрекословном единстве с ним. Проблема инновационных технологий детально изучается учеными прошлого и современности. Так, этимологию понятия «инновационные технологии» и их классификацию исследуют ученые, а информатизацию ДОУ рассматривают как актуальную проблему современности. Современные исследователи не мыслят учебно-воспитательный процесс педагогических заведений без информационно-коммуникативных и компьютерных технологий. Как показали результаты нашего исследования, использование компьютера в воспитательном процессе ДОУ позволяет разнообразить методику работы с детьми, дополняя традиционное занятие.

В процессе воспитания межэтнической толерантности, эффективными оказались технологии мультимедиа — сочетание специальных аппаратных средств и программного обеспечения позволяет на качественно новом уровне воспринимать, обрабатывать и представлять различную информацию: текстовую, графическую, звуковую, анимационную, телевизионную и т. д. К мультимедийным средствам, которые могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе ДОУ, относят компьютер, колонки, CD/DVD-проигрыватель, диапроектор, оптические диски.

Мультимедийная презентация, как определенная, логично связанная, последовательность слайдов, объединенная одной тематикой и общим принципом оформления, служит воспитателям экспериментальных групп для демонстрации материалов, видео или аудиозаписей, в соответствии с изучаемой темой. Преимуществами мультимедийной презентации, по нашим исследованиям, являются: визуальное сопровождение к материалу; приближение детей к реальной жизни; быстрая подача информации и ее легкое усвоение детьми; новизна, что помогает сконцентрировать внимание детей на время; динамизм и яркость изображений, активно влияющих на эмоциональное состояние детей и создающих положительный фон на занятии.

Вывод. Применение компьютеров в процессе формирования у детей этнокультурной компетентности способствует улучшению педагогического процесса, заинтересованности темой, а также использование технологий мультимедиа приводит к облегчению труда педагогов и администрации педагогических заведений.

Литература:

  1. Кукушин В. С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме/ Ростов-на-Дону, 2001.
  2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе / М., 1993.
Основные термины (генерируются автоматически): межэтническая толерантность, старший дошкольный возраст, учебно-воспитательный процесс, этнокультурная компетентность, растущая личность, ребенок, межэтническая толерантность детей, мультимедийная презентация, процесс формирования, самый ранний возраст.


Похожие статьи

Взаимодействие ДОО и семьи как условие формирования культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте

В статье автор рассматривает основные аспекты проблемы взаимодействия ДОО и семьи в процессе формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Изучение уровня развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара

Данная статья посвящена проблеме развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара. Представлены данные эмпирического исследования.

Особенности формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста

В статье рассматриваются педагогические и методические основы и особенности процесса формирования патриотических чувств и гражданской идентичности детей дошкольного возраста в современном дошкольном образовательном учреждении.

Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания

В статье рассматриваются особенности формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников. Сделана попытка проанализировать и систематизировать результаты исследования особенностей формирования нравственных ценностных ориентаций у с...

Роль организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена роли организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.

Межличностные отношения дошкольников

В статье рассматривается тема межличностных отношений дошкольников, отмечается особое значение разновозрастных групп в формировании коммуникативных компетенций детей до семи лет. Приведены результаты исследования межличностных отношений в разновозрас...

Использование игровых технологий в социализации детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности детей старшего дошкольного возраста, а также вопросы их социализации через использование игровых технологий в соответствии с требованиями Федерал...

Система работы по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается практический подход по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста через специально организованную систему целенаправленных взаимодополняющих мероприятий, проводимых с детьми, их родителями и коллек...

Педагогические условия развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты вопросы формирования двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, раскрыты особенности создания педагогических условий развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте

В статье актуализируется проблема развития социального интеллекта у старших дошкольников. Указаны причины социальной дезадаптации детей дошкольного возраста. Описан опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в ст...

Похожие статьи

Взаимодействие ДОО и семьи как условие формирования культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте

В статье автор рассматривает основные аспекты проблемы взаимодействия ДОО и семьи в процессе формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Изучение уровня развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара

Данная статья посвящена проблеме развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара. Представлены данные эмпирического исследования.

Особенности формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста

В статье рассматриваются педагогические и методические основы и особенности процесса формирования патриотических чувств и гражданской идентичности детей дошкольного возраста в современном дошкольном образовательном учреждении.

Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания

В статье рассматриваются особенности формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников. Сделана попытка проанализировать и систематизировать результаты исследования особенностей формирования нравственных ценностных ориентаций у с...

Роль организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена роли организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.

Межличностные отношения дошкольников

В статье рассматривается тема межличностных отношений дошкольников, отмечается особое значение разновозрастных групп в формировании коммуникативных компетенций детей до семи лет. Приведены результаты исследования межличностных отношений в разновозрас...

Использование игровых технологий в социализации детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности детей старшего дошкольного возраста, а также вопросы их социализации через использование игровых технологий в соответствии с требованиями Федерал...

Система работы по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается практический подход по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста через специально организованную систему целенаправленных взаимодополняющих мероприятий, проводимых с детьми, их родителями и коллек...

Педагогические условия развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты вопросы формирования двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, раскрыты особенности создания педагогических условий развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте

В статье актуализируется проблема развития социального интеллекта у старших дошкольников. Указаны причины социальной дезадаптации детей дошкольного возраста. Описан опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в ст...

Задать вопрос